Основные проблемы по сочинению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:50, доклад

Краткое описание

А.С.Пушкинроман в стихах «Евгений Онегин»
1.Татьяна Ларина близка к народу, к природе, духовно перерастает, превосходит Онегина. Верна своему мужу.Проблема духовности. Сатирически описываются гости на именинах Татьяны.
2.Евгений Онегин – молодой светский человек 20-30 г. 19 века, тип «лишнего человека», образованный, без цели. Участвует в дуэли, боясь сплетен, убивает друга. Проблема воспитания.
3. помещик Ленский – поэт- романтик, гибнет на дуэли

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

А.С.Пушкин

роман в стихах 

«Евгений Онегин»

1.Татьяна Ларина  близка к народу, к природе,  духовно перерастает, превосходит  Онегина. Верна своему мужу.Проблема духовности. Сатирически описываются гости на именинах Татьяны.

2.Евгений Онегин  – молодой светский человек  20-30 г. 19 века, тип «лишнего человека»,  образованный,  без цели. Участвует в дуэли, боясь сплетен, убивает друга. Проблема воспитания.

3. помещик Ленский  – поэт- романтик, гибнет на дуэли

 

повесть «Капитанская дочка»

1.Пётр Гринёв  мог остаться недорослем, но, благодаря отцу, его наставлениям, достойный офицер, порядочный человек. Проблема воспитания.  2.Пугачёв Проблема крестьянского бунта, проблема сильной личности  3.Маша Миронова – капитанская дочка - идеал женской верности.   4.Швабрин недостойно ведёт себя на дуэли,

5.Савельич – слуга  Гринёва, заботливый, преданный

А.С.

Грибоедов

комедия

«Горе от ума»

1.Чацкий – трагический  герой, тип «лишнего человека»  («Служить бы рад – прислуживаться  тошно»)  2.Фамусов – представитель «века минувшего»

3.Софья воспитана  на французских романах.  4.Молчалин угождает всем, служит в доме Фамусова  5.Скалозуб - циничный фицер, противник образования

М.Ю. Лермонтов

роман «Герой

нашего

времени»

1.Печорин – офицер, служит на Кавказе, тип «лишнего  человека». Образованный молодой  человек, но циничный, безнравственный,  играет судьбами людей. Однажды  активно действует, обезоруживая  пьяного казака, творит добро  для других. Только наедине с  природой (сцена перед дуэлью) и  в дневнике раскрывается его  глубокая, противоречива натура.

2.Грушницкий –  заурядный человек, совершает  подлость во время дуэли (незаряженный  пистолет)  3.Максим Максимыч служит с Печориным, но не понимает его, пример «маленького человека»

4.княжна Мэри  из светской барышни, благодаря  любви к Печорину, преображается  в  мыслящую натуру.  5.черкешенка Бэла, похищенная Печориным,  гибнет в крепости от руки Казбича

Н.В. Гоголь

поэма «Мёртвые

души»

1.Чичиков - делец-предприниматель,  он скупает у помещиков мёртвые  души крестьян.   Проблема гибели души. Проблема воспитания (наставление отца беречь копейку)   2.Манилов( склонность к пустым фантазиям), Коробочка (весь мир оценивает с точки зрения купли и продажи), Ноздрёв ( просторечные, грубые слова, необразованность), Собакевич (богатырские силы растрачивает на еду), Плюшкин. В главе о нём - лирические отступления автора о юности. Проблемадеградации личности, необразованность помещиков

И.А. Гончаров

роман «Обломов»

1.Обломов - национальный  русский характер (во внутренних  монологах обнаруживается его  чуткая, глубокая натура, но непрактичный). Проблема барского воспитания с заботой о пище и сне (глава 10 - Сон Обломова)  2.Штольц предприимчивый, деловой, лишён душевности.    3.Ольга Ильинская музыкальна, поэтична.    4.Агафья Пшеницына. В её доме Обломов обретает желанную Обломовку, снова надевает халат.

И.С. Тургенев

роман

«Отцы и дети»

1.Базаров – медик,  учёный. Проводит опыты над лягушками. Проблема временного и вечного. Проблема духовного опыта, отцов и детей.

2. Аркадий Кирсанов    3.аристократ Павел Петрович. Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, поколений одной семьи).   4.Николай Петрович – отец Аркадия (авторская позиция).Проблема отношения к природе, искусству (музыки и поэзии), семейным связям.

Ф.М. Достоевский

роман 

«Преступление и  наказание»

1.студент Раскольников. Духовный путь и эволюция внутреннего  мира. Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало). Проблема искупления греха.    2.Соня. Проблема милосердия, самопожертвования, гуманности.   3.чиновник Мармеладов. Проблема «маленького человека».   4.следователь Порфирий Петрович. Проблема ответственности за свои поступки.   5.Лужин – несостоявшийся жених Дуни. Главное в его жизни – личный интерес. Проблема циничного отношения к людям

А.Н. Островский

драма «Гроза»

1.Катерина.  Проблема социального конфликта с «тёмным царством», проблема греха, внутренний конфликт с самой собой

2.Кабанова.  Проблема власти, деспотизма, домашнего тиранства.

