Риторика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься.

Содержание

Введение …………………………………………………………...3
1 Возникновение ритори…………………….…………………....4
2 «Риторика» Аристотеля ………………………………………..6
2.1 Теория риторики по Аристотелю…………………………....6
2.2 Место риторики среди других наук………………………...8
2.3 Общие способы доказательства……………………………..9
2.4 Стиль и построения речи……………………………………12
Заключение……………………………………………………....15
Список используемой литературы………………………….….16

Вложенные файлы: 1 файл

Родиной риторики считается Древняя Греция.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4  Стиль и построения речи

 

Определяя риторику как вспомогательную  дисциплину, тесно связанную с  политикой, Аристотель установил общие  законы красноречия независимо от содержания речи. Не случайно в "Риторике" философ столь много места уделял определению понятия счастья, блага и различных добродетелей, а также утверждению, что "все ораторы, как произносящие хвалу или хулу, так и уговаривающие или отговаривающие, а также и обвиняющие или оправдывающие, не только стремятся доказать что-нибудь, но и стараются показать величие и ничтожность добра или зла, прекрасного или постыдного, справедливого или несправедливого".

Не меньше внимания уделяет Аристотель рассмотрению принципов построения судебных речей, но более его занимают сократовские понятия справедливого  и несправедливого, законного и  незаконного, понятие правды и неписаные  законы. И вновь основной предпосылкой размышлений ученого становится признание объективно существующей и познаваемой реальности, которая  и есть основной критерий истины и  блага. Из приемов убеждения в судебных речах Аристотель особо выделяет роль свидетелей, причем разделяет их на древних и новых. Под "новыми" античный исследователь понимает обыкновенных судебных свидетелей, которые выступают в суде и поныне, а вот "под древними" разумеет "приговоры поэтов и других славных мужей, приговоры которых пользуются всеобщей известностью". Поэтическое слово, таким образом, становится аргументом в судебном разбирательстве наряду с пословицами, которые тоже "служат свидетельствами".Судебное красноречие, а вслед за ним и политическое, требуют от оратора умения вести полемику, уверенно опровергать доводы противника, а для этого не существует лучшего средства, чем энтимема. "Есть два вида энтимем: одни показательные, [показывающие], что что-нибудь существует или не существует, другие -- обличительные. Они различаются между собой так же, как в диалектике доказательство (elegchos) и силлогизм. Показательная энтитема есть силлогизм, построенный на основании посылок, признаваемых [противником], а энтимема изобличительная есть силлогизм с посылками, не признаваемыми [противником]". Источник наслаждения Аристотель видел в приобретении знания через посредство риторики. Лучшее "обучение" Аристотель понимал не как дидактику или нравоучение, а как стимулирование работы ума. Поэтому силлогическая структура может служить у Аристотеля источником "приятности". Он высоко ценил связанные с метафорическим мышлением сравнение и остроту за то, что они требовали напряжения мысли. Остроумная фраза, по мнению Аристотеля, дает мгновенное и неожиданное озарение -- максимум нового знания при минимуме затраченного времени.

 В меньшей степени исследователь  хвалит иронию и гиперболу,  которые применимы в ограниченном  количестве конкретных случаев.  Он советует, как добиться особой  торжественности стиля, оценивает  стилевые достоинства устной  и письменной речи, разграничивает  приемы (например, бессоюзия, многократные  повторы, интонацию), рассчитанные  на актерское произнесение, от  приемов письменной речи, которую  считает употребимой только в  эпидейктическом красноречии. Особое  внимание исследователь уделяет  ритму ораторской прозы, который,  по его словам, "не должен  быть ни метрическим, ни лишенным  ритма. то, что лишено ритма,  лишено предела, а предел нужно  внести хотя и не при посредстве  метра, ибо все, лишенное предела,  неприятно и невразумительно".Период  для Аристотеля -- одно из средств,  делающее речь ясной.  Слог  неприятен из-за отсутствия предела,  ведь всем хочется видеть конец.  Периодом он называл отрывок,  имеющий в себе самом свое  начало и конец и хорошо  обозримую протяженность.!...] Нужно  также, чтобы мысль завершалась  вместе с периодом, а не разрубалась".

Ораторам он советовал употреблять слова всем известные, сохраняя их подлинный смысл, что до метафор и сравнений, он видел в них поэтические обороты, очень избирательно применяемые в ораторской практике. Так рождалась аристотелевская формула хорошего стиля, который отличала правильность в употреблении грамматических форм и утилитарно-логическое требование ясности. Аристотель разъяснял оратору, какое именно сочетание слов делает речь ясной или "холодной", сжатой или пространной и в чем должна состоять "уместность", сосредоточив анализ вокруг выразительной силы слова. Ориентируясь, как на норму, на интеллектуальное наслаждение и тонко чувствуя богатство выразительных оттенков в слове, Аристотель привлекал примеры из поэзии и прозы, чтобы показать, чему оратор должен следовать и чего избегать.  Он требовал, чтобы мысль не была двусмысленной, если "добровольно не выбрано противоположное".

Теория словесного искусства Аристотеля на века вперед определила многие правила  в создании публицистических текстов. Продолжая начатое риторами сближение  поэзии и риторики, Аристотель анализировал поэтическое искусство при помощи параметров, которые уже до него применялись в ораторской речи ("правдоподобие", "надлежащее"). Однако его работа не сводилась к простому расширению диапазона действия риторики. В эмпирическое исследование экспрессивных средств  он внес кардинальное новшество, введя  в риторику новый критерий ценности, новое понимание приятности. Главную  задачу Аристотель увидел в том, чтобы  доставить слушателю интеллектуальное наслаждение, специфическое для каждого жанра, и признал, что нужный эффект зависит от вполне конкретных приемов композиции, синтаксиса, словоупотребления

 

 

 

Заключение

В аристотелевских сочинениях нашли  отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, эмоционально-психологическая и  стилистическая адекватность публичной  речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского  искусства, в особенности тех, которые  связаны с аргументацией.

Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность  врача будут претендовать врач и  оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет, отвергнут и городское  собрание изберет на эту должность  оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.

Аристотель заложил фундамент  риторической системы, которая получила название классической, и которая  на протяжении свыше двух с половиной  тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству  публичной речи. Более того, идеи Аристотеля послужили основой для  возникновения одного из современных  направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский  философ Х. Перельман назвал "Новой  риторикой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Введенская Л.А., Павлова  Л.Г. Риторика для юристов: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, 2002.

2. Ивакина Н.Н. Основы  судебного красноречия (риторика  для юристов): Учеб. пособие. - М., 1999.

3. История греческой литературы. Т. 2. С. 209.

4. Кохтев Н.Н. Ораторская  речь: стиль и композиция. - М., 1992.

5. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996

6. . Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976.

7. Аристотель. Риторика. Кн.III//Аверинцев  С.С. риторика и истоки европейской  литературной традиции. М., 1996

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Риторика Аристотеля