Античная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Античная риторика исключительно большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы). Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял.
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей, например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Мы - за демократическую Россию», «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий».

Вложенные файлы: 1 файл

В сфере культуры речи в публичной речи.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

Кроме того, когда вы выучили  заранее выступление, его очень  трудно сделать ярким, для этого  надо быть актером высокого уровня. Вероятно, всем приходилось наблюдать  такие выступления: выходит дрожащий, побелевший докладчик на трибуну  и, упершись взглядом в пол, начинает говорить фразами типа: «В последнее  время значительно вырастает  роль. Вместе с тем необходимо отметить».

Фразы искусственные, длинные, речь монотонная - жалкое зрелище, и  слушать невозможно. Но если выступление  целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов, и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними.

Ведь если автор речи готов  к выступлению, то сами мысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к  другому может оказаться проблемой.

Что касается написания текста, то здесь очень многое зависит  от индивидуальности докладчика. Начинающему  оратору написать целиком текст  очень даже полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает  уверенности. При этом удобно пользоваться маркерами, выделяя ими ключевые фразы разделов. И, уж конечно, никаких  зачеркиваний, надписываний.

Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий  должен тут же видеть интересующие его фрагменты. Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут  ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта, содержащего, во-первых, основные положения выступления, во-вторых- подробно прописанные переходы между частями. Если выступление предстоит важное, его желательно прорепетировать. Лучше всего, если есть живой слушатель, в крайнем случае, стоит использовать диктофон. Готовя выступление, нелишне подумать и о жестикуляции.

При произнесении речи необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Необходимо добиваться соответствия внешнего вида оратора характеру  аудитории и тематике речи. Нелепо выглядит докладчик на научной конференции  и джинсах и ковбойке. Но выступающий  на форму, например, дизайнеров, одетый в строгий деловой костюм, тоже будет испытывать трудности с  налаживанием контакта с аудиторией.

Помимо очевидных требований к опрятности и аккуратности внешнего вида оратора, необходимо заботиться об органичности связки имидж выступающего « тема речи , характер аудитории». Очень сложно добиться внимания аудитории на протяжении всего выступления, не обладая при этом достаточно четкой дикцией.

Конечно, вопросы коррекции  дефектов речи не всегда решаются оперативно, требуют помощи специалистов-логопедов. Тем не менее, человек, род деятельности которого предполагает публичные выступления, должен обратить внимание на чистоту  своей дикции, при необходимости  пройти курс специальных занятий.

Помимо дикции оратору  необходимо обратить внимание, на постановку голося, и это он может сделать  самостоятельно.

Первое правило постановки голоса - Вас должны слышать. Простая  и самая большая проблема с  голосом - стремление говорить монотонно. И действительно, пересказывая и  тем более читая заранее подготовленный конспект, трудно не говорить монотонным голосом. Изменения громкости, тона голоса, темпа речи требуют сознательного  усилия. Работать в направлении подготовки речи необходимо на последних этапах подготовки речи. Во время выступления  необходимо контролировать тон своей  речи.

Ошибкой является мнение, что  единственное, что следует делать - это говорить громким голосом. Но час громкой монотонности быстро становится часом громкого шума. В  своей речи нужно быть естественным. Приведем лишь несколько приемов  работы с тоном речи.

Каждый из них мы используем в бытовых разговорах сотни раз  в течение дня, даже не задумываясь  об этом. Использование же этих приемов  при произнесении публичной речи требует некоторых сознательных усилий:акцентирование главных слов предложения; изменение тона голоса; изменение темпа речи; использование пауз.

Не следует думать, что  нужно заставить себя выполнять  рекомендации и все получится. Если будете пытаться именно заставить себя, то выступление потеряет главное - естественность, голос станет как бы механическим. Стоит подойти к решению с  другой стороны - прислушаться к себе. В разговоре с любым собеседником любой из нас совершенно естественно для себя постоянно использует эти приемы.

