Развитие теории ораторского искусства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Содержание

Введение.………………………………………….........................…………….…2
1.Особенности древнерусского красноречия……………………………...……3
2.Развитие риторики в России………………………………….......………...….7
Заключение………………………………………………...……..........................17
Список использованной литературы………………….......................................19

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение.………………………………………….........................…………….…2

 

1.Особенности древнерусского  красноречия……………………………...……3

 

2.Развитие риторики в  России………………………………….......………...….7

 Заключение………………………………………………...……..........................17

 

Список использованной литературы………………….......................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 Умение говорить хорошо  необходимо всем, каждый человек  должен точно, кратко и красочно  выразить свои мысли, быть оратором.

 Термин ораторское  искусство античного происхождения.  Его синонимами являются греческое  слово риторика и русское - красноречие.

 Выражение ораторское  искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается  высокая степень мастерства публичного  выступления, качественная характеристика  ораторской речи, искусное владение  живым словом. Ораторское искусство  – это искусство построения  публичного произнесения речи  с целью оказания желаемого  воздействия на аудиторию.

 Ораторским искусством  называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  мастерства.

 Под термином риторика, как правило, понимается теория  красноречия, сама наука о красноречии,  исследование основ ораторского  искусства, курс обучения красноречию.

 Ораторская речь - вид  монологической речи, употребительной  в ситуации, когда говорящий обращается  к многочисленной аудитории с  целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется  традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления  языковых средств), соотношением  языковых и неязыковых средств  общения.

 

 

 

  1. Особенности древнерусского красноречия

 

 С православием на  Русь пришло искусство красноречия.  Древнерусские ораторы-проповедники  в своих речах утверждали духовно-нравственные  ценности веры, объединяли людей,  учили сильных мира сего. Церковное  проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа  к высоким ценностям культуры, способствовало формированию национального  самосознания.

 История не оставила  прямых свидетельств об ораторском  искусстве Древней Руси. Но по  документам и сохранившимся литературным  произведениям можно составить  представление об основных особенностях  и принципах древнерусского красноречия.  Первоначально оно существовало  только в устной форме былинно-песенного  творчества. Другой формой было  красноречие политическое. Сходки  старейшин, народные собрания  и особенно вече требовали  от участников навыков публичного  выступления. Вече выработало  особые традиции обращения к  народу, закрепленные в типе вечевой  речи, которая чаще всего представляла  собой политическую программу  выступающего. Эти речи отличались  четкостью композиции, предельной  лаконичностью и высокой образностью.

 Известно в Древней  Руси и дипломатическое красноречие.  Одна из первых серьезных дипломатических  акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы  князя Олега под Царьградом  княжескими послами был заключен  «Договор русских с греками».

 Достойным образом  в Древней Руси было представлено  военное красноречие - обращение  к войску проявить стойкость  и мужество. Еще один вид красноречия  - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

 Одно из самых замечательных  произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово  о Законе и Благодати». Создано  оно было митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом  на Руси - человеком широкого кругозора,  отмеченным мудростью и бесспорным  писательским даром. Илларион  был среди тех «книжных» людей,  которых Ярослав Мудрый собрал  вокруг себя, и, вероятно, он причастен  к созданию первой русской  летописи - «Повести Временных лет». Илларион мог быть составителем  предполагаемого «Сказания о  принятии христианства на Руси».  Некоторые историки считают, что  именно он и князь Ярослав  были инициаторами сооружения  собора Софии в Киеве. И не  исключено, что именно в этом  храме - тогда самом величественном  и роскошном - в присутствии  самого князя и членов его  семьи и произнес он свое  «Слово».

 «Слово о Законе  и Благодати» впитало в себя  большое количество литературных  источников, а очень скоро и  само стало источником для  заимствований и подражаний. Его  часто читали и неоднократно  переписывали, включая в разного рода «Требники» и «Служебники».

 Столетие спустя после  митрополита Иллариона развернул  свою деятельность другой церковный  писатель, замечательный мыслитель  и проповедник - Кирилл Туровский. Его интересовал, прежде всего, человек - «венец творения», его Душа и тело. «Поучения» и «Слова» Кирилла Туровского по поводу церковных праздников отличались проникновенным лиризмом и глубиной духовного постижения их смысла. Произведения Кирилла свидетельствуют о высоком уровне древнерусского ораторского искусства, а также том, что книжники XII в. в совершенстве овладели античной и византийской традицией словесного творчества.

 Любимейшим чтением  русских людей были жития святых (называемые также агиографией). Вначале на Руси, естественно,  были лишь переводные жизнеописания.  Потом их стали создавать и  на собственном материале. Так  появились жития первых русских  святых Бориса и Глеба, Феодосия  Печерского, Мстислава и Ольги,  Александра Невского. Автором первых  русских житийных произведений - о Борисе и Глебе, о Феодосии  Печерском - был монах Нестор, один из составителей «Повести  Временных лет». Позднее жития  включались в различные книги  - «Прологи», «Четьи-Минеи» (сборники, содержащие жития святых, «Слова» и «Поучения», расположенные по календарному принципу - в соответствии с днями памяти каждого святого).  «Патерики» - сборники, в которых описывались отдельные эпизоды жизни и деяния подвижников - монахов, отшельников - какой-либо одной местности. Особой любовью у русских людей пользовался сложившийся в XII-XIV вв. Киево-Печерский патерик, в котором описывались деяния монахов Киево-Печерской лавры.

