Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.
Задачи:
- приобретение знаний по видам речевой деятельности;
- формирование знаний о сущности речевой деятельности;
- освоение основных форм и видов речевой деятельности;
- развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………… 5
1.1 Основные этапы речевой коммуникация…………………………… 5
1.2 Компоненты и ступени речевого акта………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 11
2.1 Внешняя речь…………………………………………………………. 11
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………. 14
2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………... 27
2.4 Создание собственного высказывания ……………………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
Выводы ко второй главе
Речевая деятельность – это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, формы и виды, характеризующиеся различными критериями.
Речь имеет две основные формы:
Для успешного понимания чужих высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как
- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Для успешного создания собственных высказываний необходимо
овладеть такими основными видами речевой деятельности,
как
- говорение (устное выражение мысли),
- письмо (графическое, письменное выражение мысли)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сущность речевой деятельности состоит в том, что она является одним из основных видов деятельности человека. Речевая деятельность имеет формы: внешнюю и внутреннюю. Восприятие чужой речи и создание своего высказывания - виды речевой деятельности. Необходимо знать смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, нормы речевого поведения. Овладение основными видами чтения и умениями извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать высказывания разных типов послужат решению основной задачи речевой деятельности: совершенствованию способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Речевая коммуникация - общение людей, понимается не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией . Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода.
Существуют различные модели коммуникации.
В речевой деятельности могут возникнуть коммуникативные барьеры.
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.
В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: фонетический, семантический, стилистический, логический.
Под речевой деятельностью понимается
речь как процесс.
Речевая деятельность человека является
самой распространенной и самой сложной.
Во всех речевых действиях имеет место
выполнение следующих этапов: ориентировка
в ситуации; планирование действия;
осуществление действия; контроль результатов.
Речевой акт состоит из следующих
компонентов: говорящий (адресант), слушающий (адресат),
контекст (обстановка, в которой производится
высказывание, допустим, официальное собрание,
семейный обед), передаваемая информация
(сообщение).
Выделяются три ступени речевого
акта: подготовка высказывания и его
исполнение, восприятие высказывания
и его понимание, обратная связь.
Языковое структурирование включает гипотезы выбора слов и теорию актуального членения предложения.
Развитие речевой деятельности совершенствует способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Речевая деятельность – это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, формы и виды, характеризующиеся различными критериями.
Речь имеет две основные формы:
Для успешного понимания чужих высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как
- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.
Для успешного создания собственных
высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности,
как
- говорение (устное выражение мысли),
- письмо (графическое, письменное выражение мысли)
Цели и задачи - раскрыты.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