Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 10:16, контрольная работа
Искусство - высокая, может быть, даже высшая степень умения, мас-терства в любой сфере человеческой деятельности: в литературе, музыке, живописи, танце, архитектуре, но искусст¬во человеческого общения - это особо сложная и весьма ответ¬ственная сфера бытия.
Ораторское искусство — искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей — умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие).
Введение 3
1 Роды и виды ораторской речи 4
2 Ораторская речь и функциональные стили литературного языка 7
3 Функционально-смысловые типы речи 9
4 Структура ораторской речи 12
5 Подготовка речи и выступление 15
Заключение 16
Список литературы 17
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Все части ораторской
речи переплетены и взаимосвязаны.
Объединение всех частей речи в целях
достижения ее целостности называется интеграцией.
Необратимость речи определяет многое
в ее построении. Ведь трудно удерживать
в оперативной памяти все выступление
целиком. Это и диктует принципиально
иное его построение по сравнению с письменной
речью.
Связанность ораторской речи обеспечивается
когезией, ретроспекцией и проспекцией.
Когезия – это особые
виды сцепления, связи, обеспечивающие
последовательность и взаимозависимость
отдельных частей ораторской речи, которая
позволяет глубже проникнуть в ее содержание,
понять и запомнить отдельные ее фрагменты,
расположенные на некотором (и даже значительном)
расстоянии друг от друга, но в той или
иной степени связанные между собой.
Этот тип связи может, выражается различными
повторами, словами, обозначающими временные,
пространственные и причинно-следственные
отношения: таким образом, итак, во-первых,
во-вторых, в-третьих, следующий вопрос,
в настоящее время, совершенно очевидно,
посмотрим далее, перейдем к следующему.
Связующую роль выполняют и такие слова
и словосочетания: принимая во внимание,
с одной стороны, с другой стороны, между
тем, несмотря на это, как оказывается,
по всей вероятности, как оказалось в последствии.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).
Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.
В заключение поговорим об этикетных речевых формулах, которые входят в зачин и концовку речи. Этикет ораторской речи – это устойчивые специфические единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддерживания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Помимо основной функции – поддержания контакта – указанные речевые формулы выполняют функцию вежливости, регулирующую функцию, благодаря которой устанавливается характер отношений между оратором и слушателями и восприятия речи, а также эмоционально-экспрессивную.
Чаще всего в речевом
этикете используют обращение. Распространены
также приветствие аудитории, т.е. выражение дружеских
чувств, дружеского расположения, доброжелательности.
Следующая группа – формулы «прощания»
и
«благодарности за внимание». Выделяется
также группа речевых клеше, относящихся
к знакомству. Оратор обязательно должен
быть представлен или должен представиться
сам. В ораторской речи используется высокая,
нейтральная и эмоциональная тональность,
т.к. благодаря ей устанавливается благоприятный
контакт со слушателями.
5. Подготовка речи и выступление.
Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Основная цель оратора – информировать слушателей. Важный вопрос, который стоит перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей.
При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.
Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т.е. ее композиционно – стилистическое оформление.
Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал большого и совершенно новый для выступающего. Нет ничего более, утомительного чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом объясняется тем, что речь их становиться быстрой, монотонной и утомляет слушателей.
Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель название выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.
Заключение.
"Поэтом рождаются, а оратором становятся" - эти слова Цицерона должны вдохновлять молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало ("эффект первых фраз"), целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.
Список литературы:
1 Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с.
2 Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001. — 143 с.
3 Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Феникс, 2006. — 448 с.