В каждом слове есть ударение. Транзистор, идеология, аранжировка. Выделив  ударением один из слогов слова, остальные  слоги произносятся быстро, не привлекая  к ним внимания. Такой же подход стоит использовать к фразам. В  каждой из них есть одно или несколько  ключевых слов, несущих смысловую  нагрузку. На них следует, делаете  смысловое ударение.

Однако, способов выделить слово во фразе больше, чем отдельный слог в слове. Наряду с изменением громкости нужно пользовать изменением тона - это инструмент с колоссальными возможностями. Уместным кажется здесь известное высказывание Дениэла Вебстера.

Его можно произнести вслух, выделяя отдельные элементы фразы, например, таким образом: «Если бы все мои таланты были отняты у  меня неумолимым провидением, (пауза) а  мне был бы оставлен шанс сохранить, лишь один (пауза), я, не колеблясь, попросил бы разрешить оставить мне (пауза) искусство  говорить, (пауза) так как, используя  его, я быстро восстановил бы все  остальное».

Ключевые слова фразы  «искусство говорить» выделены не только тоном, но и паузами. Пауза до произнесенных  слов привлекает внимание слушателя  к словам, которые будут произнесены. Пауза после них дает время  на осмысление сказанного.

Обращаясь к аудитории, необходимо прислушиваться к себе. Если выступающий  заметил, что стал говорить монотонно, нужно остановиться и одернуть себя мысленным приказом: "БЕСЕДУЙ  со слушателями. Говори естественно, по-человечески. " Поможет и собственно самовнушение, и пауза, сопровождающая этот внутренний монолог, которая дополнительно  привлечет внимание аудитории. Эффективное  использование голоса состоит в  изменении темпа. Быстрая речь в  течение нескольких секунд, паузу, возврат  к нормальному темпу, затем опять  быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности- как не бывало.

Нужно добиваться автоматического, бессознательного использования приемов  привлечения внимания голосом. Именно таким образом мы применяем их в обычной бытовой речи. Естественность приходит в процессе тренировок и  практики. Повседневная манера общения  практически каждого человека нуждается  в совершенствовании - в избавлении от грамматических ошибок, слов-паразитов, корректировке жестикуляции. Совершенствование  естественную манеру разговора ведет  к усовершенствованию уровня публичных  выступлений. Совершенствование манеры разговора требует обучения. Бесплатный урок использования голоса можно  получить всего лишь послушав выступление  диктора телевидения в вечернем выпуске новостей. Великолепным учителем может стать артист разговорного жанра. Они используют свой голос  виртуозно.

Существует психологический  барьер, отделяющий выступающего от аудитории. По разные стороны от этого барьера многое происходит по-разному. Выступающий стоит - слушатели сидят. Выступающий говорит-слушатели, как правило, молчат. Этот барьер создает атмосферу я/они или мы/они. И что хуже всего - он создает отношения оппонентов. Выступающий должен время от времени переходить эту линию время от времени. Это движение через пограничную полосу скажет всем: «Я один из вас»; «Я на вашей стороне»; «Все мы в этом деле вместе». Если выступающий находится на сцене или возвышении, то еще важнее переходить барьер просто физически, спустившись на уровень слушателей на одну или две минуты. Если это непрактично, минимальное, что нужно сделать - это подойти к краю сцены

В большинстве случаев  при выступлении имеет смысл  использовать визуальные вспомогательные  средства и иллюстрации.

Из всего объема информации, попадающей в мозг человека, 75% приходит к нам посредством зрения, 13% через  слух, а оставшиеся 12% через обоняние, вкус и осязание. Именно из-за такого подавляющего преобладания зрения в познании мира и следует применять в публичной речи визуальную поддержку.

Чтобы перечислить все  визуальные средства, имеющиеся в  настоящее время в продаже, описать  их действие и оценить преимущества и недостатки каждого, понадобилось бы несколько томов. Это плакаты, схемы, слайды, сборные визуальные средства (магнитные доски, прорезные доски  и т. п. ).

