Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:28, статья
С введением христианской религии на Русь пришла и новая этика, новая нравственная философия. Христианство вводило принципиально новые отношения между людьми, а поскольку человек более всего прояв¬ляется в его речи, то анализ речевых правил необходимо не только со¬относить с этикой, но этику положить в основу разработки учения о правилах речи.
В. И. Аннушкин
«Риторическое художество» в Древней Руси
С введением христианской религии на Русь пришла и новая этика, новая нравственная философия. Христианство вводило принципиально новые отношения между людьми, а поскольку человек более всего прояв¬ляется в его речи, то анализ речевых правил необходимо не только со¬относить с этикой, но этику положить в основу разработки учения о правилах речи. Из анализа религиозных текстов Древней Руси выводится перечень правил религиозной этики речи. При этом обнаружатся запреты на определенные действия, эмоции, внутренние качества человека, рече¬вые проявления. К ним относятся ложь, осуждение, укоризна, самовозве¬личивание, словесная смута, гнев, зависть, гордость, высмеивание чужих пороков при бесчисленных своих...
Положительные наставления,
переплетенные с запретами на
отрица¬тельные качества и поступки
(включая правила речевой
Это, как сказали бы мы сегодня, программа речевого поведения и од¬новременно речевого воспитания, ибо рекомендуемые действия имеют отношение или прямо к речи («утешай», «приветствуй», «отвечай», «не пус¬кайся в похвалы» и т. д.), или к созданию образа говорящего, поскольку называют качества человека (будь «добр», «кроток», «не памятозлобив», «человеколюбив») и предполагают определенный характер речи.
Вне всякого сомнения, отголоски этих поучений мы находим во мно¬гих произведениях Древней Руси, причем создатели последних подражали «образцовым» текстам (Священное Писание, творения отцов церкви) не только в мыслях, но и в словах, стиле своих сочинений. Столь популяр¬ный на Руси «Домострой», написанный в середине XVI века Сильвестром, духовником Ивана Грозного, дает сходные наставления в главе «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить»: «... не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать... не осуждать... не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убо¬гим - приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради бога» и т. д.
До XVII века мы не имеем сведений
о существовании на Руси учеб¬ников
риторики. Впрочем, их отсутствие еще
не говорит о незнании са¬мой науки
- скорее, напротив, начиная с самых
ранних рукописных сбор¬ников встречаются
слова «ритор», «ритория», «ветий» (оратор),
«ветийство», «глаголание» и проч. Риторические
знания входили на Русь вместе с
сочинениями христианско-
В том же Изборнике 1073 года имеется статья византийского грамма¬тика Георгия Хировоска «О образех» с перечнем основных тропов и фи¬гур речи. В ней объясняются аллегория («инословие»), метафора («превод»), катакреза («напотребие», «неправильное» употребление метафор типа «громкие слезы»), металепсис («приятие» - замена предшествующе¬го последующим, например, вместо слова «смерть» - «гроб») и т. д. Это в сущности единственное теоретическое сочинение по риторике, а точнее, лишь отрывок из одной ее части - стилистики.
Т. В. Буланина утверждает, что
перевод трактата «О образех» не привлек
внимания древнерусских и южнославянских
писателей, посколь¬ку не
удалось обнаружить его
влияния на оригинальные
памятники [69] Древней Руси (Буланина
Т. В. Риторика в Древней Руси. Сведения
о тео¬рии красноречия в
Можно было бы привести еще
множество примеров в подтверждение
знания риторики в Древней Руси,
но сейчас важно отметить, что та
двой¬ственность отношения к
риторике (с одной стороны - «краснобайство
и пустословие», с другой - «искусство
убедительно и красиво
Аввакума вполне можно уподобить иному современному ученому-линг¬висту или политическому оратору, которые будут утверждать, что «ника¬кой риторики нет и быть не может», не задумываясь над тем, что любое доказательство или убеждение строится только на риторическом осно¬вании.
Обращу внимание на то, что
возможность использования
Риторика в Древней
Руси рассматривалась как «высшая»
наука, при¬езжие ученые греки восхвалялись
за знание не только грамматического,
но и «риторического художества». Обучение
риторическим правилам про¬исходило на
основе знания классических образцов
красноречия, путем подражания, которое
понималось, конечно, не как слепое
копирование, а творческое заимствование
предшествующего литературного
опыта. Ораторская практика Древней
Руси показывает прекрасную риторическую
подготовку, сведения о которой пока
крайне скудны. Один из способов сбора
этих сведений - реконструкция риторико-
Очевидно, что эти требования предполагали определенное образова¬ние ритора, его умонастроение, состоящее в следовании христианским канонам, знании Священного Писания, сочинений отцов церкви - «образ¬цовых авторов» и через ориентацию на эти тексты (как и на эту филосо¬фию) стремление формировать собственный образ оратора.
