Предмет лизинга и его правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

Лизинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финан¬совых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов. По сути, лизинг — это долгосрочная аренда имущества для предпринимательских целей с последующим правом выкупа, обладающая некоторыми налоговыми преференциями.

Содержание

Введение
Предмет лизинга и его правовое регулирование
Виды лизинга
Лизинг - один из экономических механизмов развития сельского хозяйства
Лизинг в агропромышленном комплексе России
Состояние лизинга в сфере сельскохозяйственного производства
Проблемы развития АПК
Особенности лизинговых отношений на предприятиях АПК
Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

агролизинг.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие свободных денежных средств у подавляющего большинства сельскохозяйственных производителей, не позволяет им своевременно проводить техническое и технологическое перевооружение производства, поскольку основным источником финансирования, по-прежнему остаются собственные средства предприятий.

Исследования сущности и необходимости государственного регулирования в условиях реформирования АПК России подтверждают, что негативные стороны современного состояния сельскохозяйственного производства во многом были предопределены недооценкой значимости вмешательства государства в эту сферу экономической деятельности. Реформа, осуществляемая в России с начала 90-х гг. прошлого столетия, предполагала комплексное решение экономических, организационных, социальных и других задач, направленных на обеспечение устойчивого развития АПК.

Вместе с тем отсутствие последовательной государственной аграрной политики привело к тому, что отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители не смогли полностью адаптироваться к требованиям рыночной экономики. Обусловлено это многими причинами, одной из которых является несовершенство системы государственного регулирования лизинга, используемого в качестве альтернативы централизованному кредитованию для обеспечения воспроизводства основных фондов в АПК России без четкого разграничения функций государства на всех уровнях, включая непосредственных участников лизингового процесса с учетом их организационно-правового статуса.

2.3 Особенности лизинговых отношений на предприятиях АПК

Пока еще немноголетняя отечественная практика (первые лизинговые сделки были заключены всего 10 лет назад), научные исследования и зарубеж­ный опыт подтверждают тот факт, что лизинговые отношения в агропромышленном комплексе являются менее затратной формой быстрого и эффективного обеспечения сельхозтоваропроизводителей основными видами тракторной и сельскохозяйственной техники, обновления машинно-тракторного парка. А для некоторых хозяйств - это вообще единственный способ приобретения техники.

Лизинг в качестве альтернативного варианта допустимо использовать по всем направлениям обеспечения аграрного производства необходимой техникой и оборудованием:

                  приобретение новых машин для обновления собственной материально-технической базы;

                  оснащение за счет средств лизингодателя машинно-технологических станций, пунктов проката, межхозяйственных кооперативов необходимым машинно-тракторным парком для выполнения по поручению заказчика и согласованной с ним технологии комплекса операций по производству сельхозпродукции;

                  организация рынка подержанной техники, создание и функционирование вторичного рынка восстановленной техники при использовании федеральных, региональных инвестиций, собственных средств сельхозпредприятий, направленных на ремонт машин в специализированных ремонтных предприятиях с последующей передачей их в лизинг.

Анализируя проблемы АПК и схемы финансирования лизинга на предприятиях АПК, можно сделать вывод о том, что существует необходимость совершенствования системы организации финансирования лизинга сельхозтехники с использованием средств федерального бюджета. Так, в системе финансирования агролизинга часть выделенных ОАО «Росагролизинг» денежных средств из федерального бюджета на лизинг техники можно направлять напрямую сельхозпредприятиям (рис. 4).

Создание посредством лизинга благоприятных условий для развития интеграционных процессов, которые можно рассматривать как важное средство перевода сельхозпроизводства на промышленную основу, оптимизации развития сельскохозяйственного и промышленного производства, обслуживающих отраслей, позволит в дальнейшем сформировать рациональную систему производства и переработки сельскохозяйственного сырья, соответствующую инфраструктуру (рис.4).

 

Рисунок 4 - Усовершенствованная схема финансирования лизинга в АПК за счет средств федерального бюджета

 

Данная мера даст возможность сельхозпредприятиям более рационально использовать финансовые ресурсы, предоставит более широкие возможности заказывать и получать именно ту сельхозтехнику и оборудование, которые им нужны, а также самостоятельно выбирать производителей и поставщиков данной сельхозтехники.

