Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 12:33, реферат
Краткое описание
Аристотель – величайший мыслитель древности. «По широте своего влияния на философскую и научную мысль древности, средневековья и нового времени Аристотель – фигура исключительного значения». Это объясняется не только широтой научных интересов ученого (наследие Аристотеля охватывает весь спектр научных вопросов – от глобальных философских до частных естественнонаучных и гуманитарных). Но главным образом особым складом его мышления, в котором тонкий анализ сочетался с убедительной систематизацией понятий и категорий. В философии Аристотеля максимально проявилась специфика познания мира, свойственного античности, – склонность к кодификации.
К логическим основаниям взаимодействия
оратора и аудитории относятся способы
доказательства.
Риторика Аристотеля – это
риторика убеждения, ибо главная цель
любого оратора – добиться решения вопроса
в свою пользу. «Убеждающие речи употребляются
ради решения (ибо для того, что мы знаем
и относительно чего приняли известное
решение, не нужно никаких речей), а это
бывает в том случае, когда кто-нибудь
с помощью речи склоняет или отклоняет
какое-нибудь отдельное лицо, как, например,
делают люди, уговаривая и убеждая, так
как один человек есть все-таки судья».
Аристотель указывает на наличие общих
принципов достижения этой цели, не зависящих
от рода красноречия. К ним он относит
рассуждения о возможном и невозможном,
о прошлом и будущем, о меньшем и большем,
то есть универсальные топы, на которые
может опираться оратор в своей аргументации.
К способам убеждения, согласно
Аристотелю, относятся:
– пример как риторическое
наведение: в качестве примера оратор
может сослаться на реально случившиеся
факты или сочинить вымышленные (притчи
или басни). Предпочтительнее, по Аристотелю,
примеры из реальной истории. При этом
«примерами следует пользоваться в том
случае, когда не имеешь энтимем для доказательства,
ибо для того, чтобы убедить, требуется
[какое-нибудь] доказательство; когда же
[энтимемы] есть, то примерами следует
пользоваться как свидетельствами, помещая
их вслед за энтимемами в виде эпилога»;
– энтимема – риторический
силлогизм, который создается с помощью
топов. Аристотель выделяет показательные
(показывающие) энтимемы, т.е. такие силлогизмы,
которые построены на основании посылок,
признаваемых противником, и изобличительные
энтимемы, т.е. силлогизмы с посылками,
не признаваемыми противником; каждый
из видов энтимем располагает своими топами
(общими местами), которые подробно характеризуются
во второй книге. Частным случаем энтимемы
является изречение (сентенция) – утверждение
общежитейского характера.
Вторую часть «Риторики» Аристотеля
можно, таким образом, рассматривать как
обоснование необходимости единства этоса,
логоса и пафоса в ораторском высказывании,
где этос отражает специфику аудитории
и условий произнесения речи (отсюда вытекает
риторическое требование уместности,
т.е. соответствия характера используемых
оратором словесных средств данной аудитории),
логос – единство мысли и выражения, смысла
и словесных средств его воплощения; пафос
– целевая установка и замысел оратора,
определяющие выбор им словесных средств
и способы воздействия на аудиторию. Сказанное
означает, что в категориях пафоса–логоса–этоса
система функционального взаимодействия
оратор – речь – аудитория приобретает
психологическую, этическую и идеоречевую
конкретизацию.
Третья книга посвящена проблемам
стиля и построения (композиции) речи.
Интеллектуальный характер риторической
теории Аристотеля определяет отношение
теоретика к проблеме стиля. Аристотель
не преувеличивает значение внешней отделки
ораторского произведения: «Справедливо
сражаться оружием фактов так, чтобы все
находящееся вне области доказательств
становилось излишним. …При всяком обучении
стиль необходимо имеет некоторое небольшое
значение, но все-таки [значение это] не
так велико, [как обыкновенно думают]: все
это относится к внешности и касается
слушателя».
Аристотель создает теорию
классического стиля, поэтому основными
достоинствами ораторского стиля он считает
ясность («раз речь неясна, она не достигнет
цели») и уместность (соответствие предмету
речи). Ясность речи обеспечивается отбором
слов и фигур: оратор должен предпочитать
общеупотребительные незаимствованные
однозначные слова и выражения, поскольку
новые слова, необычные омонимы затрудняют
восприятие смысла. Напротив, правильность
языка способствует ясности, с этой целью
оратор должен точно употреблять союзы,
избегать описательных выражений (перифраз)
и иносказаний, многосоюзия, использовать
правильные грамматические формы и согласования,
а также четкие синтаксические конструкции.