 В житиях русских  святых выразились три основных  национальных идеала человеческого  поведения: 

- добровольный кроткий  и страдающий мученик-страстотерпец  во имя идеи, не противящийся  угнетению и смерти (Борис и  Глеб);

- суровый аскет, живущий  в уединении и обнаруживающий  при этом великую силу духа  и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий);

-  кроткий радетель  человеческого счастья, устроитель  и заступник (Феодосии Печерский,  Сергий Радонежский).

 Первые русские руководства  по риторике XVII века написаны  вологодским епископом Макарием, одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем. Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность. Они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интонациями, принятыми в церковной службе, речитативом.

Начальный этап русского красноречия. Первым памятником, который является предшественником риторик XVII в., исследователи  считают трактат "О образах", входящий в "Изборник Святославов 1073 года" и приписанный Георгию Хуровскому. Это славянский перевод трактата византийского ученого и библиотекаря высшей школы в Константинополе Георгия Херобоска.

Во всех речах древнерусских  ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг  перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого слова, в силу и действенность красноречия.

 Древнерусский оратор  – это, прежде всего, проповедник,  несущий христианское мировоззрение.

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитее риторики  в России

 

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и  соотношения с другими областями  знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

 В.П. Вомперский в книге "Риторики в России XVII-XVIII вв." (М., 1988) констатирует формирование четырех локальных ареалов, в которых создавались самые ранние риторики. Первый ареал - это северо-восточная и центральная Россия, где находились древние центры русской книжности и образования: Вологда с Кирилло-Белозерским монастырем, Ростов Великий, позднее Москва. Именно в границах этого ареала дошла до нас самая ранняя из риторик Древней Руси - "Риторика" Макария (1617-1619 гг.). О происхождении риторики, приписываемой Макарию, до сих пор ведутся споры. Однако сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620 г. и до петровского времени. Второй ареал - северо-западный: Новгород и монастыри, расположенные вокруг него. К этому ареалу относится создание в 1699 г. "Риторики" М.И. Усачева. Третий ареал (северный) сформировался позднее - к началу XVIII в. Он был создан старообрядцами в Выгорецком общежительстве. Четвертый ареал располагался на юго-западе: это Киев с Киево-Могилянской академией и Чернигов. Риторические сочинения данного ареала, относящиеся к 30-м гг. XVII в., написаны в основном на латинском, иногда на польском языках. Таковы Слуцкий "Компендиум по риторике" (1629-1631 гг.), первое печатное руководство по гомилетике ректора Киево-Могилянской академии Иоанникия Галятовского (1659 г.) под названием " Наука короткая албо способ зложеня казаня " и ряд других киевских риторик XVII-начала XVIII в. Судьба риторики в последней трети XVII - начала XVIII в. была связана с именами А.X. Белобоцкого, Николая Спафария, Софрония Лихуда, Лаврентия Крщоновича, Стефана Яворского. Однако подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях "De arte poetica" (1705 г.) и "De arte rhetorica" (1706 г.). Хотя это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Прокопович расширил круг традиционных жанров - "видов красноречия", включил в риторику раздел о "способе писания истории", использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт.

 Значительный вклад  в развитие теории красноречия  внесли русские ученые. В XVII в.  уже известны несколько трудов  по ораторскому искусству, среди  которых надо отметить учебник  М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но  в этой и других работах  еще сильно влияние богословско-церковной  риторики. Подлинное же искусство  светского публичного слова в  России связано с развитием  университетского красноречия. Это  объясняется тем, что Россия  была лишена парламентских форм  демократии, ставших обычными в  западноевропейских странах. Именно  в университетской аудитории  живое слово имело возможности  свободно развиваться и совершенствоваться.

 Особый этап в развитии  отечественной риторики составил  Ломоносовский и после Ломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.). Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия (имеются в виду русский и церковно-славянский языки), которая характеризовалась особым сплавом языковых стилистических элементов - лексико-фразеологических, грамматических и синтаксических - в рамках трихотомии (теории трех "штилей" М.В. Ломоносова). Ломоносов добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке. Именно тогда получили распространение публичные выступления на русском языке. Систему взглядов на красноречие М.В. Ломоносов изложил в двух Риториках - краткой (1743 г.) и "пространной" (1748 г.). Риторика 1748 г. называлась "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии". Обе Риторики представляли собой первые русские и общедоступные руководства по красноречию. "Пространная" Риторика выдержала 9 изданий (последнее - в 1810 г.). М.В. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культур. Само определение красноречия традиционно: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению". Однако в своих эстетических и научных идеях ученый стремился к утверждению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре. Ориентация на строй национального языка пронизывает все главы книги. Взять, к примеру, рассуждения о звуковой эвфонии: "В Российском языке, как кажется, частое повторение писмени А способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного; учащение писмен Е, И, К, Ю к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Чрез Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез О, У, Ы страшныя и сильныя вещи, гнев, зависть, боязнь и печаль" (§ 172). Современно звучат все замечания о стилистике живой речи, скажем, примеры неудачных стечений согласных (ств-вз: всех чувств взор есть благороднее), гласных (плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга); повторений одних и тех же звуков речи (тот путь тогда топтать трудно) и т.д. В Риторике выделены три основных традиционных раздела: о изобретении, о украшении, о расположении. Однако в рамках традиционных схем М.В. Ломоносов изложил немало новаторских идей - о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, наконец, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Именно в Риторике были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности М. В. Ломоносова. Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов писал: "Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами" (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова // Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 212). М.В. Ломоносов реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого. Значительный вклад в развитие риторики в России внес Ломоносов, написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

Информация о работе Развитие теории ораторского искусства в России