2.4 Лизинг в сфере АПК как специфическая форма материально-технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей

 

Как уже отмечалось, высокий уровень износа сельскохозяйственных машин и оборудования показывает, что традиционный амортизационный механизм обновления основных средств не способен выполнить инвестиционную функцию в АПК, поскольку сроки службы сельскохозяйственной техники превышают нормативные, а амортизационные отчисления не могут компенсировать выбытие активной части основных средств.

Нарушение инвестиционных процессов усугубляется диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (за 1990-2005 гг. цены на сельхозпродукцию возросли в 3,2 тыс. раз, а на промышленную и услуги для сельских товаропроизводителей в 16,6 тыс. раз) и низким уровнем доходности сельскохозяйственных организаций.

За годы реформирования агропромышленного комплекса его техниче­ский потенциал значительно снизился. В настоящее время, по дан­ным Всероссийского института механизации Россельхозакадемии, наличный парк тракторов в стране не соответствует потребностям сельскохозяйственного производства ни по количеству (31 % от потребности), ни по техническому уровню машин – около 80 % тракторного парка составляют машины, отработавшие свыше 15 лет. Например, машинно-тракторный парк АПК в настоящее время состоит из машин, изношенных на 70-80 %, однако покупательная способность хозяйств не превышает 10 % к потребности в ресурсах.

Чтобы повысить уровень обеспеченности сельского хозяйства и в це­лом агропромышленного комплекса машинами и оборудованием и достиг­нуть соответствия с нормативами по количеству и срокам их службы, необ­ходимо увеличить имеющийся парк технических средств в 2–3,5 раза. Од­нако объем лизинговых услуг еще не отвечает реальным потребностям пред­приятий АПК в совершенствовании их технического парка.

Чтобы довести количество машин в АПК до нормативной потребности, ежегодно требуется 160 млрд.руб. при закупках в ныне действующих ценах, что в сумме составит 800 млрд.руб. Только для сохранения существующего уровня обеспеченности АПК техникой необходимо закупать ее на сумму не менее 70 млрд.руб. ежегодно.

За период с 1994–2001 гг. было поставлено в лизинг товаропроизводи­телям агрокомплекса страны более 130 тыс. ед. различной техники: перера­батывающего и животноводческого оборудования – на сумму около 15 млрд. р., в том числе: тракторов – 29,1 тыс., автомобилей – 6 тыс., зерно- и кормо­уборочных комбайнов – свыше 24,5 тыс., прочих сельскохозяйственных ма­шин более – 30 тыс. единиц, оборудования для животноводства и перераба­тывающих предприятий – на 800 млн.руб. Однако выделяемых госбюджет­ных финансовых средств крайне недостаточно. С учетом потребности в тех­нике согласно нормативам эти объемы поставок должны быть увеличены в 8–10 раз.

Понятно, что таких финансовых ресурсов для восстановления техниче­ского потенциала АПК в ближайшей перспективе не будет выделено. Поэто­му одной из наиболее востребованных форм лизинга является лизинг техни­ки, который является эффективной государственной формой поддержки АПК. Это подтверждено практикой работы с хозяйствами и заводами и их положительным отношением к лизингу. За последние годы только по феде­ральному лизингу было поставлено значительное количество техники (табл.1).

 

Таблица 1 - Поставлено техники по федеральному лизингу, шт.

Наименование

Год

2000

2001

2002

2004

2005

2006

Тракторы

6263

3845

1137

1472

1489

1660

Комбайны (разные)

1278

527

3203

2729

2849

2900

 

Известно, что лизинг в аграрном секторе нашей страны представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течение двух и более лет, а экономическом смысле лизинг – кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в аренду имущества. Таким образом, для сельскохозяй­ственного товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы – приобретение техники и финансирование этих операций.

Лизинг позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям и пе­реработчикам выкупать предметы лизинга в рассрочку, и цена этих предме­тов остается неизменной на весь период аренды. Преимущество лизинга в сфере АПК состоит, кроме всего прочего, в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы.

