Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:34, реферат
Одиночество людей, апатия масс и солипсизм творческих личностей драматичны, как никогда прежде. Происходит коммерциализация искусства и его отказ от формирования общественных связей, доверия и добродетелей. СМИ выполняют свою обозначенную в западных критических оценках функцию – развлечения. По статистики ООН дети улицы еще недостаточно изучены, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков.
Введение……………………………………………………………….3
1. Причины возникновения аномии и изучение её проблем……….7
2. Аномия российского социума в процессе перехода общества от целостного состояния к фрагментарному, атомизированному...….11
3. Криминализация общества как процесс аномии…………………14
4. Рассмотрение вопроса на конференции "Аномия в России "……18
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………...26
2. Аномия как процессе перехода общества от целостного состояния к фрагментарному.
Аномия российского социума реально проявляется в процессе перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному, атомизированному.
То есть, аномия современного российского общества происходит в условиях, противоположных тем, которые исследовал Дюркгейм. Сказанное нуждается в пояснении.
На мой взгляд, советское общество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования, что, конечно, не исключало наличия в нем и разного рода конфликтов и идейных разночтений, особенно в последний период его существования. К примеру, фиксация появления новой исторической общности советского народа была, конечно, во многом идеологизированным актом.
Данная идеологема, выступавшая в качестве предписания власти, в свою очередь, породила понятийное клише, которое применялось в оправдание нивелирования этнических различий. И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе и национальных, составлявших наше общество.
Относительная
закрытость общества, специфика его
социально-политической подсистемы порождали
неразвитость, своеобразную наивность
восприятия реальности у миллионов
и миллионов людей, их беспомощность
в ее оценке, самоотчуждение от политики.
Надо к тому же иметь в виду, что
несколько поколений людей
Одновременно
целые поколения принуждались к
весьма своеобразной адаптации к
обстановке, когда востребованными
оказались такие черты
каждое последующее политическое руководство начинало свою деятельность "с развенчивания", как говорилось, недостатков, подлинных и мнимых, предшественников.
Можно, вероятно, выделить и иные ментальные черты, получившие закрепление в массовом сознании в отмеченный период, но в данном случае важно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что такая, во многом идеологически удерживаемая целостность общества в период смены ценностных предпочтений оказалась в ситуации серьезного испытания. А многие характеристики ментальных структур, казалось бы, столь устойчивые прежде при непрочности, ненадежности их внутренних оснований, стали достаточно быстро уступать место иным установкам: корыстолюбию, индивидуализму, циничному прагматизму. Индивиды, сцепленные друг с другом и удерживаемые в связанности, помимо прочего, и элементарным страхом, внутренне были готовы к крайней индивидуализации социальной жизни.
Ныне общество все больше воспринимается людьми как поле битвы за сугубо личные интересы. При этом оказались деформированными пусть порой и непрочные механизмы сопряжения интересов разного уровня. Переход к такому атомизированному обществу и определил своеобразие его аномии. Вероятно, с некоторой долей гипотетичности можно говорить о том, что нечто подобное переживают и другие страны, входившие прежде в социалистическую систему, хотя они и много позже вступили в свое время на путь масштабного утверждения коллективистских начал социальной жизни7.
Это делает возможным в определенной мере применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической схемы. И все же сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывалось сознание некоего долга перед другими, всем обществом. Одновременно целые поколения принуждались к весьма своеобразной адаптации к обстановке, когда востребованными оказались такие черты индивида, как социальная пассивность при разрешенной показной активности, доносительство при его официальном оправдании необходимостью укреплять безопасность страны и повышать бдительность в условиях враждебного окружения. Несколько поколений социализировались при непрекращающихся разоблачительных идеологических кампаниях, когда каждое последующее политическое руководство начинало свою деятельность "с развенчивания", как говорилось, недостатков, подлинных и мнимых, предшественников. Можно, вероятно, выделить и иные ментальные черты, получившие закрепление в массовом сознании в отмеченный период, но в данном случае важно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что такая, во многом идеологически удерживаемая целостность общества в период смены ценностных предпочтений оказалась в ситуации серьезного испытания. А многие характеристики ментальных структур, казалось бы, столь устойчивые прежде при непрочности, ненадежности их внутренних оснований, стали достаточно быстро уступать место иным корыстолюбию, индивидуализму, циничному прагматизму.
