Анализ региональной социальной политики в отношении пожилых граждан
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:17, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – дать оценку реализации областной целевой программе «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи: - дать определение понятиям «старость» и «гражданин пожилого возраста». - определить правовые основы поддержки и защиты граждан пожилого возраста. - охарактеризовать структуру ОЦП «Старшее поколение» - проанализировать ход выполнения данной программы по Оренбургской области.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I Теоретические основы социальной политики в отношении пожилых граждан 1.1 Содержание понятия “пожилой гражданин ” в нормативно – правовых и литературных источниках……………………………………………….…4-7 1.2 Граждане пожилого возраста как объект социальной политики Российской Федерации……………………………………………………7-12 Глава II Региональная социальная политика в отношении пожилых граждан 2.1 Министерство социального развития как субъект социальной политики в отношении пожилых граждан в Оренбургской области………………….13-17 2.2 Анализ региональных социальных программ Министерства социального развития Оренбургской области, направленных на граждан пожилого возраста……………………………………………………………………...17-21 Заключение………………………………………………………………….22-23 Список использованной литературы……………………………………...24-25
5. содействие в обеспечении
пожилых людей достойным жилищем в соответствии
с минимальными государственными стандартами,
отвечающим физическим возможностям и
специфике образа жизни лиц пожилого возраста,
путем модернизации, реконструкции и ремонта
домов и квартир, проектирования и строительства
новых типов жилища улучшения экологических
условий проживания и создания условий
для активного отдыха;
6. оптимизация сети и развитие
материально-технической базы учреждений,
обслуживающих пожилых людей в различных
отраслях социальной сферы, в том чис.
специализированных, использование их
потенциала для решения задач жизнеобеспечения
и социализации пожилых людей на основе
государственных стандартов объема и
качества услуг, создание системы независимого
контроля предоставления помощи и услуг;
7. предоставление адресной
социальной помощи лицам пожилого возраста,
в первую: очередь одиноким гражданам
и пожилым супружеским парам, утратившим
способное к самообслуживанию, тяжело
больным пожилым людям, (Одиноким пожилым
женщинам, жителям отдаленных районов
сельской местности, Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей, вынужденным
переселенцам, лицам без определенного
места жительства;
8. создание благоприятных условий
для посильной трудовой занятости пожилых
людей и обеспечение им гарантий в части
удовлетворительных условий и оплаты
труда, предотвращения травматизма и профилактики
профессиональных заболеваний, недопущения
дискриминации по признаку возраста при
трудоустройстве, обеспечения равного
доступа пожилых людей к программам и
системам профессиональной ориентации,
подготовки и переподготовки;
9. стимулирование социального
участия и поддержка социально ориентированных
инициатив пожилых людей, содействие деятельности
общественных объединений и организованных
сообществ по осуществлению межличностных
контактов, удовлетворению культурно-образовательных
потребностей людей старших возрастов
и их стремления к самореализации;
10. организация эффективной
психологической помощи пожилым людям,
включая подготовку смене социального
статуса и выходу на пенсию, адаптацию
к ухудшению состояния здоровья, снижению
трудоспособности; потере близких, одиночеству,
психологическую помощь в преодолении
стрессовых и конфликтных ситуаций, в
toм числе в семье;
11. обеспечение доступности
пожилым людям информации о предпринимаемых
мерах по улучшению их правового, экономического
и социального положения, о деятельности
органов исполнительной власти по защите
интересов лиц пожилого возраста и учреждений
социальной сферы в части предоставления
услуг пожилым людям.1
Таким образом, можно сделать
вывод, что современная система социальной
защиты пенсионеров предусматривает достаточно
большой комплекс услуг. Которые в свою
очередь гарантированы законами РФ. В
технологии социальной защиты населения
Российской Федерации выделяются три
основных направления социальной защиты
пожилых людей:
1) пенсионное обеспечение;
2) система льгот и преимуществ
пожилым людям;
3) социальная защита пожилых
людей в стандартных и нестандартных условиях.
Глава II Региональная
социальная политика в отношении пожилых
граждан
2.1 Министерство
социального развития как субъект
социальной политики в отношении
пожилых граждан в Оренбургской
области
Говоря о Министерстве социального
развития Оренбургской области как о субъекте
социальной политики в отношении пожилых
граждан, необходимо базироваться на тех
региональных программах, в рамках которых,
государство в лице Министерства выступает
субъектом социальной политики такого
рода.
Одной из таких программ, является
принятая в 2011 году Областная целевая
программа "Старшее поколение", запланированная
на пять лет, вплоть по 2014 год.
