Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:48, курс лекций

Краткое описание

Лексикогра́фия (др.-греч. λεξικόν, lexikon — «словарь» и γράφω, grapho — «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.
Практическая лексикография выполняет общественно важные функции, обеспечивая обучение языку, описание и нормализацию языка, межъязыковое общение, научное изучение языка. Лексикография стремится найти наиболее оптимальные и допустимые для восприятия способы словарного представления всей совокупности знаний о языке.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_kulture_rechi.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

Своеобразным сочетанием топонимического  и словообразовательного словарей являются издания: 1) "Словарь названий жителей РСФСР", содержащий около 6 тыс. названий, под редакцией А. М. Бабкина (1964), 2) "Словарь названий жителей СССР", содержащий около 10 тыс. названий, под редакцией А  М Бабкина и Е. А. Левашова (1975)

Словари иностранных  слов

Первым словарем иностранных слов был рукописный "Лексикон вокабулам  новым по алфавиту", составленный в начале XVIII в. На протяжении XVIII-XIX вв. вышел ряд словарей иностранных слов и близких к ним терминологических словарей.

В настоящее время наиболее полным является "Словарь иностранных  слов" под редакцией И. В. Лехина, Ф Н. Петрова и др. (1941 г., 18-е  издание - в 1989 г.) В словаре дается краткое объяснение слов и терминов иноязычного происхождения, встречающихся  в различных стилях, указывается  происхождение слова, в необходимых  случаях отмечается путь заимствования.

В 1966 г. вышел двухтомный "Словарь  иноязычных выражений и слов..." А. М. Бабкина и В. В. Шендецова (2-е издание - в 1981-1987 гг.). В нем собраны слова и выражения иностранных языков, употребляемые в русском языке без перевода, с соблюдением графики и орфографии языка-источника.

Словари языка писателей  и словари эпитетов

Самым крупным словарем языка писателей  является "Словарь языка Пушкина" в четырех томах, содержащий свыше 21 тыс. слов (1956-1961 гг., дополнение к нему "Новые материалы к Словарю  А. С. Пушкина" - 1982 г.). Словарями одного произведения являются "Словарь-справочник "Слово о полку Игореве", составленный В. Л. Виноградовой (выпуск 1, 1965 г., выпуск б-в 1984 г.); "Словарь автобиографической трилогии М. Горького" (составители - А В. Федоров и О И Фонякова, 1974, 1986 гг.) В последнем словаре представлены имена собственные (личные имена, географические названия, заглавия литературных произ ведений)

Наиболее полным словарем эпитетов является "Словарь эпитетов русского литературного языка" К. С Горбачевича и Е. П. Хабло (1979). В словаре представлены разного рода эпитеты (общеязыковые, народнопоэтические, индивидуально-авторские), а также широко распространенные терминологические определения. Еще ранее (1975) был издан "Краткий словарь эпитетов русского языка" Н. В. Ведерникова - учебное пособие, содержащее 730 существительных и 13270 эпитетов к ним.

Словари сокращений и  словари лингвистических терминов

"Словарь сокращений русского  языка", вышедший 4 изданиями, является  наиболее полным. Последнее, под  редакцией Д. И. Алексеева (1984), включает в себя около 17 700 сокращений  разного типа (сокращенных слов, аббревиатур).

Первыми изданиями словаря лингвистических  терминов были "Грамматический словарь" Н. Н. Дурново (1924) и "Лингвистический  словарь" Л. И. Жиркова (1945). Наиболее полным, отражающим современное состояние языковедческой науки, содержащим 7 тыс. терминов с переводом на английский язык и сопоставлениями из французского, немецкого и испанского языков является "Словарь лингвистических терминов" О. С. Ахмановой (1966 г.; 2-е издание-в 1969 г.).

В качестве пособия для учителей средней школы тремя изданиями  был выпущен "Словарь-справочник лингвистических терминов" Д. Э. Розенталя  и М. А. Теленковой (последнее, 1985 года, содержит около 2 тыс терминов).

