Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 18:33, шпаргалка
1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики
Риторика – это теория и мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.
17. Логика предмета и логика изложения
Оратор в своем выступлении всегда опирается на логику. Основой для этого служат законы логики:
1) закон тождетства (произнесенная мысль должна быть тождественна, когда в моменты повторения объем ее остается неуместным)
2) закон противоречия (высказывание и его опровержение не могут быть одновременно истинными)
3) закон исключительного
3-его (истинно или само
4) закон достаточного основания (всякая высказанная мысль должна быть доказана, обоснована)
Различают логику предмета и логику изложения.
Логика предмета – предполагает выделение существенных и не существенных понятий. Но в публичной речи логика предмета уступает место логике изложения.
Логика изложения не противоречит логике предмета, а изменяет порядок рассмотрения предмета речи таким образом, чтобы это было удобно для восприятия слушающих. Однако, в паре «логика - эмоция» для большинства современных аудиторов предпочтение должно быть отдано эмоциям. Это связно с тем, что всякое логическое рассуждение , особенно дедукция, есть своего рода мыслительное принуждение, т.е. аудиторию заключают в некоторую специально подготовленную ловушку или логическими доводами подводят к выводу, которому нет альтернативы. Чтобы такого впечатления не было, логику как основу речи необходимо скрывать за эмоциональной формой изложения и апперировать не самими эмоциями а фактом вызывающим эмоции.
18. Риторические аргументы
Риторическая аргументация - это высказывания оратора, которые имеют цель подготовить аудиторию к признанию обоснованности, правильности, уместности этих высказываний и принятию его точки зрения.
Риторический аргумент состоит из: положения и обоснования.
Обоснование – совокупность доводов,
формулировок мыслей, посредством которых
ритор стремится сделать положение приемлемым
для аудитории: ... если ум не может жить
без истины, а он, кажется, живет, и, конечно,
не хочет признавать себя лишенным жизни.
Положение аргумента – формулировка
мысли, которая выдвигается ритором, но
представляется сомнительной аудитории:
Но можно ли действительно находить истину?
– Должно думать, что можно.
С точки зрения строения и содержания
риторический аргумент включает три составляющих:
схему, топ, редукцию.
Схема представляет собой логическую
форму данного конкретного аргумента.
Построение схемы подчиняется правилам
логики, и схема является своего рода логическим
костяком аргумента, который позволяет
не только судить о строении сложной мысли,
но и определить ее корректность.
Общее место или топ – положение, которое
признается истинным или правильным и
на основе которого конкретное обоснование
представляется убедительным. Топ содержится
или подразумевается в посылках аргумента.
Первый топ приведенного аргумента: ум
живет истиной. Это положение не доказывается
и не следует откуда бы то ни было, но представляется
очевидным аудитории, к которой обращается
святитель Филарет.
Аргументация может быть догматической
и диалектической. Догматическая аргументация
исходит из положений, которые принимаются
в качестве постулатов и считаются самоочевидными
и универсальными; таковы исходные принципы
научной теории. Диалектическая аргументация
исходит из посылок, которые убедительны
для аудитории и привлекаются из разнообразных
источников. Диалектическая аргументация
принципиально рассчитана на частную
аудиторию.
Риторическая аргументация является
в основном диалектической . Это означает,
во-первых, что положение риторического
аргумента представляет собой мысль (тезис),
которой может быть противопоставлена
другая мысль (контртезис). Контртезис,
однако, не всегда логически исключает
тезис.
19. Понятие об античном риторическом каноне
Для того чтобы произнести качественную речь необходимо тщательно ее подготовить. Вопросу подготовки ораторской речи еще в античности уделяли много внимания. Вопросом изобретения содержания речи, композиции речи и смысловому выражению и был посвящен античный риторический канон, который и сегодня является актуальным и важным при подготовке к выступлению и определяет 5 этапов пути от мысли к слову:
1) инвенция (изобретаю) –
на данном этапе оратор
2) диспозиция (расположение) – изобретенное => грамотно, в соответствии с предстоящей задачей расположить в надлежащем порядке
3)эпокуция (вырражение) – словесное формирование мысли
4)мемория (запоминание) – запоминание текста предстоящего выступления
5) акция – несамо выступление, а репетиция
20.Этап изобретения.
