Основные единицы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:37, лекция

Краткое описание

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт - лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.

Содержание

1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества.
2. Понятие речевого события, его характеристика.
3. Основные признаки речевой ситуации.
4. Речевой этикет.

Вложенные файлы: 1 файл

руский.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

Как научиться эффективно слушать

Умение внимательно  и эффективно слушать достигается  длительными тренировками, во время  которых следует забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и заключениями. Одна из американских методик рекомендует:

Слушай со вниманием,

Слушай - не болтай,

Слушай, что человек

Может сказать,

Не может сказать,

Не хочет сказать.

Сейчас в мировой  практике применяется несколько  методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать. Вот некоторые из них.

1. Принять активную  позу. Специалисты считают, что  правильная посадка тела помогает  нам создать умственную сосредоточенность  и, наоборот, когда мы расслабляем  тело, то же самое испытывает  наш мозг.

2. Сосредоточить  взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.

3. Поддерживать устойчивое  внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие - "пробежка" глазами по столу, взгляд на бумаги, которые вы принесли с собой, - заставляет распределять наше внимание между говорящим и посторонними предметами.

4. Логически планировать  процесс слушания. Все запомнить,  что нам говорят, трудно, но  главные мысли - необходимо. Иногда  опытный оратор или собеседник  в своей речи выделяет основные  положения и разъясняет их, но  чаще это приходится делать  самому слушателю. Для понимания  общего хода мысли собеседника  особое значение имеют вводные  фразы. Желательно в процессе  беседы или выступления два  раза быстро проанализировать  и обобщить высказанные суждения. Наиболее удобный момент для  этого - паузы.

Слушая интересное выступление, мы нередко стараемся  предугадать, что будет сказано  далее. Это не праздное гадание, а  активное мышление, которое помогает нам все запомнить. "Мысленное  опережение" речи собеседника или  оратора является не только одним  из средств настройки на одну с  ним волну, но и хорошим методом  запоминания его речи.

5. Преждевременно  не оценивать беседу или выступление.  Всегда подавляйте в себе соблазн  оценивать беседу или выступление  сразу же после первых слов  вашего собеседника или докладчика. Это надо делать в конце.  Любая речь должна быть выслушана  полностью.

М. Вудкок, Д. Френсис пишут: "Те, кто действительно умеют прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:

- Направлять свое  внимание: посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не позволяйте  себе отвлекаться.

- Следить за невербальными  знаками: наблюдайте за выражением  лица и движениями человека, выражающими  невысказанные, но важные отношения  и чувства.

- Не выносить оценок  до тех пор, пока полностью  не уясните взгляды другого  человека.

- Не позволять  себе перебивать другого: прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.

- Проверять свое  понимание: повторяйте сказанное,  уточните сказанное своими собственными  словами.

- Выявлять логику  высказываний: найдите образец, по  которому строятся высказывания  другого человека, и постарайтесь  выявить содержащуюся в них  логику допущения.

- Представлять свою  поддержку: поощряйте свободное  высказывание суждений". [Раскрепощенный менеджер. - М., 1991, с.171-172]

В книге "Маргарет Тэтчер: человек и политик" автор  подчеркивает важность умения слушать  для политика: "Умела ли она  слушать? Как многие политики, она  предпочитала говорить сама… Впрочем, может, это не только ее специфическая черта, а примета нашего века. Еще великий русский писатель А.И. Куприн в одном из своих рассказов писал: "Среди современников исчезает мало-помалу простое и милое искусство вести беседу… Совершенно пропало умение и желание слушать, исчез куда-то прежний внимательный, но молчаливый собеседник, который раньше в душе переживал все извивы и настроение рассказа… Теперь всякий думает только о себе. Он почти не слушает, стучит пальцами и двигает ногами от нетерпения и ждет не дождется конца повествования, чтобы, перехватив изо рта последнее слово, поспешно выпалить: "Подождите, это что! А вот со мной какой случай случился". К чести Тэтчер, надо отметить, что хотя она сама и любила говорить, но она умела и слушать. А это для политика немаловажное достоинство. Она слушала собеседника внимательно, чтобы не только лучше понять его точку зрения и оценит его доводы, но и найти слабые места и сосредоточить свой ответ именно на них". [В.И. Попов. Указ. раб., с. 411]

В настоящее время  издается большое количество литературы по речевому этикету, в том числе  и по деловому этикету, например: Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994; Ягер Дж. Речевой этикет. - М., 1994; Энциклопедия этикета. - СПб., 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается  под риторическим термином "речевое  взаимодействие"?

2. Как Библия оценивает  роль слова в жизни общества?

3. Как понимается  термин "речевое событие"?

4. Назовите основные  признаки речевой ситуации.

5. Назовите известные  условия эффективной (убеждающей) речи.

6. Назовите известные  цели произнесения речей.

7. Какие этические  требования предъявляются говорящему для успешного общения?

8. Как понимается  термин "речевое поведение"  говорящего?

9. Что Вы можете  сказать о правилах русского  речевого этикета?

10. Назовите известные  Вам работы о русском речевом  этикете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные единицы общения