3.купец Дикой.  Смена власти традиции властью денег.

4.Тихон – муж  Катерины, полностью зависит от  воли матери, пренебрежительно относится  к жене.

5.Борис слабый.    6.Кулигин – механик-самоучка. Ценит природу и поэзию. Проблема образования.

Л.Н.Толстой

роман-эпопея «Война и мир»

1.Пьер Безухов  – наследник огромного состояния.  Проходит свой путь духовных  исканий от масонства до тайного  общества. Проблема истинной дружбы (с князем Андреем).   2.князь Андрей Болконский. Проблема чести, долга офицера и человека. В Аустерлицком сражении получает ранение и видит небо, как символ вечности. Крушение идеала Наполеона, осознание безумия войны.   3. Наташа Ростова. Проблема гармоничной личности(танец Наташи у дядюшки, её пение).  4.Элен. Внешняя красота, ложная красота и внутренняя пустота.   5. Платон Каратаев – мужик, солдат, с которым Пьер знакомится в плену у французов и благодаря которому  к Безухову (после расстрела пленных) возвращается вера в жизнь, в Бога, в людей.

Н.С. Лесков повесть

«Очарованный странник»

Иван Флягин. В запале убивает монаха, искупает грех, нянчится с чужим ребёнком, бежит из плена, сталкивает с обрыва цыганку... уходит в монастырь. Хочет послужить родине.  Проблема русского характера. Проблема духовного преображения простолюдина.

А.П. Чехов

рассказ  «Человек в футляре», «Ионыч»

Своеобразие темы «маленького  человека». Проблема футлярной, искусственной жизни, проблема гибели души.

 

комедия «Вишнёвый  сад»

1.Раневская –  хозяйка имения - приезжает из-за  границы, куда и возвращается. Проблема гибели дворянской усадьбы, гибели красоты, души, взаимоотношений между людьми (диалоги в пьесе не выстраиваются, герои не слышат друг друга). Проблема памяти.   2.Гаев – брат Раневской (не к месту употребляет постоянно бильярдную лексику, во рту леденцы)   3.Аня – дочь Раневской, вместе с Петей Трофимовым(для него сад –символ крепостничества) устремлена в будущее.   4.старый слуга Фирс, которого забывают в доме    5.Лопахин покупает сад, губит красоту.

 

рассказ «Господин  из Сан-Франциско»

Противопоставление  сиюминутных ценностей цивилизации  и вечных ценностей культуры(пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов).

А.И. Куприн

повесть «Гранатовый  браслет»

1.чиновник Желтков.  Противопоставление понимания любви  Желтковым и обществом, собирающимся  в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви

2.княгиня Вера. Пробуждение  души холодной княгини, гармония  с собой, природой. Роль искусства,  музыки   3.муж и брат княгини

М.Горький

пьеса «На дне»

1.Лука появляется  в ночлежке, считает, что человека  надо жалеть. Спор о человеке. Понятие правды      2.Сатин    3.Клещ  4.Барон Представлены все сословия: вся Россия на дне.   5.Актёр повесился, безвыходное положение,  неспособность к действию   6.вор Васька Пепел  7. Анна умирает («Шум смерти не помеха», - говорит Бубнов)  8.хозяин ночлежки Костылёв.  Его положение чуть лучше, чем у ночлежников, занимает деньги

А.А. Ахматова

поэма «Реквием»

Проблема  памяти.. Автобиографическая поэма посвящена жертвам сталинского режима. Героиня, обращаясь к христианским образам, говорит о трагедии матери и всего народа.

Е.И. Замятин

роман «Мы»

Д 503 – главный  герой, строитель интеграла, от лица которого ведётся повествование  – его записи.   О 90,    
 I 330  - женские образы. Любовь как спасение от гибели.   Представление общества в образе обезличенного механизированного государства. Проблема творчества, человеческих связей в тоталитарном государстве.

М.А. Булгаков

роман «Мастер и  Маргарита»

1.Воланд    2.Мастер. Проблема творчества, ответственности,  истины, любви. Нравственный выбор.    3.Маргарита.  Проблема сострадания, милосердия, духовности человека. Маргарита, ставшая ведьмой, пожалела на балу Фриду, попросив не подавать ей платок, которым та удушила ребёнка. Успокоила плачущего мальчика, когда пролетала на метле и громила квартиру критика Латунского, виновного в трагедии Мастера.

4.Берлиоз - председатель  МАССОЛИТа. Проблема истинного творчества, веры и безверия. Писатели в Доме Грибоедова описываются сатирически, им чужды духовные интересы.    5. Иван Бездомный   Сатирическое изображение Москвы 30-х годов 20 века, её жителей (директор театра Варьете – Стёпа Лиходеев, не исполняющий свои служебные обязанности должным образом, отправлен Воландом в Ялту).

