Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:18, реферат
Цель работы состоит в ознакомлении с такими понятиями как: дискуссия, мозговая атака (мозговой штурм), спор, полемика и основными правилами процесса их проведения.
Предмет работы: дискуссия, полемика, спор, мозговая атака (мозговой штурм).
Объект работы: методы и правила проведения дискуссии, полемики, спора, мозговой атаки (мозгового штурма).
Введение.............................................................................................3-4
Дискуссия и основные правила ее проведения...............................5-6
Стадии проведения дискуссий....................................................6-7
Виды дискуссий........................................................................... 7-8
Примеры дискуссий....................................................................8-10
Полемика.........................................................................................11-12
3.1 Цель полемики..........................................................................12-13
3.2 Примеры полемики..................................................................13-14
Мозговая атака (мозговой штурм).....................................................15
4.1 Стадии мозговой атаки............................................................15-17
4.2 Примеры мозговой атаки..............................................................17
Спор.......................................................................................................18
Виды спора............................................................................... 19-20
Примеры спора..........................................................................20-21
Заключение......................................................................................22-23
Список используемой литературы................................................24-25
Цель полемики.
Победа над другой стороной, утверждение своей точки зрения. Средства, которые употребляются в полемике, могут быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все. Каждый из участников применяет те приемы, которые считает необходимыми для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике называется не оппонентом,как в дискуссии, а противником. Вследствие этого, полемика очень сильно отличается от дискуссии и в отношении применяемых средств, и в отношении цели. В основном метод полемики пересекается с методом дискуссии при ведении спора. Крайний случай полемики – риторический спор, в котором важно не приблизится к истине, а лишь одержать победу над противником.11
Примеры полемики.
Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблем. А. Осборн в конце 30-х годов ХХ в. предложил мозговую атаку как метод, который был направлен на активизацию творческой мысли учащихся. Для этого применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека для повышения уверенности в себе и проявляющие на этой основе механизмы творческого акта. Для стимулирования и активизации творческой активности, по мнению А. Осборна, достигается посредством четырех правил:
– поощряется необузданное ассоциирование и выдвижение необычных идей;
– исключается критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания ее плохой;
– разрешается улучшать идеи, комбинируя и видоизменяя их.
– количество предложенных идей должно быть как можно бóльшим;
Несмотря на то, что мозговая атака по характеру является творческим способом работы, она имеет относительно шаблонные формы. 14
Стадии мозговой атаки.
1). Выдвигается проблема для ее решения и обсуждения. Определение правил и условий коллективной работы. Формирование рабочих групп по 5 – 9 человек и экспертной группы, в обязанности которой входят оценка и отбор самых лучших идей.
2). Тренировочная сессия (интеллектуальная разминка). Суть данного упражнения заключается в быстром ответе на вопросы тренировочной сессии.Данная стадия необходима для того, чтобы участники освободились от воздействия разного вида психологических барьеров (скованности, волнения, стеснительности).
3). Мозговой штурм поставленной проблемы. Участники выдвигают идеи, а так же фиксируют на бумаге идеи выдвинутые экспертами (за каждой группой закрепляется один или два эксперта). Идеи выдвигаются по кругу, время на выдвижение не более 1- 2 минуты. Когда идеи и предложения заканчиваются, мозговой штурм заканчивается
4). Оценка и отбор группой экспертов лучших идей для их дальнейшей доработки.
5). Разработка на основе выбранных идей вариантов решения, действенных на практике.
6). Сообщение о результатах мозговой атаки. Обсуждение итогов работы групп, оценка лучших идей, их обоснование и публичная защита.15
Существует большое количество модификаций мозгового штурма. В качестве иллюстрации приведем две из них.