Программа предусматривает
формирование организационных правовых,
социально-экономических условий для
осуществления мер по улучшению качества
жизни пожилых людей, степени их социальной
защищенности
- информационная поддержка
пожилых людей и инвалидов посредством
телефонной связи в социально-медицинских
вопросах «Система «Помощь»;
- представление предприятиями
розничной торговли мер социальной поддержки
на приобретение продуктов питания;
- помощь малоимущим неработающим
пенсионерам на зубопротезирование;
- обеспечение бесплатными абонементами
для занятий в спортивных секциях;
- обучение компьютерной грамотности
на базе общеобразовательных учреждений;
- и др. (мероприятия, направленные
на развитие нормативно-правовой системы
социального обеспечения пожилых людей,
на укрепление здоровья пожилых людей,
на оптимизацию среды их жизнедеятельности,
организацию свободного времени и культурного
досуга, содействие их трудоустройству).
Подобные программы принимаются
в связи с возникающими определенного
рода проблемами, которые требуют немедленно
решения на государственном уровне. Министерство
социального развития Оренбургской области
приводит следующую статистику, центральным
звеном которой являются сведения о пожилых
гражданах:
Численность населения в Оренбургской
области по состоянию на 01.01.2011 составила
2112,2 тыс. человек, в том числе лиц, достигших
пенсионного возраста, - 436,7 тыс. человек
(20,7 процента). В постоянном постороннем
уходе нуждаются 80,4 тыс. человек (инвалиды
I группы и граждане, достигшие 80-летнего
возраста). Средняя продолжительность
жизни составляет 67 лет.
В области осуществляется комплекс
мер, направленных на повышение уровня
и качества жизни населения, решение жилищных
проблем, улучшение медицинского и социального
обслуживания. Реализуются областные
целевые программы: "Защитник Отечества"
на 2011 - 2014 годы, "Реабилитация инвалидов"
на 2011 - 2015 годы, "Здоровье ветеранов
войн - активное долголетие" на 2009 - 2011
годы и другие.
Вместе с тем в течение последнего
десятилетия в Оренбургской области заметно
прослеживается тенденция "старения"
населения, что приводит к увеличению
численности граждан, нуждающихся в социальном
обслуживании и других видах помощи.1
В качестве дополнительной
меры социальной поддержки в Программу
включены мероприятия по обеспечению
малообеспеченных пожилых людей товарами
массового спроса (одежда, обувь).
Географическое положение Оренбургской
области, ее протяженность, в том числе
удаленность сельских населенных пунктов
от городов, районных центров и транспортных
магистралей (до 100 километров), отсутствие
регулярного транспортного сообщения
с селами и поселками ограничивают возможности
граждан пожилого возраста и инвалидов
в доступности
социальных услуг.
Для обеспечения равной доступности
услуг для маломобильных граждан, проживающих
в отдаленных населенных пунктах, с 2000
года в территории области работает служба
"Срочное социальное обслуживание на
мобильной основе". В настоящее время
автопарк, используемый для обслуживания
населения, требует обновления и модернизации.
С 2010 года в Оренбургской области
активно развивается добровольческая
(волонтерская) деятельность. В настоящее
время волонтеры успешно работают в направлениях
популяризации здорового образа жизни,
поддержки подростков, попавших в трудную
жизненную ситуацию, охраны окружающей
среды и др. Вместе с тем необходимо активнее
развивать работу волонтеров с пожилыми
гражданами и инвалидами с целью более
широкого охвата пожилого населения различными
социальными услугами.
Одной из проблем в настоящее
время остается проведение операций по
эндопротезированию (замене) крупных суставов,
где большую часть нуждающихся составляют
люди преклонного возраста.1
Несмотря на увеличение количества
операций, в области сохраняется очередность
на получение этого вида помощи. Пожилые
люди, страдающие заболеванием крупных
суставов, физически не в состоянии выезжать
в федеральные клиники для проведения
высокотехнологичных операций. Приобретение
имплантантов позволит увеличить количество
проводимых операций по эндопротезированию
крупных суставов в Оренбургской области.
Демографическая ситуация области,
связанная с увеличением численности
лиц пожилого и старческого возраста,
обусловила необходимость расширения
коек сестринского ухода при центральных
районных больницах.
В сельской местности Оренбургской
области для предоставления медико-социальной
помощи в участковых больницах развернуто
190 коек. Данный вид услуг направлен на
оказание квалифицированного медицинского
ухода, социальных услуг, курса поддерживающего
лечения гражданам пожилого и старческого
возраста, инвалидам, одиноким, частично
утратившим способность к самообслуживанию,
страдающим хроническими заболеваниями,
а также в период оформления их в стационарные
учреждения социального обслуживания
общего типа.