Согласно Аристотелю, 1-й этап важнейший момент ораторского искусства, поскольку на этом этапе не только разрабатывается основная идея предстоящей речи, вырабатывается стратегия и тактика, продумывается аргументация, но также идет сбор необходимого материала.
Возрождение риторики в наше время обусловлено повышенным вниманием к этапу изобретения, а следовательно нахождению различного способа убеждения адресата. Античный образец предлагал говорящему четко очерченную программу для каждой возможной темы выступления. Вот такая система определения понятий соответственно определенной теме, имеющая определенное расположение и последовательность по словам многих лингвистов может быть названа «…решетка». Основу этой «…решетки» состовляют так называемые топосы или общие места. Нельзя понимать общее место как некие избитые фразы перетекающие из одного выступления. Общее место – это скорее смысловая модель по которой строится текст на определенную тему, но при этом оратор творчески относится к тексу предстоящего выступления и имея определенную схему или смысловую модель преобразует ее в соответствии с темой и своими задачами.
Общие места или топосы представляют возможность говорящему дальше развивать собственные идеи. Речь оратора, текст представляет как особое пространство, которое можно сравнивать с натянутой тканью. Не случайно слово текст происходит от др.греческого – ткань, прясть, и в этом тексте каждая идея, каждая микротема имеет свое положение места. Отсюда и происхождение понятия «топос». Совокупность общих мест наз. топика
21. Внутренние топосы определения
Топосы подразделяются на общие и частные, внешние и внутренние. Общим топосом называется идея, правило или отношение, которые принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении. Частный топос - идея или правило, которое признается необязательно, не всеми и не всегда. В риторике выделяются внешние и внутренние топосы. Внешним топосом называются две соотнесенные категории, которые могут образовать суждение, например, «мнение-знание», «истина-справедливость», «закон-благодать».
Внутренние топосы
Внутренние топосы подразделяются на три группы: определения, соположения и обстоятельства.
Топосы определения разворачивают аргументы, термы которых сводятся как полностью или частично идентичные или разводятся как неравнозначные и относящиеся к различным общим категориям.
Сущность. На основе топоса сущности строятся указательные определения или образные определения, которые исключают не только сопоставления, но и обобщения.
Тождество. Отношение термов указывает на их полную или частичную равнозначность. Топос тождества часто используется для определения значения слова или для того, чтобы исключить несущественные признаки предмета.
Присущее и приводящее. С помощью этого топоса разводятся существенные и несущественные качества предмета, что очень важно при построении судительных и совещательных аргументов, когда определяются характер и степень желательных преобразований - изменяется или должно измениться что-то и в каких-то свойствах.
Признак. Этот топос позволяет рассматривать один из термов как свидетельство другого, в аргументацию включаются личность ритора и аудитория.
Соотносительность. Существуют категории, которые могут рассматриваться только как совместно представленные или соотносительные.
Производность. Этот топос связывает термы, устанавливая иерархичность, зависимость и необратимость отношения.
Род и вид. Родовидовое отношение позволяет не только отнести подчиненный терм к некоторому разряду, но и частично идентифицировать или развести термы отношения.
Часть и целое. Включение части в целое, как и вычленение из целого частей предполагает частичную идентификацию термов по иерархии, поскольку часть должна быть однородна с целым, и разведение включенных термов по функции или признаку.
Имя. Именование выражает сущность именуемого предмета, вместе с тем имя соотносится с предметом условно, так как может быть иным. Предмет получает смысловую определенность и конкретность только если он именован и если имя правильно.
Топосы соположения. С помощью этой группы топосов устанавливаются сходства, различия, взаимные зависимости термов и даются их оценки. К топосам соположения относятся сравнение, сопоставление, противоположности, совместимость и так называемый аргумент к человеку (argumentum ad hominem).
Сравнение (большее-меньшее). При сравнении термы соотносятся количественно, и в зависимости от положительной или отрицательной оценки отдается предпочтение большему или меньшему проявлению свойства или признака.
Сопоставление. В отличие от топоса сравнения, топос сопоставления предполагает качественные сходства или различия, на основе которых термы связываются и становятся возможными выбор, иерархизация или обобщение.