Важно, чтобы демонстрационные средства были аккуратными, привлекательными и выглядели профессионально. Но они не должны быть произведением  искусства. Фактически, даже лучше, если они не являются такими произведениями. Выступление, носящее легкий домашний оттенок, производит впечатление, что  оно была подготовлена специально для  этой аудитории и привязано только к ней. Хорошие демонстрационные средства должны быть четкими, незагроможденными данными. Изображение должно быть отчетливым и простым. Цель демонстрационного средства - поддержать объяснение, а не давать объяснение. Более того, словарный материал на демонстрационных средствах обладает свойством плохо запоминаться. Это из-за того, что чтение фактически не является визуальной поддержкой. Оно больше похоже на «слушание глазами».

Поэтому не следует использовать в средствах визуальной поддержки  длинные фразы. Демонстрационные средства эффективны в наибольшей степени, когда  они по своему воздействию визуальные, а не вербальные. 
Проблема, обсуждением которой хотелось бы закончить рассказ о приемах произнесения речи - исключение проявлений страха публичного выступления. Для разных проявлений страха публичного выступления, столь часто встречающегося в жизни, медики даже придумали названия. Вот три из них: лалиофобия (страх говорить), демофобия (боязнь толпы) и катагелофобия (страх выглядеть смешным). У этих заболеваний вполне определенные симптомы:

1.Ускоренный пульс

2.Поверхностное дыхание

3.Мышечные спазмы, воздействующие  на голос

4.Пересохшая полость рта

5.Расширение глаз

6.Потные ладони

7.Напряженные нервы

Нервозность перед группой  не является психической или психологической  неполноценностью. Это нормальная и  здоровая реакция нашего тела. Это  способ природы помочь нам достичь  наилучшего. Ни в коем случае нельзя использовать лекарства от нервного напряжения, влияющие на рассудок или меняющие настроение. Нужно использовать простые и эффективные правила:

1) Дышите глубже

2) Напрягите мышцы рук  перед выходом к аудитории,  снимите спазмы мышц и напряжение  нервов

3) Представьте себе другой  интерьер, хорошие декорации, сопровождающие  презентацию

4)Выучите наизусть первые  две минуты выступления

5) Сделайте шпаргалки

6) Появитесь на один  час раньше 7)Встречайтесь, здоровайтесь  и разговаривайте.

Стоит найти, возможно, заранее  до выступления встретиться, поздороваться  и поговорить с некоторыми из слушателей. Это производит эффект причастности к аудитории.

Чем больше Вы знаете об аудитории, и чем больше они знают про  Вас, тем большую легкость Вы все  ощущаете. Вы перестанете быть чужими, а станете людьми, которые собрались  вместе на какой-то отрезок времени  для обсуждения общих интересов.

Заключение

В заключение необходимо сказать, что деловое публичное выступление - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки, касающиеся деятельности коллектива. В отчетном докладе характеризуются  результаты работы предприятия или  организации за определенный период, а также формируются перспективы  развития.

Культура девой речи отличается от других жанров концентрацией ряда качеств: эмоциональностью, четкостью  постановки проблем, насыщенностью, конкретностью, действенностью, а также сжатыми  временными границами.

Деловая информационная речь (сообщение) звучит на совещании. Обычно это актуальное сообщение, дающее новое  представление о рассматриваемом  предмете или явлении, гипотеза решения  проблемы.

Приветственная речь может  быть посвящена юбилею лица, организации, встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной дате. Главная задача этой речи - создать  приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Приветственная речь должна быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие  примеры, ассоциации, средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет следующую  структуру:

1) обращение, слова приветствия,

2) краткая характеристика  события,

3) успехи и достижения, перспективы,

4) пожелания.

На презентациях, собраниях  произносят торговую речь. История  ее возникновения восходит к воззваниям глашатых, которые ходили по улицам древних Афин и объявляли о продаже рабов, скота, изделий. Известны также старые жанры русской устной рекламы - зазывы, выкрики, острословицы. В них как средства привлечения внимания использовались рифмовка и языковая игра. Среди уличных торговцев - говорунов в Москве прошлых лет особо выделялись продавцы газет и книг. Интересно, что в настоящее время устная торговая реклама возвращается. Цель торговой речи - направленное воздействие на внимание, память, эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта цель обусловливает содержание и язык рекламного текста.

Информация о работе Античная риторика