Основа первой модификации – склонность одних людей к генерированию идей, других – к их анализу. При обычной организации мозгового штурма творцы и критики оказываются вместе и мешают друг другу. Данную проблему устраняют посредством формирования групп участников, при этом учитывают способность каждого генерировать идеи, а так же способность их критики и оппонирования. Начинается мозговая атака в группах генерирования идей, которые фиксируются и передаются в группы критиков. Критики в свою очередь отбирают самые лучшие предложения и на их основе дополняют задачу, которая вновь предлагается группам генерирования идей. Данные операции повторяются циклически до тех пор пока не будет получен наиболее приемлимый результат.
Метод эмоциональной атаки. Данный метод в основном применяется для выявления лидера в группе, характеристики взаимодействия членов группы в процессе принятия коллективного решения. Схема метода такова:
1) индивидуальное решение предложенной проблемы;
2) коллективное решение проблемы на основе дискуссии;
3) сообщение эталонного решения;
4) сравнение индивидуального и эталонного решений, подсчет индивидуальной ошибки;
5) сравнение коллективного решения и эталонного решения, подсчет коллективной ошибки.
Вывод делается на основе сравнения индивидуальных и коллективных ошибок.16
Примеры мозгового штурма.
Спор — столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют убеждения противоборствующей стороны. Спор является наиболее напряженной и острой формой аргументации. Спор — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции противоположной стороны, так и свои собственные. Искусство ведения спора называется эристикой.
Доводы и аргументы , которые использовались в споре, бывают корректными и некорректными. В первых может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана. Другие в свою очередь ничем не ограничены. Они могут простираться от специально неясного изложения и умышленного запутывания до угрозы наказанием и применения грубой физической силы.
Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы. спор направленный не на истину, а на победу, — это всегда спор о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Все споры о ценностях преследуют цель добиться не истины, а победы. Даже спор об истинности тех или иных утверждений становится спор о ценностях, когда он ориентируется не на истину саму по себе, а на победу одной из сторон.18
Виды спора:
Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.
Прения - споры, которые возникают при обсуждении докладов. Важно отметить, что в прениях каждый оратор может выступить лишь однажды.
Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
Эклектика - спор об истине, использующий и некорректные приемы. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при споре или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 — простое число. Но вряд ли сама истина выиграет при таком способе ее утверждения.
Софистика - ставит своей единственной целью победу в споре любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с добром и истиной.
Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождения правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Полемика – не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противоборство, противостояние сторон, идей и речей, поэтому полемика – борьба противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.19
Примеры спора:
Заключение
Умение успешно вести деловые переговоры, правильно и грамотно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, служащего, референта. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.
Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношения) эффективность.
Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.
Они фиксируются, оформляются в виде протокола (дипломатического, делового), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.
Общепринятыми формами деловой коммуникации в труде менеджеров, юристов, релайтеров являются деловые совещания, беседы, переговоры, собрания, конференции, разнообразные деловые встречи. Развитие рыночных отношений в нашей стране, интенсификация, наблюдающаяся на всех уровнях предпринимательской коммуникации вследствие эволюции в сфере информатики, порождают необходимость быстрого и беспрепятственного распространения деловой информации, а значит организации и проведения инновационных форм делового общения, таких, как "круглые столы", презентации, собрания акционеров, пресс-конференции, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров.
В традиционных жанрах деловой коммуникации (интервью, публичные речи, консультация, комментарий) в новых условиях реализуются коммуникативные стратегии фирм или деловых партнеров, требующие не только умения самопрезентации, но и умения пропаганды философии компании, организационных ценностей, корпоративной культуры, а также знаний потребительского рынка, финансового рынка, контактных аудиторий, структур власти и т. п. Многоцелевой характер этих жанров требует своих коммуникативных стратегий, технологий, процедур и операций.
Специфическими жанрами деловой коммуникации можно считать спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения, которые зачастую являются составляющими таких форм делового общения, как совещания, собрания и конференции, а могут иметь и самостоятельное значение.24
Информация о работе Особенности проведения дискуссии, мозгового штурма, спора, полемики