Техника, переданная в лизинг селу, не облагается налогом на имуще­ство, так как до полного выкупа она принадлежит государству и находится на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предос­тавлены льготы по налогам.

С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и мо­нополизм производителей сельскохозяйственных машин за счет использова­ния других источников получения техники: импорта, восстановления изно­шенных деталей, многократного использования разными потребителями и др.

Наконец, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижа­ет время по содержанию хозяйствами собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом.

Кроме того, для всех лизингополучателей установлена низкая арендная плата (3 % от остаточной стоимости предмета лизинга), дифференцированная оплата первоначальных взносов и сроки лизинга в зависимости от стоимости предметов. Таким образом, указанные преимущества лизинга позволяют ут­верждать, что лизинг техники наиболее эффективная форма поддержки АПК.

В то же время лизинг имеет и недостатки, главным из которых является удорожание продукта лизинговой сделки. Техника, приобретенная по ли­зингу, в конечном итоге обходится лизингополучателю в 1,5–2 раза дороже по сравнению с прямой покупкой. Это и является основным сдерживающим фактором широкого развития лизинга новой техники. Значительно дешевле обойдется сельскому товаропроизводителю приобретение в лизинг восста­новленной техники.

Под лизингом восстановленной техники следует понимать аренду централизованно отремонтированных машин. Ремонтный фонд этих машин предлагается выкупать у хозяйств – для восстановления с последующей пе­редачей этим же или другим хозяйствам в лизинг.

Торговля восстановленной техникой на мировом рынке завоевывает все более прочные позиции, и в некоторых странах объем продаж достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. В Германии в 2004 г. рынок восстановленной техники составил 14 млрд. долларов, в стра­нах ЕС – 70 млрд. долларов. Спрос имеется, объемы растут. Хорошо развит вторичный рынок в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции.

У фермеров ряда зарубежных стран объемы механизированных работ, выполняемых восстановленной техникой, превышают 50–60 %. На рынки подержанной техники эти машины поступают после 5–7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет. Экономически крепкие хозяйства, как пра­вило, приобретают новые машины, которые через 5–7 лет эксплуатации реа­лизуются экономически более слабым потребителям. Даже в развитых стра­нах Запада, в США и Японии на каждый новый трактор приходится 3–4 года бывших в эксплуатации. Основными преимуществами такого рынка техники являются: короткие сроки поставок, низкие цены, увеличение объема закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ремонтно-об­служивающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и проч.).

В нашей стране вторичный рынок техники пока развит слабо. На селе из-за отсутствия финансовых средств из двух изношенных машин собирают одну, из трех – две и т. д. Сельскохозяйственным товаропроизводителям вос­становленная техника системно не предлагается, хотя предпосылки для раз­вития вторичного рынка имеются: это и наличие ремонтно-обслуживающей базы, специалистов, и развитие лизинга как формы платежей, и сложившаяся система договорных отношений и т.д. Ремонтный фонд сельскохозяйствен­ной техники относительно дешевый, не более 10 % стоимости новой ма­шины. В то же время спрос на технику огромный. Из-за почти полной оста­новки отечественных машино-строительных предприятий и резкого сниже­ния качества новых машин крестьяне стали покупать в кредит зарубежную технику, которая в 5–8 раз дороже отечественной.

Следовательно, вместо одной новой машины появляются возможности на те же средства ввести в строй 5–7 восстановленных, а вместо одной им­портной – не менее 12 отремонтированных машин, используя оптимальные варианты восстановления парка машин, не прекращая его обновления. В та­ких условиях необходимость и целесообразность функционирования рынка восстановленной техники, основанной на инвестициях, направляемых на ор­ганизацию ремонта машин с последующей передачей их в лизинг или в сво­бодную продажу более чем очевидны. Это не требует больших затрат, но обеспечивает значительный экономический эффект за счет восполнения парка машин работоспособной техникой, повышения уровня ее готовности и увеличения объемов механизированных работ.

Информация о работе Предмет лизинга и его правовое регулирование