Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:27, контрольная работа
В полемике, например, не всегда побеждает тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на нее и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев и они приговорили его к смерти.
В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.
Когнитивные. У человека имеется определенная модель мира, особенности устройства которой могут использоваться манипулятором. Например, рекламные кампании могут строиться на эксплуатации образа товара, услуги и т.п. или же на сознательном его сломе; в любом случае образ учитывается. Примером здесь могут послужит рекламные компании туров в Испанию (Bravo, España) и в Турцию (Ритм жизни ощути в Турции) соответственно.
Логические. Понимание языковых высказываний связано с осуществлением логических выводов, которые могут быть специально направлены в ошибочное русло. Например, хорошо известны многие пророчества Дельфийского оракула, подталкивавшие, по преданию, к ошибочным выводам. Например, в стихотворении К.Кавафиса Срок Нерона рассказано, как оракул посоветовал 30-летнему Нерону «страшиться семидесяти трех годов». Обрадовавшийся Нерон продолжил свои сумасбродства, а меж тем на окраине империи, в Испании, 73-летний Гальба в глубокой тайне собирал войско, всего лишь через несколько месяцев вынудившее Нерона бежать из Рима и покончить с собой.
Социологические. По некоторым данным, около 85% людей – конформисты (причем эта цифра является константой социальной вселенной, определяющей устойчивость человеческих сообществ; свыше 15% конфликтных особей способны взорвать общество, а при меньшем их числе наступает застой, делающий его уязвимым для внешних угроз) и в силу этого просто склонны поддаваться манипулированию.
Коммуникационно-семиотические.
Структурно-семиотические.
III. Прямая и косвенная формы речевого воздействия
Вообще различают две формы речевого воздействия:
В современной лингвистике и философии языка различие между ними выражается в выборе прямых или косвенных речевых актов.
Последнее время косвенные формы коммуникации привлекают к себе все большее внимание исследователей частности высказываются мнения о том, что: "человек обращается к прямой коммуникации только в случае, когда средства косвенной коммуникации оказываются менее эффективными и экономными для достижения коммуникативных целей".
Выбор прямого или косвенного формы воздействия предполагает учет двух основных проблем: проблемы искренности и проблемы эффективности высказывания.
Прямая форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, когда он имеет в виду только их буквальное значение, только то, что он говорит.
К достоинствам прямых тактик речевого воздействия следует отнести точность, последовательность, неконфликтность по отношению к критерию искренности. Но эти достоинства носят избирательный характер и находятся в прямой зависимости от конкретной ситуации, будучи всегда готовы перейти в недостатки: есть ситуации, которые относятся к разряду этикетных (конвенциональных): отклонение приглашения на нежелательную встречу, умолчание по поводу содержания письма и многие другие случаи, которые граничат с понятием "white lie". Нетрудно представить, что использование прямых тактик в подобных случаях соответствует критерию искренности, но не является эффективным, так как ставит акт взаимодействия под угрозу срыва. Прямая тактика речевого воздействия на слушателя фактически предполагает вертикальную модель речевого взаимодействия: при таких отношениях между говорящим и слушающим имеет место иерархически структурированная коммуникация. Единственное, что может обосновать необходимость или смягчить императив, - это сила доводов говорящего. Приглашая слушателя в собеседники, то есть строя горизонтальную модель речевой ситуации, мы должны обеспечить ему возможность действительно участвовать в "конструировании" содержания сообщения, при этом эффективность сообщения определяется уровнем доверия, оказываемого говорящим слушателю. Косвенные тактики речевого воздействия апеллируют к речевым фигурам. Они обеспечивают слушателю "свободу действий", свободу инициативы и фантазии. В отличие от прямой тактики, косвенная тактика речевого воздействия не обязательно ведет слушателя исключительно к одной единственной цели или прямо формулирует ее. Анализ выдающихся произведений ораторского искусства позволяет наиболее наглядно реализовать интегративный подход к использованию прямых и косвенных тактик речевого взаимодействия. Сочетание тактик прямого и косвенного речевого воздействия делают произведения ораторского искусства особенно интересными с риторической точки зрения.
Косвенная форма речевого воздействия - это такое использование оратором языковых выражений, когда он подразумевает не только то, что он говорит, но и нечто большее.
Аудитории предлагается самой установить, что кроется в этом "больше, чем буквальное значение". Косвенная форма речевого воздействия является скрытой тактикой Оратор "говорит не то, что он говорит", т.е. открыто не провозглашает аудитории, что он имеет в виду.
Соответственно, такая форма воздействия
не согласуется с критерием
Косвенная форма речевого воздействия задает, по сути, множественность способов восприятия речи Таким образом слушатель присоединяет к произнесенного оратором того содержания, что является актуальным для самого слушателя. Эффективность косвенной коммуникации как раз и проявляется в этой свободе аудитории. Подобную модель взаимодействия говорящего со слушателями называют горизонтальной.
Косвенная форма воздействия
Общая схема речевого воздействия
строится на донесении информации,
формировании на ее основе интересов,
побуждений. Задача общения — посылать
речевые сигналы, которые имеют для вашего
собеседника эмоциональное значение.
О чем бы ни шла беседа, важно добиваться
профессионального языка и логичности
развития темы разговора. Беседа не может
быть и пространной. Пространное изложение
лишней информации снижает коммуникационную
эффективность. Когда много говорят о
малом, то мало думают о значительном.
В
жизни встречаются ситуации, когда по
каким-то причинам приходится скрывать
свою цель, и мы вынуждены искать обходные
пути, допуская возможность разовой манипуляции,
игры, цель которой – избежать затруднительного
положения. Постоянное манипулирование
и речевое воздействие опасно тем, что
приводит к разрушению личности человека,
основные душевные силы которого направлены
на управление другими. А объекту манипулирования
и речевого воздействия его положение
невыносимо из-за чувства подавления личности,
роли игрушки в чьих-то руках.
В
своей работе я постаралась осветить,
что такое тактики речевого воздействия
и какие бывают виды воздействия и рассмотрела
существующие предпосылки.
Список используемой литературы
4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1999. – С. 160.
5. Николаева Т.М. Лингвистическая демагогия // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М.,1988. – С.154-165.