Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – ознакомиться с методами социальной работы.
Исходя из цели, мы можем выделить такие задачи:
Усвоить общие принципы и методы организации и проведения исследований в социальной работе.
Рассмотреть основные методы исследований, применяемые в социальной работе.
Детально изучить социологические методы сбора данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность социальной работы 5
Глава 2. Методы сбора информации в социальной работе 7
Глава 3. Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе 11
Заключение 14
Литература 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа. Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная работа, наряду с другими  профессиями социальной сферы, - одна из важнейших сфер развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремлённости к благу и достижения ими благополучия.

Социальная работа – специфический  вид деятельности, прямо или опосредованно  охватывающий практически все стороны общественного бытия.

Как наука социальная работа имеет  собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она занимается исследованием социальных отношений, процессов социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов.

Отличием социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как реакция на потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества.

Цель данной контрольной работы – ознакомиться с методами социальной работы.

Исходя из цели, мы можем выделить такие задачи:

  1. Усвоить общие принципы и методы организации и проведения исследований в социальной работе.
  2. Рассмотреть основные методы исследований, применяемые в социальной работе.
  3. Детально изучить социологические методы сбора данных.

Социальная работа как теория находится  на стыке традиционных направлений  социальных наук: политологии, философии, экономики, социологии, медицины, антропологии, психологии, этики и др. Исходя из этого, мы понимаем, что методы, которые лежат в основе организации и проведения исследования в социальной работе, общенаучного характера с акцентом на социологическую специфику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность социальной работы

 

Куприянов Б. В. понимает социальную работу как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения адаптации и социального функционирования.

Объектом социальной работы как науки обычно выделяют систему социальных отношений, то есть, устойчивых связей между субъектами, группами и слоями общества, которые рассматривают в виде социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации.

Предметом социальной работы являются закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений , группа отношений, которые можно определить как проблемные. То есть те, которые приводят к возникновению социальных конфликтов, дестабилизации, социальной дезорганизации, попаданию людей в трудные жизненные ситуации, росту социальной напряженности [7].

Социальные явления, процессы и отношения являются также объектом и для других наук: философия, социальная психология, социология. Определенная наука изучает не весь объект, а лишь его часть, определенного типа отношения. Как пример, предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие прямое отношение к жизнедеятельности личности или группы.

В системе социальной работы как науки можно выделить такие основные теоретические модели:

  1. социолого-ориентированные (в этом случае объектом изучения выступает система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества);
  2. психолого-ориентированные (с этой стороны, причины попадания человека в трудную жизненную ситуацию – в психике человека);
  3. комплексно-ориентированные (особое внимание обращают на процесс взаимодействия индивида с обществом; проблему защиты жизнедеятельности человека видят целостно).

Междисциплинарный характер социальной работы как науки известен и доказан давно, и лежит в основе комплексных исследований. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода [2].

При исследовании причин, которые порождают социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием, методами исследований других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы – в основном, это психология и социология.

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы сбора информации в социальной работе

 

Анализ существующих форм и методов  социальной работы, разработка оптимальных  методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов - одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Исходя из междисциплинарного характера  социальной работы, методы социальной работы делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. Использование тех или иных методов позволяет отразить отдельные области проблем [10].

Метод — это способ познания действительности. В основе методов лежат принципы и методология науки.

Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных, который имеет формализованные правила действия, определенные цели и ожидаемый результат.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования метода.

В социальной работе используются для  классификации методов позиции  социальных наук – психологии, социальной психологии и социологии.

Б. Г. Ананьев в своей классификации  выделил 4 группы методов, опираясь на цели этапа исследования:

  1. Организационные методы. В эту группу входят:
  • сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
  • лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);
  • комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
  1. Эмпирические методы (методы сбора данных). К ним относятся:
  • наблюдение и самонаблюдение;
  • экспериментальные методы;
  • психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
  • анализ продуктов деятельности;
  • биографические методы.
  1. Методы обработки данных. Включают в себя:
  • количественный (статистический);
  • качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
  1. Интерпретационные методы. К этой группе относятся:
  • генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.);
  • структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Среди методов сбора первичной  информации самым важным и наиболее универсальным является опрос.

Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т.п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей.

Выделяют такие виды опросов:

  • опрос по месту жительства;
  • опрос по месту работы.
  • прессовый опрос;
  • почтовый опрос;
  • телефонный опрос;
  • телевизионный опрос;
  • онлайн опрос;
  • оффлайн опрос.

Существуют две больших группы опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Существует множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают  так называемые документальные интервью и интервью мнений. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизованные и формализованные интервью.

В зависимости от особенностей процедуры  интервью может быть интенсивным  и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого [4].

По способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анкетирование  как метод сбора информации в  социальной работе

 

Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая  общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте.

Основная масса эмпирической информации добывается в социальной работе методами опроса, суть которых заключается  в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни, о их внутри- и межличностной ситуации.

Опросы - незаменимый  прием получения первичной информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно [9].

Анкета представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общественных явлений, особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим  собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов

  • открытые опросы (респонденты высказываются в свободной форме)
  • закрытые опросы (все варианты ответов заранее предусмотрены)
  • полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры
  • зондажный/экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы.

Также существует групповое анкетирование и индивидуализированное.

При проведении опросов следует помнить, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки [6].

Метод опроса используется в ряде случаев:

    • в качестве дополнительного метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
    • когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
    • когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации.
    • когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Каждая наука – это сплав  теоретических и эмпирических знаний, методов и технологий. Особенность социальной работы – в единстве знаний и умений, как необходимого качества социального работника.

Социальная работа как наука  представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Для работы с этими явлениями  используются разнообразные методы, среди которых основным средством  сбора первичной информации является опрос. Опрос является наиболее распространенным методом сбора социологической информации.

Информация о работе Анкетирование как метод сбора информации в социальной работе