Шпаргалка по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 18:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие Риторики. Предмет и задачи риторики
Риторика – это теория и мастерство эффективной, а следовательно целесообразной, воздействующей и гармонирующей речи. Сделать речь целесообразной, значит найти ее соотвественно в цели говорящего. Воздействовать на аудиторию, значит подвигнуть людей на какие – то активные действия, а иногда может быть даже заставить изменить свое мировоззрение и образ жихни. Гармонизировать взаимоотношения говорящего и адресата это обеспечить согласие о взаимпомонимании между ними, чтобы исключить конфликты.

Вложенные файлы: 1 файл

ritorika_ekzamen.docx

— 74.03 Кб (Скачать файл)

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

2 Речевая ситуация –  это ситуация, составляющая контекст  высказывания, порожденного в речевом  акте.

Высказывание делается в опре деленном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответ ственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, кон кретизирует значение ряда грамматических категорий. Она позволяет также правильно интерпретировать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), вы являть причинные связи данного высказывания с другими со бытиями и т.д. Кроме того, речевая ситуация диктует правила ведения разговора и оп ределяет формы его выражения.

Различают канонические и неканонические речевые ситуа ции.

Каноническими считаются ситуации, когда время произ несения (время говорящего) синхронно времени его восприя тия (времени слушающего), то есть определен момент речи; ког да говорящие находятся в одном и том же месте и каждый ви дит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время

  говорящего, то есть время произнесения выс казывания, может не совпадать со временем адресата, то есть вре менем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле ния) и т.д.

3 Речевое взаимодействие  представляет собой очень слож ный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.

 

36.Речь в социальном  взаимодействии----------

 

37невербальные срдства общения

 

Первоначально проблема языка жестов была рассмотрена Чарльзом Дарвином в работе «Выражение эмоций животными и человеком» в 1872 г. Впоследствии появилось целое направление, занимавшееся изучением указанного вопроса, его последователи – невербалисты.

Язык мимики, жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Таким образом, неслучайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском искусстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. В «Советах лекторам» А. Ф. Кони указывал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они выступают результатом волнения, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на:

1) ритмические жесты, связанные  с ритмом речи. Они подчеркивают  логическое ударение, замедление  и ускорение речи (интонацию);

2) эмоциональные, передающие  различные оттенки чувств. Некоторые  из них закреплены в устойчивых  сочетаниях, поскольку эти жесты  стали общезначимыми (бить себя  в грудь, стукнуть кулаком по  столу, повернуться спиной, развести  руками и т. д.);

3) указательные жесты, посредством  которых говорящий выделяет какой-то  предмет из ряда однородных, подчеркивает  порядок следования. Указать можно  головой, рукой, ногой, поворотом тела, пальцем;

4) изобразительные жесты  появляются в нескольких случаях:

а) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

б) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (нервозность, неуверенность, невладение собой);

в) если надо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно;

5) условные (символические) жесты:

а) жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки – это совершенно ясно, никогда не соглашусь, никто не знал);

б) жест интенсивности (рука сжимается в кулак – он очень упорный, он страшно честолюбив, она упрямая);

в) жест отрицания, отказа (отталкивающие движения рукой);

г) жест разъединения (ладони раскрываются, расходятся в разные стороны);

д) жест объединения (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони).

Тем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое сказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. При всем многообразии жестов, их вариативности, они проявляют относительную устойчивость, хотя случаются и исключения.

 

37Первоначально проблема  языка жестов была рассмотрена  Чарльзом Дарвином в работе  «Выражение эмоций животными  и человеком» в 1872 г. Впоследствии  появилось целое направление, занимавшееся  изучением указанного вопроса, его  последователи – невербалисты.

Язык мимики, жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Таким образом, неслучайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском искусстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.

