Понятие, классификация, структура земельных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 14:39, реферат

Краткое описание

Отличие земельной информационной системы от других информационных систем обусловлено особенностями их объекта — земли. Практически все компоненты земельных информационных систем (база данных, СУБД, процедуры сопровождения данных и др.) требуют глубокого научного обеспечения. Последние достижения в области новых технологий позволяют совершенствовать способы функционирования земельного кадастра и мониторинга, например, путем использования ГИС-технологий для создания автоматизированной системы земельного кадастра.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Понятие.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

1 Понятие, классификация, структура земельных информационных систем. Основные характеристики земельных информационных систем.

1.1 Понятие, классификация, структура земельных информационных систем.

Отличие земельной информационной системы от других информационных систем обусловлено особенностями их объекта — земли. Практически все компоненты земельных информационных систем (база данных, СУБД, процедуры сопровождения данных и др.) требуют глубокого научного обеспечения. Последние достижения в области новых технологий позволяют совершенствовать способы функционирования земельного кадастра и мониторинга, например, путем использования ГИС-технологий для создания автоматизированной системы земельного кадастра. Но при использовании новых программно-технических средств механическое перенесение традиционно сложившихся методов организации работ в области получения и обработки информации неэффективно. Поэтому их необходимо перестраивать, исходя из новых технических и технологических возможностей.

Однозначно понимаемое определение земельной информационной системы отсутствует.

Одно из определений ЗИС дано в толковом словаре по информатике: земельная информационная система (land information system) - географическая информационная система земельно-ресурсной и земельно-кадастровой специализации.

При решении практических задач в большинстве случаев авторы ставят знак равенства между понятием ЗИС и ГИС. Например, ГИС в ряде источников именуется географической информационной системой, и других - земельной информационной системой. Поэтому следует разделить понятие ГИС и понятие ЗИС, применяемые в Государственном земельном кадастре.

Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов), реализующих информационные процессы.

Понятие земельной информационной системы можно трактовать в широком и узком смыслах.

В широком смысле ЗИС представляет собой организационно- упорядоченную совокупность массивов информации из различных источников, документов и информационных технологии (в том числе ГИС-технологии), реализующих информационные процессы управления земельными ресурсами (включая регистрацию, учет и оценку земельных участков и иных объектов недвижимости).

В этом понимании ЗИС включает:

- земельно-кадастровую информационную систему;

- информационные системы иных государственных и ведомственных кадастров (водного, градостроительного и др.), информация которых связана с земельными участками и иными объектами недвижимости;

- информационную систему государственного мониторинга земель;

- территориальные информационные системы (региональные и муниципальные ЗИС);

- информационные технологии.

В узком смысле ЗИС - это географическая информационная система земельно-ресурсной и земельно-кадастровой направленности, основой которой являются сведения о земельных участках и территориальных зонах в соответствии с составными частями Государственною земельного кадастра. В этом понимании ЗИС ориентирована на решение проблем, связанных с технологическими и техническими аспектами формирования банка пространственных данных о земельных ресурсах.

ЗИС в узком смысле включает:

- картографические  ЗИС для ведения ГЗК, создающие  тематические электронные и цифровые  карты;

-земельно-регистрационные  ЗИС создавшие электронную версию дежурной кадастровой карты;

-земельно-оценочные  ЗИС. отображают данные различных  видов оценки земли и иной  недвижимости;

-земельно-учетные  ЗИС. сохраняющие электронные карты, характеризующие количественные и качественные характеристики земельных ресурсов.

Классификация земельных информационных систем

1. Информационная система – организационно упорядоченная совокупность массивов информации, документов и информационных технологий

- Земельно-кадастровая информационная  система;

- Информационная система (ИС) водного, лесного и иных кадастров;

- ИС мониторинга земель;

- Территориальные ИС.

2. ГИС земельно-кадастровой ориентации

- Картографические ЗИС  для ведения ГЗК;

- Земельно-регистрационные  ЗИС;

- Земельно-учетные ЗИС;

- Земельно-оценочные ЗИС.

Автоматизированная система Государственного земельного кадастра (АС ГЗК) входит в состав земельно-кадастровой информационной системы и представляет собой функционирующий на основе ЭВМ и других технических средств информатики комплекса, обеспечивающий сбор, хранение, актуализацию и обработку информации в целях поддержки ведения Государственного земельного кадастра.

Основная целевая функция современной земельной информационной системы - формирование информационной основы управления земельными ресурсами любого уровня, обеспечение процессов принятия эффективных управленческих решений достоверной информацией с необходимой степенью детализации.

Оптимизация функций ЗИС осуществляется при помощи развития и совершенствования соответствующих средств (программных, аппаратных, нормативно-правовых, организационных). К этим средствам относятся программные комплексы, средства вычислительной техники и передачи информации, инструкции и методические руководства, положения и уставы, схемы и их описания.

Основные задачи создания и ведения земельной информационной системы:

- предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость для органов управления, судов, банков, юридических и физических лиц;

- обеспечение защиты прав собственников, владельцев и пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости;

- обеспечение установления и регистрации правового режима пользования земельными участками, зданиями и помещениями;

- информационное обеспечение сбора земельного налога и налога на недвижимость; пополнение бюджета за счет пошлин и сборов с земельных сделок и операций с недвижимостью; информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли недвижимости;

- поддержка установления  залоговой стоимости земли и  недвижимости;

- установление ставок земельного налога и нормативов платежей;

- учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;

- информационное обеспечение и поддержка программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимальному планированию развития территорий:

- создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранным, заповедным, рекреационным);

- учет технической информации о зданиях и сооружениях, расположенных на территории городов и других муниципальных образований;

- информационная поддержка разграничения полномочий по управлению землями между управленческими структурами Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

Учитывая основные положения информатики, земельная информационная система должна включать:

- техническое обеспечение (комплекс техническим средств - процессоры периферия и др.):

- программно-технологическое обеспечение (методы и средства, обеспечивающие функции хранения, анализа и предоставления данных);

- информацию (качественные и количественные  характеристики исследуемого объекта  или явления)

При взаимодействии с ЗИС пользователи информации получают информацию в соответствии с установленным режимом ее предоставления. Пользователи могут участвовать в формировании банка данных, предоставляя информацию (или обменивая ее на иную информацию). В последнем случае пользователям предоставляется особый (льготный) режим пользования информацией.

