Содержание
Введение.………………………………………….........................…………….…2
1.Особенности древнерусского
красноречия……………………………...……3
2.Развитие риторики в
России………………………………….......………...….7
Заключение………………………………………………...……..........................17
Список использованной литературы………………….......................................19
Введение
Умение говорить хорошо
необходимо всем, каждый человек
должен точно, кратко и красочно
выразить свои мысли, быть оратором.
Термин ораторское
искусство античного происхождения.
Его синонимами являются греческое
слово риторика и русское -
красноречие.
Выражение ораторское
искусство имеет несколько значений.
Под ораторским искусством понимается
высокая степень мастерства публичного
выступления, качественная характеристика
ораторской речи, искусное владение
живым словом. Ораторское искусство
– это искусство построения
публичного произнесения речи
с целью оказания желаемого
воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством
называют также исторически сложившуюся
науку о красноречии и учебную
дисциплину, излагающую основы ораторского
мастерства.
Под термином риторика,
как правило, понимается теория
красноречия, сама наука о красноречии,
исследование основ ораторского
искусства, курс обучения красноречию.
Ораторская речь - вид
монологической речи, употребительной
в ситуации, когда говорящий обращается
к многочисленной аудитории с
целью убеждения или внушения.
Ораторская речь характеризуется
традиционными особенностями композиции,
стиля (и вообще употребления
языковых средств), соотношением
языковых и неязыковых средств
общения.
- Особенности древнерусского красноречия
С православием на
Русь пришло искусство красноречия.
Древнерусские ораторы-проповедники
в своих речах утверждали духовно-нравственные
ценности веры, объединяли людей,
учили сильных мира сего. Церковное
проповедничество - устное и письменное
- было школой приобщения народа
к высоким ценностям культуры,
способствовало формированию национального
самосознания.
История не оставила
прямых свидетельств об ораторском
искусстве Древней Руси. Но по
документам и сохранившимся литературным
произведениям можно составить
представление об основных особенностях
и принципах древнерусского красноречия.
Первоначально оно существовало
только в устной форме былинно-песенного
творчества. Другой формой было
красноречие политическое. Сходки
старейшин, народные собрания
и особенно вече требовали
от участников навыков публичного
выступления. Вече выработало
особые традиции обращения к
народу, закрепленные в типе вечевой
речи, которая чаще всего представляла
собой политическую программу
выступающего. Эти речи отличались
четкостью композиции, предельной
лаконичностью и высокой образностью.
Известно в Древней
Руси и дипломатическое красноречие.
Одна из первых серьезных дипломатических
акций относится еще к X веку,
когда после знаменитой победы
князя Олега под Царьградом
княжескими послами был заключен
«Договор русских с греками».
Достойным образом
в Древней Руси было представлено
военное красноречие - обращение
к войску проявить стойкость
и мужество. Еще один вид красноречия
- торжественное. Пиры, тризны, встречи
победителей не обходились без соответствующих
речей. После принятия Русью христианства
развивается гомилетика - торжественное
и учительное красноречие. Оформившееся
как литературный жанр в Византии, оно
широко было известно на Руси в «словах»
и поучениях отцов церкви, синтезировало
в себе исконные традиции устного народного
творчества и достижения восточного христианского
проповедничества.
Одно из самых замечательных
произведений древнерусской письменности,
дошедших до наших дней, - «Слово
о Законе и Благодати». Создано
оно было митрополитом Илларионом
- первым русским митрополитом
на Руси - человеком широкого кругозора,
отмеченным мудростью и бесспорным
писательским даром. Илларион
был среди тех «книжных» людей,
которых Ярослав Мудрый собрал
вокруг себя, и, вероятно, он причастен
к созданию первой русской
летописи - «Повести Временных лет».
Илларион мог быть составителем
предполагаемого «Сказания о
принятии христианства на Руси».
Некоторые историки считают, что
именно он и князь Ярослав
были инициаторами сооружения
собора Софии в Киеве. И не
исключено, что именно в этом
храме - тогда самом величественном
и роскошном - в присутствии
самого князя и членов его
семьи и произнес он свое
«Слово».
«Слово о Законе
и Благодати» впитало в себя
большое количество литературных
источников, а очень скоро и
само стало источником для
заимствований и подражаний. Его
часто читали и неоднократно
переписывали, включая в разного рода
«Требники» и «Служебники».
Столетие спустя после
митрополита Иллариона развернул
свою деятельность другой церковный
писатель, замечательный мыслитель
и проповедник - Кирилл Туровский.
Его интересовал, прежде всего, человек
- «венец творения», его Душа и тело. «Поучения»
и «Слова» Кирилла Туровского по поводу
церковных праздников отличались проникновенным
лиризмом и глубиной духовного постижения
их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют
о высоком уровне древнерусского ораторского
искусства, а также том, что книжники XII
в. в совершенстве овладели античной и
византийской традицией словесного творчества.