  В «Советах лекторам» А. Ф. Кони указывал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они выступают результатом волнения, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на:

1) ритмические жесты, связанные  с ритмом речи. Они подчеркивают  логическое ударение, замедление  и ускорение речи (интонацию);

2) эмоциональные, передающие  различные оттенки чувств. Некоторые  из них закреплены в устойчивых  сочетаниях, поскольку эти жесты  стали общезначимыми (бить себя  в грудь, стукнуть кулаком по  столу, повернуться спиной, развести  руками и т. д.);

3) указательные жесты, посредством  которых говорящий выделяет какой-то  предмет из ряда однородных, подчеркивает  порядок следования. Указать можно  головой, рукой, ногой, поворотом тела, пальцем;

4) изобразительные жесты  появляются в нескольких случаях:

а) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

б) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (нервозность, неуверенность, невладение собой);

в) если надо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно;

5) условные (символические) жесты:

а) жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки – это совершенно ясно, никогда не соглашусь, никто не знал);

б) жест интенсивности (рука сжимается в кулак – он очень упорный, он страшно честолюбив, она упрямая);

в) жест отрицания, отказа (отталкивающие движения рукой);

г) жест разъединения (ладони раскрываются, расходятся в разные стороны);

д) жест объединения (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони).

Тем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое сказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. При всем многообразии жестов, их вариативности, они проявляют относительную устойчивость, хотя случаются и исключения.

 

38Дыхание, голос, дикция, интонация 

 

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи – это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.Интонация. Под интонацией подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы.

Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных (а особенно драматических) текстов вслух. При

  этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций.

Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее.

Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу.

 

39 спор и его виды

 

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т. п. В современной научной, методической, справочной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Спор – это особый вид речевой коммуникации. Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002).

В русском языке существуют синонимы данного слова: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях данные слова используются не только как синонимы к слову «спор», но и как его разновидности.

Дискуссия – такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения конкретного вопроса.

Диспут первоначально обозначал публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня значение этого слова немного изменилось. Им теперь называют публичный спор на научную или общественно важную тему.

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Таким образом, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2002).

Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима при выработке новых взглядов, отстаивании общечеловеческих ценностей, прав человека, складывании общественного мнения. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Словами «дебаты» и «прения», как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. д.

Любой спор имеет определенную структуру. С одной стороны, это выдвижение и защита тезиса первым оппонентом, а с другой – опровержение выдвинутого тезиса и его аргументации вторым оппонентом.

В науке и методике делают попытки систематизировать различные виды спора. В качестве оснований берутся самые разные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, количество участников, форма проведения, организованность спора.

 

40 культура спора и его основные условия

 

Искусство спора называется эристикой. К разновидностям спора относятся дискуссия, полемика, диспут, прения. Дискуссия (от лат. discussio – обсуждаю) предполагает участие нескольких человек, обстоятельства речевой ситуации при этом не могут быть бытовыми, а проблема должна иметь более или менее отвлечённое или общее значение. К целям дискуссии относятся достижение соглашения по спорному вопросу и установление истины. Отстаивание собственной позиции и победа над противником – это цели полемики (от греч. polemikos – воинственный), которая осуществляется в основном в печати. Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – это публичный спор на научную или общественно важную тему, но в отличие от дискуссии, происходит однократно, не повторяясь. Прения – это обсуждение проблемы на официальном собрании. Корректный, а значит, успешный, эффективный спор – это не только спор «по правилам» логики и тактики, но и зеркало, отражающее уровень общей культуры человека, поэтому следует избегать излишней страстности и максимализма, а также контролировать свой голос, мимику и жестикуляцию. Необходимо внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Не стоит стремиться перекричать противника. Необходимо оставаться доброжелательным. Исключается спор по оценочным характеристикам, не имеющим параметрического выражения (хорошо-плохо, высокий-низкий, красивый-некрасивый). Деструктивным началом в споре является советы и рекомендации оппоненту. Исходной точкой каждого правильного спора должно быть установление пункта разногласий. К непозволительным уловкам в споре относятся также отступление от темы спора

Информация о работе Шпаргалка по "Риторике"