В комплексе мер по укреплению
здоровья старшего поколения Программой
предусмотрены профилактические мероприятия
по предупреждению возникновения и развития
хронических заболеваний в рамках работы
"школ пожилого человека". На поддержание
уровня и качества жизни граждан пожилого
возраста направлены усилия органов социальной
защиты населения.
Система социального обслуживания
граждан пожилого возраста Оренбургской
области на современном этапе включает
в себя учреждения различных форм, видов
и типов, общей целью которых является
удовлетворение потребностей граждан
пожилого возраста в социальных, социально-медицинских
и социально-бытовых услугах. Динамичное
развитие этой многоплановой социальной
системы свидетельствует о ее возрастающей
востребованности.
Несмотря на развитую региональную
систему государственных стационарных
и нестационарных учреждений социального
обслуживания, направленную на удовлетворение
индивидуальных потребностей пожилых
людей и инвалидов в различных социальных
услугах, проблема обеспечения граждан,
нуждающихся в постоянном постороннем
уходе, остается актуальной.
2.2 Анализ региональных
социальных программ Министерства
социального развития Оренбургской
области, направленных на граждан
пожилого возраста
Возвращаясь к Областной целевой
программе "Старшее поколение", как
наиболее масштабной и актуальной социальной
программе, направленной на интересы граждан
пожилого возраста Оренбургской области,
необходимо отметить хорошую работу Министерства
социального развития Оренбургской области,
которое будет продолжать реализацию
данной программы вплоть до 2014 года.
Чтобы проанализировать данную
программу более подробно и корректно,
необходимо представить некоторые данные,
которые наглядно, на конкретных этапах
(три квартала 2012 и 2013 года) показывают
весь перечень затраченных на реализацию
данной программы ресурсов.
Областная целевая программа
«Старшее поколение» на 2011–2014 годы направлена
на формирование организационных, правовых,
социально-экономических условий для
осуществления мер по улучшению качества
жизни пожилых людей, степени их социальной
защищенности. На реализацию мероприятий
Программы запланировано свыше 560 000, 0
тыс. руб. из средств областного бюджета,
в том числе на 2012 г.- 167 062, 5 тыс. рублей.
Реализация мероприятий Программы за
9 месяцев 2012 года, позволила:
- организовать работу по созданию
электронного социального
регистра населения Оренбургской
области (на сумму 897,8 тыс. рублей);
- провести капитальный ремонт
8 стационарных учреждений
социального обслуживания престарелых
граждан и инвалидов (на сумму
3 740,5 тыс. рублей);
- провести текущие мероприятия
по обеспечению пожарной
безопасности подведомственных
учреждений социальной защиты населения
(на сумму 2 594,1тыс. рублей);
-выполнить мероприятия по соблюдению
требований антитеррористической безопасности
в подведомственных учреждениях: капитальный
ремонт ограждений, установка тревожной
сигнализации (на сумму 1 265,8 тыс. рублей)
- обеспечить 450 малоимущих пожилых
людей товарами массового
спроса (обувь мужская, женская,
зимняя и осенняя) (на сумму
704,8 тыс. рублей).
В рамках программы предусмотрены
мероприятия, направленные
на:
- проведение мониторинга социально-экономического
положения
граждан пожилого возраста;
- привлечение волонтеров к
работе с пожилыми людьми;
- обучение пожилых людей компьютерной
грамотности,
- предоставление им возможности
для дополнительного общения с помощью
Интернета;
- повышение качества мероприятий
социокультурной
- направленности, через развитие
социального туризма, организацию свободного
времени и культурного досуга пожилых
людей и другие мероприятия.
В 2012 году в связи с изменением
финансирования на содержание коек сестринского
ухода для лиц пожилого и старческого
возраста при центральных районных больницах
Оренбургской области и вводом новых объектов
реконструкции:
- бассейн и спортзал в ГАУСО
«Реабилитационно - оздоровительный центр
«Русь»;
- здание ПТУ № 63 в п. Александровка
Александровского района Оренбургской
области под дом-интернат общего типа,
постановлением Правительства Оренбургской
области от 29.08.2012 № 744-пп внесены изменения
в постановление Правительства Оренбургской
области от 25.02.2011 № 118-пп «Об областной
целевой программе «Старшее поколение»
на 2011-2014 годы» (новая редакция прилагается).