Любимейшим чтением
русских людей были жития святых
(называемые также агиографией).
Вначале на Руси, естественно,
были лишь переводные жизнеописания.
Потом их стали создавать и
на собственном материале. Так
появились жития первых русских
святых Бориса и Глеба, Феодосия
Печерского, Мстислава и Ольги,
Александра Невского. Автором первых
русских житийных произведений -
о Борисе и Глебе, о Феодосии
Печерском - был монах Нестор,
один из составителей «Повести
Временных лет». Позднее жития
включались в различные книги
- «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники,
содержащие жития святых, «Слова» и «Поучения»,
расположенные по календарному принципу
- в соответствии с днями памяти каждого
святого). «Патерики» - сборники, в которых
описывались отдельные эпизоды жизни
и деяния подвижников - монахов, отшельников
- какой-либо одной местности. Особой любовью
у русских людей пользовался сложившийся
в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором
описывались деяния монахов Киево-Печерской
лавры.
В житиях русских
святых выразились три основных
национальных идеала человеческого
поведения:
- добровольный кроткий
и страдающий мученик-страстотерпец
во имя идеи, не противящийся
угнетению и смерти (Борис и
Глеб);
- суровый аскет, живущий
в уединении и обнаруживающий
при этом великую силу духа
и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий);
- кроткий радетель
человеческого счастья, устроитель
и заступник (Феодосии Печерский,
Сергий Радонежский).
Первые русские руководства
по риторике XVII века написаны
вологодским епископом Макарием,
одним из создателей Славяно-греко-латинской
академии, и сподвижником Петра I Феофаном
Прокоповичем. Первые риторические труды
были подвержены влиянию латинских образцов
и имели богословскую направленность.
Они служили пособием для овладения особым
проникновенным, выразительным голосом,
интонациями, принятыми в церковной службе,
речитативом.
Начальный этап русского красноречия.
Первым памятником, который является
предшественником риторик XVII в., исследователи
считают трактат "О образах", входящий
в "Изборник Святославов 1073 года"
и приписанный Георгию Хуровскому. Это
славянский перевод трактата византийского
ученого и библиотекаря высшей школы в
Константинополе Георгия Херобоска.
Во всех речах древнерусских
ораторов подкупает доброта, кротость
и смирение, благодарность, восторг
перед красотой мира, вера в божественную
природу мудрого слова, в силу
и действенность красноречия.
Древнерусский оратор
– это, прежде всего, проповедник,
несущий христианское мировоззрение.
2. Развитее риторики
в России
Как справедливо отмечают
исследователи, на протяжении многовековой
истории понимание предмета риторики,
ее задач, внутреннего строения и
соотношения с другими областями
знаний не раз претерпевало кардинальные
изменения.
В.П. Вомперский в книге
"Риторики в России XVII-XVIII вв." (М.,
1988) констатирует формирование четырех
локальных ареалов, в которых создавались
самые ранние риторики. Первый ареал -
это северо-восточная и центральная Россия,
где находились древние центры русской
книжности и образования: Вологда с Кирилло-Белозерским
монастырем, Ростов Великий, позднее Москва.
Именно в границах этого ареала дошла
до нас самая ранняя из риторик Древней
Руси - "Риторика" Макария (1617-1619 гг.).
О происхождении риторики, приписываемой
Макарию, до сих пор ведутся споры. Однако
сейчас известны 34 списка этой риторики
с 1620 г. и до петровского времени. Второй
ареал - северо-западный: Новгород и монастыри,
расположенные вокруг него. К этому ареалу
относится создание в 1699 г. "Риторики"
М.И. Усачева. Третий ареал (северный) сформировался
позднее - к началу XVIII в. Он был создан
старообрядцами в Выгорецком общежительстве.
Четвертый ареал располагался на юго-западе:
это Киев с Киево-Могилянской академией
и Чернигов. Риторические сочинения данного
ареала, относящиеся к 30-м гг. XVII в., написаны
в основном на латинском, иногда на польском
языках. Таковы Слуцкий "Компендиум
по риторике" (1629-1631 гг.), первое печатное
руководство по гомилетике ректора Киево-Могилянской
академии Иоанникия Галятовского (1659 г.)
под названием " Наука короткая албо
способ зложеня казаня " и ряд других
киевских риторик XVII-начала XVIII в. Судьба
риторики в последней трети XVII - начала
XVIII в. была связана с именами А.X. Белобоцкого,
Николая Спафария, Софрония Лихуда, Лаврентия
Крщоновича, Стефана Яворского. Однако
подлинных вершин в теории поэтики и риторики
в доломоносовский период достиг Феофан
Прокопович в двух сочинениях "De arte
poetica" (1705 г.) и "De arte rhetorica" (1706 г.).