Атмосфера разоблачительства, осмеяния политической элиты породила ситуацию, скажем так, изверия. Индивиды, сцепленные друг с другом и удерживаемые в связанности, помимо прочего, и элементарным страхом, внутренне были готовы к крайней индивидуализации социальной жизни.
3. Криминализация общества как процесс аномии.
Специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Конечно, и прежние этапы развития нашего социума нельзя считать стерильными в этом отношении. Вероятно, можно указать целые периоды в истории России, когда степень криминальности была исключительно высокой. Но общество всегда имело потенциал сдерживания избыточной криминальной активности, понижало ее уровень до социально приемлемого. Скажем, в начале 50-х годов минувшего века в сознании людей даже карманная кража воспринималась как чрезвычайное происшествие, чего, естественно, нельзя сказать применительно к нынешним условиям функционирования социума. Кроме того, надо иметь в виду, что преступный социальный мир долгое время воспринимался массовым сознанием как сугубо негативный, находился на периферии социальной жизни.
Что
касается современной ситуации, то
аномия выступает в наших
неурядицы, социальные катастрофы целых регионов страны, растущую обездоленность многих подростков и молодежи от значительного влияния криминалитета, то есть преступного социального мира.
Криминализация общества - это такая форма аномии, когда стирается сама возможность различения социально позитивного и негативного поведения, действия8. Преступный социальный мир уже не находится на социальной обочине, он на авансцене общественной жизни, оказывает существенное воздействие на все ее грани.
Кроме
того, криминализация означает появление
таких поведенческих актов, которые
прежде лишь в единичных случаях
фиксировались в нашей стране
либо не отмечались вовсе. Речь идет, к
примеру, о заказных убийствах, криминальных
взрывах, захвате заложников, открытом
терроре против тех представителей
власти, которые не согласны жить по
законам преступного
Криминализация проявляется и в духовной сфере. Здесь особенно угрожающим предстает растущий нигилизм в отношении к праву, механизмам его действия. Право как ценность, регулятор поведения все больше замещается своеволием, групповой целесообразностью, утрачивает свою привлекательность. Разумеется, и в советский период истории право не являлось атрибутивным свойством нашей социокультурной системы. Тем не менее сейчас даже непрочные барьеры на пути неправового сознания утрачиваются.
Неустойчивость положения средних слоев - основы стабильности и позитивной социальной активности любого общества, декомпозиция социальной структуры российского социума в целом выражаются и в том, что роль среднего класса в наших условиях фактически играют определенные группы преступного социального мира.
На наш взгляд, есть основания считать криминализацию современного российского общества весьма специфической формой такого социального феномена, как аномия.
Дисфункциональность
основных социальных институтов, патология
социальных связей и взаимодействий
в современном российском обществе,
которые выражаются, в частности,
в несокращающемся числе
протекания
негативных процессов, их содержания,
перспектив социального оздоровления
российского социума
Это
своеобразная форма выражения протеста
или обиды на учителей, родителей.
Иногда подобные побеги обусловлены
страхом перед возможным
4. Рассмотрение вопроса на конференции "Аномия в России ".
На
конференции обсуждались
На
поверхности общественной жизни
аномия проявляется в виде резкого
скачка ненормативного поведения - неуважения
к закону, обвального распространения
преступности и жестокости, роста
числа самоубийств, господства группового
эгоизма и равнодушия, разрушения
преемственности между
В
работе конференции приняли участие
социологи и представители
В докладе А. Ф. Филиппова "Территориальная
идентичность и аномия" проблема аномии
анализировалась в контексте социальной
пространственности, понимаемой в номиналистическом
ключе. Для разъяснения сути аномии вообще
и аномии в России в частности удобно использовать
термин "гетеротопия", введенный
М. Фуко. В этом смысле аномия в сущности
есть нахождение сразу в нескольких пространствах,
предполагающих разные модели действования.
В России человек находится именно в такой
ситуации, и аномия выражается для него
в потере или размывании идентичности.
Докладчику был задан вопрос, не является
ли "социальное пространство" в этом
смысле синонимом "культуры"; по мнению
докладчика, эти понятия нельзя рассматривать
как тождественные. По мнению А. Ф. Филиппова,
понятие "аномия" имеет серьезные
преимущества над другими понятиями как
"свежее", "не затасканное" средство
для анализа наших непростых социальных
реалий.
Информация о работе Аномия в современном российском обществе