 

Правила, законы и приемы общения

Коммуникативные законы – устойчивые взаимоотношения и взаимосвязи  между компонентами коммуникативной  ситуации, повторяющиеся в разных речевых взаимодействиях.

Закон возрастающего нетерпения слушателей.

Закон первичного отторжения новой  идеи: непривычная идея отвергается  собеседником, если она противоречит, сложившимся у него представлениям об этом.

Закон ритма общения. Соотношение, говорение и молчание в речи каждого человека величина индивидуальная и постоянная. Элиот Чаппл.

Закон речевого самовоздействия. Гласит, что проговаривание эмоция, идей или мыслей, формирует эту самую мысль. Вербальная констатация идеи позволяет не только утвердится в этом идее, но и помогает достичь ее реализации.

Закон отторжения публичной критики.

Закон доверия простым словам. Закон  коммуникативной простоты (чем проще  твои слова, чем яснее твои мысли, тем лучше тебя понимают). Закон  ускоренного распространения негативной информации.

Закон коммуникативных замечаний.

Правила общения – это сложившиеся  в обществе рекомендации по общению. Общение на уровне просьб, а не приказов и т.д. Основные приемы общения (приемы речевого воздействия). Приемы общения:

  1. Визуальный контакт;
  2. Привлечение невербальных средств:  улыбка, поза, жесты, мимика и т.д.;

Эффективному общению и культуре общения следует учиться так же, как основам грамоты, и для этих целей следует учитывать коммуникативные законы, правила и приемы.

 

Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие в процессе коммуникации, причины, затрудняющие понимание и  восприятие.

По классификации коммуникативные  барьеры бывают:

- логические

- стилистические

- семантические (смысловые)

- фонетические

- барьеры восприятия

В процессе вербализации слушающий  расшифровывает смысл вербального  сообщения по-своему, то есть в процессе декодирования усваивается смысл  сказанного и на пути могут стоять логические барьеры. Логические барьеры возникают в следствие различных типов мышления.

Логические барьеры возникают  по причине различной мыслительной деятельности, неточности высказывания, быстрый или медленный темп, неполная концентрация внимания, смысловые разрывы  в высказываниях, обилие профессиональных терминов.

Стилистический барьер. Действие барьера  сводится к тому, что стилевые характеристики вербальной информации могут препятствовать ее восприятию. Начало и конец любого высказывания должны быть четко высказаны.

Правило цепи – внутренняя структура.

Семантический барьер6

- тезаурус

- различие социальных, религиозных,  политических мировоззрений

- различие в статусно-ролевом общении

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи.

 

СРС: барьеры восприятия и понимания.

1) Барьер предвзятости и беспричинной  негативной установки.

Выражается он во внешне необоснованном отрицании  взаимодействия с человеком. При этом совершенно не важно, какой это будет человек.

2) Барьер отрицательной установки.

Как правило, кто-нибудь из людей сообщает Вам что–то отрицательное о человеке, и Вы подсознательно начинаете думать также. Но, лучше изначально относиться к новым людям с позитивных доброжелательных позиций, оптимистично. По крайней мере, до тех пор, пока человек не докажет обратное.

3) Барьер боязни контакта с  человеком.

Выход из такого положения заключается  в анализе того, что способствует такой боязни. Необходимо абстрагироваться от эмоциональных оценок, а следует  прибегнуть к рациональной оценки ситуации.

4) Барьер ожидания непонимания.

Вы боитесь, что человек может  понять Вас неправильно. Хорошо бы иметь  на этот случай план беседы с человеком, продумать не только о чем Вы будете говорить, но и как  Вы будете это делать. От того, как мы говорим, на самом деле, зависит очень много.

5) Барьер неверных  стереотипов.

Вообще стереотип – это образ  человека или группы людей, основанный на нескольких свойствах, причем не самых  основных. Стереотипы, мифы, ярлыки, иллюзии  – все это мешает продуктивному  общению.

