Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:49, реферат
Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии – миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.
Здесь условия проживания не так уж комфортны для жителей Центральной России, и привлекательность таких регионов оказывается очень сомнительной.
Остальные же субъекты федерации
по уровню заработных плат в большей
или меньшей степени
3. Проблемы и
перспективы развития
3.1 Проблемы в
области регулирования
В области регулирования миграций перед нашим государством стоит немало важных проблем, которые нужно решать. Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил. Дезинтеграционные процессы на рынке труда и существование локально замкнутых региональных рынков труда обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как уже в настоящее время в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Регионы, в которых ситуация на рынке труда благоприятна, нередко соседствуют с кризисными регионами. В целом, по оценкам экспертов, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.
Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.
Последнее еще больше обостряет
проблему повышения территориальной
мобильности населения в
Таким образом, перераспределение
трудовых ресурсов по территории страны
с учетом потребностей национальной
экономики и интересов
Теоретически механизмом такого перераспределения населения должна выступать внутренняя миграция населения, призванная сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Как следствие, внутренняя миграция сама по себе не может стать реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития. Последнее обусловливает необходимость проведения специальной государственной политики на федеральном и региональном уровнях, направленной на повышение внутренней миграционной подвижности населения и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области внутренней миграции населения.
Внутренняя миграционная
политика представляет собой систему
общепринятых на уровне идей и концептуально
объединенных мер по стимулированию
или ограничению перемещений
населения внутри страны в объемах
и направлениях, учитывающих конкретно-
Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.
В ряду наиболее значимых обстоятельств,
обусловливающих такую
Миграция, ставшая в последнее время объектом исследований в рамках многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного объяснения.
Исследования данного феномена не имеют системной, комплексной основы, поскольку зажаты рамками дисциплины, в ключе которой ведется анализ.
Тенденции миграционных процессов
современности указывают на необходимость
перенесения акцента в
К качественным параметрам,
характеризующим состояние
В усложнившейся модели современного российского общества комплексный подход к регулированию миграции заставляет рассматривать мигранта в его взаимосвязях с различными социальными группами, с учетом его ценностно-потребностных координат, во многом определяемых позициями референтных групп, с ориентацией на этнокультурную среду.14
3.2 Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач
Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения групп населения из одной территории в другую, как это было в советской истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение основано на учете социальных характеристик потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.
Кроме того, такой метод требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для проживания участков расселения.
По своей сути целевой
метод регулирования миграций имеет
много общего с методами селективной
миграционной политики, практикуемой
в западных странах. Органы государственного
управления США (где мигранты составляют
12% населения), Канады, Германии и других
стран давно проводят политику, направленную
на переселение в свои территории
наиболее квалифицированных
Негативным следствием этого является то, что часть мигрантов рассматривают страну пребывания как площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).
В применении метода целевого
заселения необходимо ориентироваться
в основном на тех, кто намерен
сменить место жительства из-за возможности
обретения условий для
Сегодня отчетливо видна
необходимость сосредоточения государственных
усилий в области миграционной политики
под началом единого
Для обеспечения оптимизации
структуры и масштабов
– административные (предусматривающие административную ответственность, в том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных актов);
– экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);
– пропагандистские, социально-психологические
(предусматривающие
Государственная политика в
области регулирования
В рамках реализации первой
фундаментальной цели необходимо устранить
(формальные и неформальные) административные
барьеры внутренней миграции и обеспечить
свободу передвижения граждан России
и выбора ими своего места жительства
и пребывания в пределах страны.
Необходимо привести сложившуюся практику
формальных и неформальных ограничений
внутренних переселений граждан
с помощью института
Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.
Необходимо разработать меры государственной финансовой поддержки отдельным категориям мигрантов.
Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости населения и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции — неразвитость институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами:
Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Повышению миграционной подвижности индивидов будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского банка вакансий (национального банка вакансий) и национального банка граждан, готовых сменить место жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета сведений о потребностях в рабочей силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость и мелкое предпринимательство.
В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в них.
Таким образом, повышение
внутренней мобильности населения
является необходимым условием для
обеспечения устойчивого
Цели и задачи миграционной
политики Российской Федерации должны
быть согласованы с прогнозами и
программами социально-