Признаком хорошей ораторской речи, по
Аристотелю, является ее удобочитаемость
и удобопонимаемость. Поэтому из всей
номенклатуры тропов Аристотель выделяет
метафору, которая, по его мнению, «обладает
ясностью, приятностью и прелестью новизны»
и заключает в себе загадку, а также эпитет
и уменьшительные выражения.
Основным регулятором стиля
Аристотель считает чувство меры. Указывая
на срединное положение, которое занимает
стиль ораторской прозы между естественным
стилем разговорной речи и искусственным
стилем поэтической речи, Аристотель подчеркивает,
что злоупотребление поэтическими приемами
(к таковым он относит сложные слова, необычные
выражения, длинные и неуместные эпитеты
и метафоры) делает ораторский стиль
холодным (выспренным), искусственным
и привносит в него «оттенок чего-то чуждого»
– поэтичности. «Следует стремиться к
умеренности, потому что [неумеренность
здесь] есть большее зло, чем речь простая,
[то есть лишенная эпитетов]: в последнем
случае речь не имеет достоинств, а в первом
она заключает в себе недостаток».
Критерий меры у Аристотеля
функционально обусловлен («стиль будет
обладать надлежащими качествами, если
он полон чувства, если он отражает характер
и если он соответствует истинному положению
вещей») и является одним из условий, обеспечивающих
доверие слушателя к оратору («Стиль, соответствующий
данному случаю, придает делу вид вероятного»).
Аристотель настаивает на соотнесенности
рода речи и стиля, указывает и на различие
между стилем устной и письменной речи.
Итак, Аристотель создает стройную
теорию того, что на языке современных
эстетических понятий именуется классическим
стилем. «Этот стиль – ясный, исключающий
холодность, нехаотический, в меру сжатый,
в меру длительный, соответствующий действительности
(характерам, возрасту, полу, национальности),
в меру патетический, общедоступно языковой,
… стиль, в котором пафос и необычность
умело соединены с ясностью, мерой и общедоступностью».
Важным разделом стилистической
теории Аристотеля является разработанное
им учение о ритме прозы и о периодической
речи. Стиль, подчеркивает Аристотель,
не должен быть ни метрическим, ни лишенным
ритма. «В первом случае [речь] не имеет
убедительности, так как кажется выдуманной,
и вместе с тем отвлекает внимание [слушателей],
заставляя следить за возвращением сходных
[повышений и понижений]. … Стиль, лишенный
ритма, имеет незаконченный вид, и следует
придать ему вид законченности, но не с
помощью метра».
Следует подчеркнуть, что все
стилистические рекомендации Аристотеля
отражают его установку на потенциального
слушателя ораторской речи. Наиболее отчетливо
эта установка сказывается в том, как Аристотель
аргументирует свои тезисы. Так, устанавливая
наличие стиля беспрерывного и стиля периодического,
он дает функциональное объяснение превосходства
периодической речи. «Я называю беспрерывным
такой стиль, который сам по себе не имеет
конца, если не оканчивается предмет, о
котором идет речь; он неприятен по своей
незаконченности, потому что всякому хочется
видеть конец… Стилем же периодическим
называется стиль, составленный из периодов.
Я называю периодом фразу, которая
сама по себе имеет начало и конец и размеры
которой легко обозреть. Такой стиль приятен
и понятен» .
Функционально обусловлена
и предлагаемая Аристотелем структура
ораторской речи, в которой теоретик, помимо
предисловия и заключения, выделяет обвинение,
рассказ и доказательство, и определяет
функции каждой части высказывания.
Подводя итог, можно сказать,
что риторика Аристотеля – искусство
убеждения. При этом его риторика «вовсе
не говорит относительно объективных
предметов в их абсолютной данности, но
говорит о них только поскольку, постольку
они восприняты человеком, поскольку он
их понимает, поскольку они его убеждают».
Риторическое учение Аристотеля
– явление классической эстетики, подчиняющееся
принципам меры, ясности, целесообразности.
Вместе с тем Аристотель вошел в историю
как парадигматическая фигура всей европейской
цивилизации, поскольку в его философии,
во-первых, концептуализирована взаимосвязь
знания, политики, языка и общества, во-вторых,
продемонстрирован тот тип рационалистической
ментальности, которая и сегодня характеризует
западный мир.