Противоположное. Термы могут быть противопоставлены различным образом: по признаку, качеству, количеству, имени, отношению. Топос противоположного широко используется в аргументации, и на его основе обычно строятся разделительные аргументы.
Несовместимость. Этот топос более сложен, чем предшествующие, так как термами соположения оказываются высказывания или действия, содержание которых противопоставляется. Несовместимость содержания приводит к необходимости выбора, либо отвержения обоих термов.
Аргумент к человеку. Аргумент к человеку широко используется, особенно в полемической аргументации, и служит основным инструментом оценки личности и поступка.
Топосы обстоятельств. Используются для представления и характеристики реального или возможного факта.
В риторической аргументации факт предстоит как деяние определенного субъекта, влекущее за собой следствия, значимые для других субъектов. Для описания факта как действия необходимо, как минимум, грамматическое предложение, отношения членов которого, если их рассматривать как смысловые, а не формально-грамматические, и являются топосами обстоятельств. Топосы определения представляют собой операции с отдельными термами, значение которых осмысливается и уясняется. Топосы обстоятельств позволяют устанавливать и обсуждать связи термов в высказывании и представить его как единораздельное целое. В предложении выделяются три главных составляющих, которые, соответственно, выражают субъект, действие и объект.
Место. Важной характеристикой действия в его отношении к объекту является пространственная определенность.
Судебная риторика
Действие и претерпевание. Один из термов предстает как субъект действия, а другой - как его объект. Наличие субъекта предполагает объект и наоборот.
Основание. Этот топос связывает субъекта и действие, и его использование осмысливает факт, так как позволяет включить его в класс или разряд - различные деяния группируются в практике именно по основанию принятых решений, и безосновательное действие даже может рассматриваться как нереальное.
Средство. Этот топос обыкновенно связывает замысел или действие с целью, в отношении к которым средство рассматривается как уместное или приемлемое. Совместимость цели и средств - один из наиболее распространенных ходов судительной аргументации, с помощью которого оценивается как само действие, так и деятель.
Образ действия. Образ или способ действия по значению близок к средству, но их следует тщательно различать. Средство выбирается и оно внешне по отношению к действию, в то время как способ является присущим свойством действия.
33Тропы как образные средства
тропы - это специальные приемы (можно сказать, инструменты) художественной речи. Благодаря тропам она становится выразительной, запоминающейся, яркой. Тропов существует немного: гипербола, литота, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет и т. д.
Самые распространённые виды тропов:
Гипербола - вид тропа, художественное преувеличение предмета, изображения; явление, противоположное литоте.
Литота - вид тропа, художественное преуменьшение предмета, изображения; явление, противоположное гиперболе.
Метафора - (от греческого metaphora - «перенос» ) – один из видов тропа; отдельные слова или выражения сближаются в этом приеме по сходству (близкому или далекому по контрасту.
Сравнение - вид тропа. Обычно писатель сравнивает два явления или предмета для того, чтобы в том предмете (или явлении) , которое сравнивается, выявить, обнаружить новые важные свойства. Сравнения обычно соединяются союзом «как» , «как будто» , словно» .
Олицетворение - такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойством живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Олицетворение связано с представлениями древнего человека о том, что весь окружающий его мир (природа, животные и т. д. ) наделены душой и качествами, подобными человеческим. Олицетворение также является одним из видов тропов.
Эпитет (от греческого epitheton – «приложение» ) – вид тропа. Эпитет обогащает, образно показывает ту или иную характерную черту какого-либо явления, предмета, лица, содержит в себе оценку, вызывает к нему определённое эмоциональное отношение.
34 Фигуры красноречия-------
35Основные единицы общения
Среди основных еди ниц общения выделяются следующие:1) речевое событие;2) речевая ситуация;3) речевое взаимодействие.
1 Речевое событие – это протекающий в кон тексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом (от франц. discourse ‘речь’) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагмати ческими, социокультурными, психологическими и др. факто рами; это текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс – это различные виды речевой практики, быто вой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь, «погруженная в жизнь».
Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи, к которым относятся мимика, жесты, позы, выражение глаз и т.д.
Речевое событие включа ет два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое об щение между участниками, включая самих участников, кото рые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуа ция).