Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:27, контрольная работа
Анализ социологической информации вполне справедливо относится к наиболее увлекательному этапу исследования. Именно на этапе анализа происходит проверка гипотез, получают новое знание, ради которого проводилось исследование. На данном этапе наибольшее значение имеют интеллектуальные способности исследователя, его умение размышлять, его вдумчивость и творческая интуиция. Наиболее распространенным способом социологического анализа является выяснение взаимосвязи между переменными.
1. Сущность анализа социологической информации 3
2. Методы анализа социологической информации 6
3. Процесс анализа социологической информации 9
4. Список использованных источников и литературы 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра государственного и муниципального управления
специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология управления»
на тему «Анализ социологической информации»
Работу выполнила:
студент М. В. Морозова
ИПСУБ, гр. О-061000-32(К)
Проверил:
к.э.н., доцент
Т.В. Плетнёва
1. Сущность анализа
2. Методы анализа
социологической информации
3. Процесс анализа социологической
информации
4. Список использованных
источников и литературы
1. СУЩНОСТЬ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Анализ социологической информации вполне справедливо относится к наиболее увлекательному этапу исследования. Именно на этапе анализа происходит проверка гипотез, получают новое знание, ради которого проводилось исследование. На данном этапе наибольшее значение имеют интеллектуальные способности исследователя, его умение размышлять, его вдумчивость и творческая интуиция. Наиболее распространенным способом социологического анализа является выяснение взаимосвязи между переменными.
Уже после обсчета социологических данных исследователь, как правило, получает данные о коэффициентах связи между фиксируемыми признаками (если в программу обсчета был заложен расчет статистических коэффициентов). Существуют определенные правила использования коэффициентов связи (не все коэффициенты могут, например, использоваться для определенных видов шкал), которые социолог должен знать. Это еще одно из многочисленных "пересечений" социолога с математикой, к которому исследователю следует себя готовить.
Связь различных характеристик устанавливается иным способом, который лишь на первый взгляд кажется простым. Исследователь прослеживает, как меняются одни признаки в связи с изменением других, точнее, как меняется исследуемое свойство у групп, выделенных по различным признакам (например, по возрасту, образованию, квалификации). Если увеличение одного признака ведет к возрастанию другого (к примеру, чем больше возраст, тем выше показатели в работе), то связь между признаками является положительной (прямой). Обратная зависимость (больше - меньше) свидетельствует о наличии отрицательной связи.
Ошибка, которая подстерегает исследователя, может состоять в том, что не учитывается так называемая скрытая переменная — некоторая третья характеристика, которая повинна в изменении второй. Лучшие показатели труда у пожилых рабочих, например, могут быть следствием не более старшего их возраста, а результатом большего стажа и более высокого уровня квалификации. Для того чтобы выяснить, как влияет именно возраст на показатели в работе, нужно сравнить рабочих различного возраста в одних и тех же стажных и "квалификационных" группах. Одни признаки часто сопутствуют другим: возрасту — стаж и квалификация, а также уровень образования; стажу работы (особенно по специальности) — квалификация; принадлежности к полу — самые различные характеристики и часто уровень квалификации (у женщин она, как правило, ниже). "Скрытую переменную" нужно искать, сопоставляя многообразные признаки, сопутствующие характеристики. Интуиция исследователя, его социологическое воображение подсказывают направление поисков, рождают догадку, которая проверяется благодаря кропотливой работе, предполагающей трудолюбие и специальную подготовку.
Справедливости ради можно отметить, что "скрытая переменная" подводила и социологов, оставивших значительный положительный след в социологии. Так, известный польский социолог Мария Оссовская обратила внимание на данное обстоятельство при анализе классической концепции Макса Вебера о благотворном влиянии протестантской религии на трудовую мораль. При этом М.Вебер ссылался на тот факт, что некатолики-англикане, а именно протестанты, приверженцы пуританских семей, преимущественно занимались предпринимательской деятельностью, торговлей и промыслами. Различные же авторы, как пишет М.Оссовская, обращали внимание на следующее: "уход протестантов в предпринимательство в XVIII веке объяснялся тем, что они были отстранены от государственной деятельности, к которой допускались преимущественно католики-англикане". Скрытой переменной в данном случае была принятая в тот период в Англии практика отбора людей на государственную службу. Обнаружить ее можно было лишь в том случае, если изучаемое явление (трудовую этику) рассматривалось в общем контексте общественного целого.
Аналогичный подход необходим практически в каждом случае поиска скрытой переменной. Вернемся, например, к попытке объяснить отрицательную связь между образовательным уровнем молодых рабочих и их показателями в работе (факт, обнаруженный ленинградскими социологами). В дальнейших исследованиях, в частности, в тех, которые проводились на судоремонтных предприятиях Украины, было выяснено, что отрицательный эффект образования наблюдается лишь у молодых рабочих с 10 — 11 классами образования, имеющих относительно небольшой стаж работы на предприятии. Сопоставление ряда признаков (и в частности, учет такого признака, как ориентация на работу на предприятии) показало, что скрытой переменной в данном случае была определенная жизненная ориентация молодых рабочих: работа на предприятии для них была вынужденной и временной мерой, к которой пришлось прибегнуть в связи с невозможностью попасть в ВУЗ. Формирование такой ориентации, в свою очередь, было обусловлено тем, что в СССР в течение долгого периода (до введения всеобщего среднего образования) основной функцией среднего образования была подготовка школьника к поступлению в ВУЗ, к тому, чтобы получить в дальнейшем социальный статус специалиста.
Как видим, при анализе связи различных характеристик совершенно необходимо умение исследователя охватить изучаемое явление в целом, рассмотреть его в более широком контексте. Нужны, таким образом, способности и навыки, позволяющие анализировать явление под "социологическим углом зрения", видеть его как часть общего целого.
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКО ИНФОРМАЦИИ
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т. д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки эмпирических данных.
В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования полученной информации.
Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация": ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др.
Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных первичной обработки. Иными словами это методы получения показателей, рассчитываемых по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной обработки можно также отнести методы графического представления данных, исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.
Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков, средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например, корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный, логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов (например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде информации (например, анализ социометрических данных или контент-анализ текстов).
С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.
Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа социологической информации. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.
3. ПРОЦЕСС АНАЛИЗА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключений, когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.
Анализ информационного материала различается в зависимости от того, какое исследование проводится - качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и истолкованием (важно дать как можно более полное, максимально приближенное к действительности представление о наблюдаемом явлении, но избежать излишних комментариев), правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники (важно максимально полно способствовать передаче восприятия действительности самими действующими лицами и избегать оправданий или диагностирования их поведения, чисто воспроизвести мнения действующих лиц, но и не менее важно сохранить те стороны изучаемого явления, которые подлежат лишь аналитической конструкции). В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга.
В полном объеме, т.е. от первого до последнего шага, последовательность действий социолога при анализе данных может быть представлена следующим образом.
Первая стадия - описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Предварительно осуществляется общий контроль качества полученной информации: выявляются ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных и при вводе их в компьютер для обработки, бракуются какие-то «единицы» выборочной совокупности, не отвечающие модели выборки (коррекция выборки), отсеиваются некомпетентные респонденты (изымаются их данные полностью или частично), производятся другие контрольные действия, которые на социологическом жаргоне называют «чисткой массива». Дальше следует собственно описание: используется аппарат дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Изучаются простые распределения, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений. Все это необходимо для решения двух задач:
1) общей оценки
выборочной совокупности и
2) для того
чтобы в последующих операциях