Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Вложенные файлы: 1 файл

ормирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не  тужить!»

8. Подведение итогов.

-Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?Ну а нам пора прощаться, и со сказкой расставаться. Сказка новая опять в гости к вам прийдет.

 

 

Игры для развития словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр для развития и амплификации навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

1. «Необычное дерево»

Цель: ознакомление детей с понятием «родственные слова» с опорой на наглядные модели.

Материалы: картонное изображение дерева с прорезями, карточки – предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель ставит на доску картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них воспитатель вставляет предметные картинки с изображенными на них родственными словами, когда читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло — Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Ряд родственных слов по картинкам воспроизводится детьми; с помощью воспитателя анализируется их звуковая, а также смысловая общность.

2. «Родные слова»

Цель: обучение составлению цепочки родственных слов с опорой на предметные картинки.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель ставит на доску картинку с изображением батона и про-износит слово хлеб. Последующие картинки называют дети, воспитатель только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебоуборочный комбайн, хлебные крошки.

Воспитатель тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Чтобы закрепить понятие «родственные слова», воспитатель читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть —

Они об одном говорят.

3. «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Ход игры:

Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

Например:

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Примерные предложения:

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

4. «Игра с мячом «Одежда для малыша»

Цель: формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материалы: мяч.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Воспитатель бросает мяч кому-либо и говорит любой предмет одежды. Ребенок должен назвать «маленькую» вещь и вернуть мяч воспитателю. Например: «Платье – платьице, носок – носочек, юбка - юбочка» и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

5. «Гулливер в стране Лилипутов»

Цель: обучение грамотному употреблению существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Материал: плакат с изображением дома лилипутов, предметные картинки с изображением одежды и обуви.

Ход игры:

 Гулливер (ребенок, «заглядывая» в каждый домик, «открывая» дверцу, называет то, что видит в комнате: кроватку, столик, стульчик, вазочку, коврик, диванчик, табуреточку. Открыв шкафчик, он достает одежду и обувь и удивляется тому, какая она крошечная: платьице с малень-ким воротничком и пуговичками; пальтишко с вышитыми карманчиками; шарфик, ремешок, брючки, шортики, колготки, носочки, гольфики, сарафанчик, халатик, фартучек, кофточка, юбочка, костюмчик, сапожки, валеночки, туфельки, ботики, ботиночки со шнурочками. Воспитатель обращает внимание детей на ошибки, хвалит за образование сложных форм слов (валеночки, шнурочки и т. д.) .

6. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк) ». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

7. «Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

Ход игры:

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Воспитатель задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.) . Воспитатель обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Воспитатель дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми) ; я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

8. «Вкусное варенье»

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Ход игры:

Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитательа отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

9. «Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.) ». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т. д.

 «А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной, редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а воспитатель получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

10. «Великаны и малютки»

Цель: развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, упражнение в употреблении этих существительных в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Воспитатель делит подгруппу на 2 части, одна группа – великаны, другая – малютки. Дети по очереди перекидывают друг другу мяч, называя соответствующую форму существительного, в соответствии с лексической темой (называют предметы одежды и обуви). Например: «великан» произносит: «кофта» и перебрасывает мяч «малютке», который говорит: «кофточка». Когда все дети в этих ролях образуют по 2 слова, дети меняются – «великаны» становятся «малютками» и наоборот. Игра продолжается 2-3 раза. Обязательно обращается внимание на ошибки, их корректировку. Затем детям предлагается составить фразу с новым словом: «теплая кофточка», «тяжелые сапожищи» и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 3)

11. «Мы строители»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Воспитатель выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет воспитатель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предло-жения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т. п.

12. «Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д., предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: воспитатель спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т. д. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

13. «Путаница»

Цель: ознакомление детей с особенностями образования слов-вместилищ.

Материалы: предметные картинки, полоски разной длины.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета, конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Воспитатель, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вто-рую — длинно: "сахарница". Назови короткое слово (сахар) .

Воспитатель кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».

Затем ребенок совместно с воспитателем проговаривает оставшиеся

14. «Письмо от Незнайки»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в короткой фразе.

Материалы: стакан, банка, кастрюлька.

Ход игры:

Воспитатель достает тетрадь и говорит, что Незнайка, как всегда, допустил много ошибок. Он просит детей исправить ошибки: Лена налила в стакан клубника сок. Папа принес в банке кабачок икру. Мама приготовила в кастрюле картошка пюре. И т. п. Когда дети образуют правильные прилагательные, воспитатель просит с опорой на предметы посуды вспомнить и воспроизвести грамотные варианты предложений.

15. «Смешинки-юморинки»

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

 Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.

16. игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Ход игры:

Информация о работе Формирование словообразования