Хотя это риторическое сочинение было
задумано как руководство к созданию церковных
проповедей, по существу оно представляло
собой теоретическое обобщение и свод
практических рекомендаций по искусству
красноречия. Феофан Прокопович расширил
круг традиционных жанров - "видов красноречия",
включил в риторику раздел о "способе
писания истории", использовал в обобщениях
свой собственный писательский опыт.
Значительный вклад
в развитие теории красноречия
внесли русские ученые. В XVII в.
уже известны несколько трудов
по ораторскому искусству, среди
которых надо отметить учебник
М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но
в этой и других работах
еще сильно влияние богословско-церковной
риторики. Подлинное же искусство
светского публичного слова в
России связано с развитием
университетского красноречия. Это
объясняется тем, что Россия
была лишена парламентских форм
демократии, ставших обычными в
западноевропейских странах. Именно
в университетской аудитории
живое слово имело возможности
свободно развиваться и совершенствоваться.
Особый этап в развитии
отечественной риторики составил
Ломоносовский и после Ломоносовский
период (середина и последняя треть XVIII
в.). Именно в это время сложился канонический
тип русской риторики, в которой отражалась
и обобщалась практика двуязычия (имеются
в виду русский и церковно-славянский
языки), которая характеризовалась особым
сплавом языковых стилистических элементов
- лексико-фразеологических, грамматических
и синтаксических - в рамках трихотомии
(теории трех "штилей" М.В. Ломоносова).
Ломоносов добился того, чтобы предметы
в высших учебных заведениях того времени
преподавались на русском языке. Именно
тогда получили распространение публичные
выступления на русском языке. Систему
взглядов на красноречие М.В. Ломоносов
изложил в двух Риториках - краткой (1743
г.) и "пространной" (1748 г.). Риторика
1748 г. называлась "Краткое руководство
к красноречию. Книга первая, в которой
содержится риторика, показующая общие
правила обоего красноречия, то есть оратории
и поэзии". Обе Риторики представляли
собой первые русские и общедоступные
руководства по красноречию. "Пространная"
Риторика выдержала 9 изданий (последнее
- в 1810 г.). М.В. Ломоносов не раз подчеркивал
благотворную силу воздействия античной
и европейской культур. Само определение
красноречия традиционно: "Красноречие
есть искусство о всякой данной материи
красно говорить и тем приклонять других
к своему об оной мнению". Однако в своих
эстетических и научных идеях ученый стремился
к утверждению прежде всего национально-исторической
темы в русской культуре. Ориентация на
строй национального языка пронизывает
все главы книги. Взять, к примеру, рассуждения
о звуковой эвфонии: "В Российском языке,
как кажется, частое повторение писмени
А способствовать может к изображению
великолепия великого пространства, глубины
и вышины, также и внезапного; учащение
писмен Е, И, К, Ю к изображению нежности,
ласкательства, плачевных или малых вещей.
Чрез Я показать можно приятность, увеселение,
нежность и склонность; чрез О, У, Ы страшныя
и сильныя вещи, гнев, зависть, боязнь и
печаль" (§ 172). Современно звучат все
замечания о стилистике живой речи, скажем,
примеры неудачных стечений согласных
(ств-вз: всех чувств взор есть благороднее),
гласных (плакать жалостно о отшествии
искреннего своего друга); повторений
одних и тех же звуков речи (тот путь тогда
топтать трудно) и т.д. В Риторике выделены
три основных традиционных раздела: о
изобретении, о украшении, о расположении.
Однако в рамках традиционных схем М.В.
Ломоносов изложил немало новаторских
идей - о взаимоотношениях русского и церковно-славянского
языка, о классификации стилей, об установлении
закономерностей употребления языковых
единиц, наконец, о проблеме языкового
мастерства оратора, писателя, поэта. Именно
в Риторике были высказаны мысли, которые
в дальнейшем составили программу всей
филологической деятельности М. В. Ломоносова.
Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов
писал: "Можно без преувеличения утверждать,
что Ломоносовым были не только заложены
основы стилистики русского языка, но
и предначертан проект ее будущего величественного
здания. Это здание до сих пор еще не возведено,
хотя материалы для него собирались многими
русистами" (Проблемы стилистики русского
языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов
В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика. М., 1963. С. 212). М.В. Ломоносов реформировал
систему русского стиха, заложив основы
развития современного стихосложения.
Его наблюдения в области языка послужили
началом становления русского литературного
языка светского характера. Для того чтобы
внести порядок в литературный язык, М.
Ломоносов распределил весь его словарный
состав по трем группам — штилям, связав
с каждым из них определенные литературные
жанры. Отсюда и исходит принятое в русском
литературоведении определение комедии
как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Значительный вклад в развитие риторики
в России внес Ломоносов, написав "Краткое
руководство к красноречию" (1748).