К необходимым условиям создания нормально функционирующей ЗИС следует отнести:

- экономическую и правовую стабильность в обществе и в регионе;

- соответствие условий создания ЗИС федеральному и региональному законодательству;

- информационное обеспечение (наличие материалов государственных земельного кадастра и мониторинга земель, инвентаризации земель, землеустройства, обеспеченность картографическими материалами необходимого масштаба и т, д.);

- взаимосогласованность действий системы исполнительных и законодательных органов власти в области управления земельными ресурсами;

- укомплектованность кадрами с требуемым образованием;

- создание автоматизированной системы Государственного земельного кадастра и др.

При организации создания ЗИС необходимо обеспечить:

- учет и адаптацию существующих функциональных и научно- технических разработок;

- достаточную адаптированность и открытость системы для возможных последующих изменений и дополнений;

- поэтапность создания системы;

- соответствие действующим государственным стандартам и нормативам;

- координацию с планами и программами создания территориальных информационных систем и других государственных кадастров;

- учет технологических, организационных и финансовых условий определяющих состав, последовательность и стоимость ЗИС.

При построении банков данных ЗИС необходимо соблюдать следующие принципы:

- возможность оперативного взаимодействия разных информационных систем (наличие нормативно-правовой базы и установление форматов обмена данных);

- актуальность данных (обновление банков данных в установленный период времени);

- достоверность информации (обеспечивается системой сбора информации и системой контроля состояния банков данных);

- обеспечение конфиденциальности информации, защиты банков данных от несанкционированного доступа (обеспечивается системой доступа к банкам данных);

- доступность информации (обеспечивается развитой телекоммуникационной сетью).

ЗИС можно представить как многоуровневую организационную систему, на каждом уровне которой решаются самостоятельные задачи, действуя на основе собственных выбранных критериев в соответствии с установленными функциями.

Можно выделить три уровня организационной структуры ЗИС, каждый из которых представлен организациями, входящими в систему управления земельными ресурсами и выполняющими функции учета, регистрации и оценки земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатации объектов земельно-имущественных объектов или управления территориальными процессами.

Функциями ЗИС на первом уровне являются регистрация и оценка материальных и информационных ресурсов, а также эксплуатация системы. На этом уровне функционируют организации, задача которых - непосредственный учет объектов, расположенных на анализируемой территории (территориальные органы Роснедвижимости, геодезические и межевые организации, БТИ и пр.), и сбор информации о них, а также организации, обеспечивающие эксплуатацию системы ЗИС (организации - разработчики системы). Здесь же осуществляется привязка всех объектов инфраструктуры к пространственной модели территории (цифровой карте в рамках геоинформационной системы). На данном уровне системы создается и циркулирует основной объем информации, которую затем используют в своей деятельности вышестоящие организационные уровни ЗИС и системы управления земельными ресурсами,

На втором уровне решают оперативные вопросы создания и эксплуатации ЗИС, а также осуществляют контроль за развитием территорий. Организационно-оперативное управление представлено территориальными органами Роснедвижимости субъекта РФ или административного района (города), другими территориальными органами федеральных структур, а также органами управления регионов и муниципальных образований в области формирования ЗИС. Задача этих учреждений - анализ процессов, протекающих на первом уровне, а также их регулирование. Здесь принимают конкретные управленческие решения, а также обобщают данные, анализируют их и представляют в удобной (компактной, наглядной) для управленцев форме.

На третьем, интегральном, уровне Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, другие федеральные органы разрабатывают стратегию функционирования ЗИС, координацию взаимодействия различных ведомств, условия формирования воздействия ЗИС на основе формирования согласованной нормативно-правовой базы, определяющей «правила поведения» на территории страны, региона или муниципального образования всех субъектов земельных отношений. Кроме того, на этом уровне осуществляется информационно-аналитическое обслуживание организаций федерального уровня, в задачи которого входят:

- статистический анализ использования земельных ресурсов;

- анализ и оптимизация межведомственного взаимодействия;

- анализ исполнения директивных документов;

- прогноз социально-экономического развития территорий.

 

1.2 Основные характеристики земельных информационных систем.

Для современных информационных систем характерно наличие унифицированных способов разделения ресурсов и обмена информацией, а также построение по принципу открытой распределенной системы. Информационное обеспечение должно позволять производить наращивание функциональных возможностей по мере разработки новых аппаратных и программных средств.

В состав современной ЗИС должны входить нейтральный (базовый), опорные и региональные узлы обработки данных, при этом центральный узел должен находиться в головной организации участников ЗИС, хранить основной объем данных и обрабатывать большую часть запросов. Опорные узлы создаются непосредственно у пользователей ЗИС, а региональные узлы целесообразно устанавливать по мере необходимости у региональных участников.

Основная задача такой системы — поиск информации в базе данных и предоставление ее конкретным пользователям.

Современные ЗИС должны иметь следующие технико-технологические возможности:

-ввода больших  объемов текстовой и графической информации:

-обеспечения  быстрого доступа ко всем базам  данных;

Информация о работе Понятие, классификация, структура земельных информационных систем