Культура ораторской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 20:28, реферат

Краткое описание

Потом были греки. Они обожали слушать и говорить. Вся жизнь грека проходила в бесконечных разговорах, которые они вели в беседках под тенью олив. Им удалось превратить публичное выступление в искусство, сравнимое с музыкой или танцем. Римляне добавили строгости речам, малазийцы - выспренности. Каждый народ привносил в искусство оратории что-то своё. Были времена, когда публичное выступление ценилось, и тех, кто владел этим искусством, носили на руках, но чаще, за умело сказанное слово приходилось терпеть лишения. Жаль, но мы никогда не узнаем, как именно говорил перед афинскими гражданами Демосфен, какой была проповедь Иоанна Златоуста, и что произнес в последнем слове Коперник, перед тем как сказать, что земля всё-таки вертится.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
Роды и виды ораторской речи…………………………………………….…3
Роль функциональных стилей литературного языка……….……………. 5
Функционально-смысловые типы речи…………………………………… .5
Оратор и его аудитория…………………………………………………….. 7
Композиция публичного выступления……………….…………………… 7
Приемы установки контакта с аудиторией………………..……………… 8
Основные виды аргументов…………………………………..…………….. 11
Подготовка речи и выступление…………………………………………… 12
Список литературы………………………………………………………….. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 Как бы не интересна  была тема, внимание аудитории  со временем притупляется. Его  необходимо поддерживать с помощью  следующих ораторских приемов:

 Вопросно-ответный  прием. Оратор ставит вопросы  и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

 Переход от монолога  к диалогу (полемике) позволяет  приобщить к процессу обсуждения  отдельных участников, активизировать  тем самым их интерес.

 Прием создания  проблемной ситуации. Слушателям предлагается

 ситуация, вызывающая  вопрос: "Почему?", что стимулирует  их познавательную активность.

 Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию  предполагать, размышлять.

 

 Опора на личный  опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора  позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление  от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

Замедление с одновременным  понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность  фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к  собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность  и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических

 

Троп - (от греч. trоpos - поворот, оборот речи), употребление слова или  выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении - словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи (художественный, публицистический, бытовой и др.). К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и другие.

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос  названия одного предмета на другой, это  речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."

 

Эпитет - образное определение  предмета, явления, раскрывающее его  сущность. Например: "Студент - это  не сосуд, который следует заполнить  знаниями, а факел, который надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды  прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и  ответил: «Не видишь? Вожу камни.»  Второй строитель на тот же вопрос ответил: «Зарабатываю деньги!»

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Специфика устной речи проявляется  в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

 

Основные виды аргументов.

 

 Оратор должен постараться  убедить аудиторию в справедливости  выдвинутых им утверждений, приводя  неоспоримые доводы, аргументируя  свои заявления. Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация – приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения – убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.

Аргументы бывают разные, в риторике рассматривают следующие  их виды:

 

1.Аргументы к существу  дела. Такими аргументами являются  факты, полученные в результате  наблюдения, а также документы,  статистический и цифровой материал  и т.д.

2. Аргументы к человеку, они призваны воздействовать на слушателей эмоционально и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела. Аргументы к человеку разнообразны, назовем лишь некоторые из них:

аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается  на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);

аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и так противостоять  оппонентам, что бывает часто на митингах, в суде);

аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);

аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);

аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и этим склонить их в свою сторону).

Аргументы к человеку не всегда корректны, поэтому не будем  рекомендовать современным ораторам пользоваться ими. Единственное исключение представляет аргумент к авторитету, нередко используемый в научных докладах, академических речах. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что не все высказывания авторитетных людей можно безусловно признать истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.

 

 Подготовка речи и выступление.

 

 Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Вбирая тему, следует обдумать название лекции, оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.

Оратор должен четко  определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут  ее слушатели, и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать  состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.

Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим  материалом и составление самой  речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление. При изучении материала можно обращаться к различным справочникам, пособиям словарям и так далее.

Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или  план, который лучше сделать развернутым, предельно полным.

Существует три способа  выступления: чтение текста, воспроизведение  его по памяти с чтением отдельных  фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное  изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал большой и совершенно новый для выступающего. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становиться быстрой, монотонной и утомляет слушателей.

 

 Речь должна тщательно  готовиться: необходимо определить  тему, цель название выступления  с учетом состава слушателей  и обстановки. Затем составить  предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.

На заключительном этапе  подготовки к выступлению нужно  еще и еще раз проанализировать его, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи», Москва 2006г.
  2. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев «Культура русской речи», Москва 2000г.
  3. Ножин Е.А. «Основы советского ораторского искусства», Москва 1981г.
  4. Сопер П. «Основы искусства речи», Москва 1992г.
  5. Андреев В И. «Деловая риторика. Народное образование», Москва 1995г.

 

 


Информация о работе Культура ораторской речи