6) Возрастной барьер.

Часто возникает между взрослыми  и детьми (как вариант – родители дети), между разными поколениями  людей. В этом случае очень важно  изначально устанавливать доверительные  отношения.

 

 

28.03.13

Вербальные и невербальные средства общения

Невербальное общение – общение  при помощи мимики, жестов и др.

«Язык телодвижений» Алан Пиз

Более 80% информации передается невербально.

Различают :

- оптико-кинестические средства: мимика, жесты, поза, взгляд, изменение цвета кожи.

- паралингвистические средства: тон  голоса, громкость голоса, тембр,  высота звука и интонация 
- экстралингвистические компоненты: пауза-хезитация (пауза обдумывания)

Различают жесты: указательные, символические, изобразительные, эмоциональные, ритмические.

В невербалике важен визуальный контакт.

Проксемика – положение тела в пространстве и положение относительно собеседника.

Зоны:

Интимная <45

Личная 45-120

Социальная 120-350

Публичная >350

 

Такесика (похлапывания, рукопожатия, объятия)

Ольфакторные компоненты (связанные с запахами)

 

 

Спор

Спор – это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемой проблемы и стремится опровергнуть доводы другой стороны.

Еще со времен Аристотеля выделяют три  вида спора:

Ad red («к цели») спор, в котором рождается истина

Ad rem («по факту»)

Ad rominem («к мнению толпы»)

Современная классификация споров:

- диспут – «рассуждаю»

- дискуссия – одна из важнейших  форм коммуникации, метод решения  спорных проблем

- полемика – «воинствующий, враждебный»

- дебаты – форма делового  общения

Существуют тактика и стратегия  спора:

  1. Инициатива
  2. Прием опровержения противника его же приемом
  3. Подмена тезиса

Корректные приемы ведения споров:

- аргумент к публике

- аргумент к личности

- аргумент к авторитету

- аргумент к невежеству

- аргумент к жалости

Рекомендации и требования к  ведению спора:

- каждый спор должен иметь  свою тему 

- обоснование темы

- общность исходных позиций  сторон

- знание логики (закон тождества,  закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания)

- проявлять гибкость

- не боятся признавать ошибки

Доказательность и убеждение –  две стороны одного процесса.

Любое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента:

- тезис

- аргументы

- демонстрация или форма, способ – логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргумента.

Убеждение чаще базируется на внушении.

Спор – это наука убеждать: психологическим фактором является внушение.

Факторы, способствующие повышенной внушаемости:

- неуверенность в себе

- низкая самооценка

- робость, тревожность, беспокойство

- чувство собственной неполноценности

- повышенная эмоциональная впечатлительность

- слабое владение логикой

- вера в авторитет

Принцип терпимого отношения к  инакомыслящим

 

Основа ораторского искусства

 

Риторика как наука – это  способность убеждать словом. Так  утверждал Платон.

Риторика как наука возникла одновременно в древней Греции и  Древнем Риме, Египте, Ассирии и  Вавилоне и связана с такими именами  как Платон, Аристотель, Демосфен, Демокрит, Перикл.

В Древнем Риме профессия оратора  была самой почетной и по утверждению  Цицерона «существует только два  искусства, которые могут вознести человека на небывалую высоту, на самую  высшую ступень почета: 1 – искусства  хорошего полководца, 2 – искусство  хорошего оратора.

Древнеримские ораторы Марк Котон старший, Квинтилиан, Цицерон.

Современная риторика – наука об убедительной и действенной речи; искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Оратору необходимы качества: обаяние (харизма), артистизм, уверенность, объективность  и увлеченность.

«Цветами  красноречия усыпан путь к любой  карьере» А.П.Чехов.

Подготовка  к выступлению:

- выбор  темы и определение целевой  установки.

- подбор  материала, его изучение и анализ.

Информация о работе Культура речи