Вот Кирилл Туровский, проповедник
второй половины XII века, го¬ворит «Слово
в новую неделю по пасце» и всю
речь строит на сквозном сравнении
пробуждающейся и обновляющейся
природы с «церковью Хри¬
Поучения Серапиона
Да не покажется современному читателю чрезмерно сложной мета¬форика и «плетение» словесных фигур — в этом как раз и состояло искус¬ство ораторской речи. Воспитание же оратора (как в прошлом, так и в настоящем) состояло и состоит в анализе «образцовых» текстов и «под¬ражании авторам, в красноречии славным» (Ломоносов М. В. Краткое ру¬ководство к красноречию // Поли. собр. соч. М,— Л., 1952. С. 94).
Чтобы ответить на вопрос, «каков был образ речи (да и образ чело¬века) в Древней Руси?» - пришлось бы обратиться ко множеству сочи¬нений, поэтому воспользуемся лишь фрагментом реконструкции правил речевого поведения и отношения к слову древних русичей. Сборники «Пчела» содержали множество изречений о житейской мудрости и добро¬детели — почти половина из них может быть отнесена к правилам прак¬тической риторики, то есть нормам речевого поведения, записанным в афоризмах и сентенциях античных и христианских авторов. Вот лишь часть этих правил:
- предпочти говорение
слушанию («Апостол рече: будь
всяк человек скор на
- умей выбрать правильную аудиторию или собеседника, понимай, что кому можно сказать («Соломон рече: во уши безумнаго ничто же не глаголи, егда похулит мудрые твои словеса»);
- не празднословь, запрети себе говорить «пустые» речи («Пифагор: удобнее камень всуе пустити, нежели слово праздно»);
- воспитывай не столько словом, сколько личностью и «делами», при¬мером «доброго жития» («Уча учи нравом, а не словом; кто словом мудр, а дела его несовершенны, тот хром есть»; «учитель нравом да покорит ученика, а не словом»);
- человек выявляется
и просвечивается его
речью («Фотий: слово подобно
зерцалу, как тем образ
— правильная жизнь в слове делает человека благополучным («Слово как благим житьем одевает душу образом.., ласточки тишину пропове¬дуют весеннюю, а мудрые слова — беспечалие»);
- в правильном действии словом - оружие и защита человека («То его знаменье, то же его град, то же его сила, то же и стена»).
Описанные правила составляют фрагмент общей риторики Древней Руси или общих правил речевого поведения. Фрагменты частной риторики или описания правил для отдельных видов речей надо искать в конкрет¬ных сочинениях. Так, цитированный выше «Домострой» регламентировал: правила речевого поведения в быту. Современный читатель имеет воз[72]можность сравнить их с советами наших научно-популярных книг о веж¬ливости, речевом этикете и пр. Вот каковы «домостроевские» советы же¬нам относительно их «речевого поведения»:
«...А в гости ходить и к себе звать, общаться (разрядка моя-В.А.), с кем велит муж (выбор собеседников) ... А с гостями беседовать о рукоделии и домашнем строении; как порядок навести и какое рукоделие как делать (регламентируется тема речи). Или у себя во дворе, у какой гостьи, услышав добрую пословицу: как добрые жены живут, и как порядок наводят, и как дома свои устраивают, и как детей и слуг учат, и как мужей своих слушают, и как с ними советуются, и как пови¬нуются им во всем - всему тому прилежно внимать; а чего хорошего не знают, о том спрашивать вежливо. С такими-то добрыми же¬нами прилежно сходиться: не ради еды и питья, а для доброй ради беседы и для науки; да внимать впрок себе, а не пересмеиваться и ни о ком не переговаривать; а спросят, о чем, про кого и когда и начнут ум испытывать, то отвечать: «Не ведаю я ничего того, и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княж¬нах, ни о боярынях, ни о соседях не пересужаю» (Домострой // Пла¬менное слово. М., 1978. С. 229-230)
Информация о работе "Риторическое художество" в Древней Руси