А.И. Солженицын

рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Лагерный быт  в изображении Солженицына. Воспитанная  годами советской истории способность  человека приспосабливаться к самым  страшным обстоятельствам.

рассказ

«Матрёнин двор»

Образ Матрёны-праведницы. Скрытое величие души простого человека.

В.Г. Распутин

повесть «Прощание  с Матёрой»

старуха Дарья    сын и внук Дарьи.   Экологическая проблематика затопление деревни, разорение кладбища, уничтожение природы. Разрушения традиционных этических ценностей. Судьба малой родины.


 
Проблематика  романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", или литературные аргументы к ЕГЭ  

             Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Как победить зло? Что есть добро для человека и что есть зло для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для М.А.Булгакова они приобрели особую остроту потому, что в то время в стране торжествовало зло. Центральная проблема в романе «Мастер и Маргарита» - проблема добра и зла, вечное их противостояние и борьба в душе человека. Нравственная сила Иешуа заключается в том, что, будучи даже в положении осуждённого на казнь, он остаётся человеком, видит душу другого, понимает его и старается помочь. Также Маргарита после бала у Сатаны просит за страдающую Фриду, забыв о своём желании вернуть Мастера.       

Что такое  истина? С образом Иешуа связана проблема внутренней свободы человека, который при любых обстоятельствах не может поступиться истиной. Истина его заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения. 

        Глубокая философская проблема взаимоотношения власти и личности, власти и художника находит отражение в нескольких сюжетных линиях романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: в судьбе Мастера как автора романа о Понтии Пилате и в истории Иешуа и Пилата.  Мастер дерзнул описать жизнь, страдания, учение Иешуа как исторический факт и противоборство палача и жертвы, способные повториться в любую эпоху. Судьба Мастера - участь многих художников, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.    

 Проблема  ответственности человека, нравственного  долга, выбора. Боясь погубить свою карьеру, Понтий Пилат, герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», поступает против человеческих убеждений и совести, отправляя на смерть бродячего философа. Берлиоз идёт на компромисс с властью и совестью, забыв об истинном назначении литературы, творца. Мастер наделён способностью угадать истину. может спасти людей от забвения, но он не выдерживает борьбы за свой роман, сжигает его, за что заслужил не свет, а покой.                 

 Любовь  как спасительная сила для человека. Маргарита соглашается стать королевой бала у сатаны и с достоинством поистине королевским принимает его гостей - злодеев всех времен и народов. Бал как испытание Маргариты. Писатель показывает, что любовь земная, - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, возникшая «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена.            

  Тема духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых заблуждений. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов. Булгаков осуждает атеизм, не имеющий истинной моральной основы.         

 Важная мысль автора, утверждаемая его романом, — мысль о бессмертии искусства, или проблема истинного искусства. “Рукописи не горят”, — говорит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продолжение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемственности идей, их наследовании.                      

Автор рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом — это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.             

Опасаясь доноса кесарю о том, что он отпустил государственного преступника, Пилат обрекает Иешуа на мучительную казнь. Но оказывается, что мучиться придется гораздо больше самому Пилату. За трусость, главнейший человеческий порок, прокуратор будет наказан столетиями одиночества, пока тот, кого он осудил без вины, не простит его, не  
отпустит на свободу. Именно проблема свободы главная в романе. Внешне свободен Пилат: все подвластно ему, но внутренне Иешуа гораздо свободнее: страх смерти не заставит Га-Ноцри отступиться от убеждений.

Аргументы по поэзии  
 
А.С.Пушкин

Тема  творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образе поэта А.С.П. воплотил в  стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета.  Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово  было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества, поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как  высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни, о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем , выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.

С.А.Есенин

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти, о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ  «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».

В стихотворении  на тему любви «Заметался пожар голубой…»противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.

Тема  судьбы России, тема родины  звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

А.А.Блок

Тема  России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен.  Стихотворение«Русь»  прочитывается  как исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине  в цикле «На поле Куликовом», который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.

Любовь  в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении«Незнакомка» образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни,преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка.  Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме»  – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание  «О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую  композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви.  Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.

Философское восприятие жизни, трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война. 

А.А.Ахматова

Патриотическая  тема, тема родины(поэма «Реквием») звучит в лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла. В цикле «Тайны ремесла»лирическая героиня заявляет: «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.

Б.Л.Пастернак

Тема поэта  и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.

М. Ю. Лермонтов 

Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль  стихотворения «Дума» - размышления о судьбах поколений. Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.

Ф.И.Тютчев

Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская  лирика. Природа в лирике Тютчева  одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между  временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись ( аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.

Информация о работе Основные проблемы по сочинению