Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:32, реферат
Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществля-ется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социа-льных последствий монополистической практики.
Разработка принятие антимонопольного законодательства – одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики.
Антимонопольное законодательство за рубежом
Во всех промышленно развитых
странах в настоящее время
осуществля-ется правовое регулирование
(как правило, в рамках торгового
права) процесса концентрации капитала
и конкуренции в целях
Разработка принятие антимонопольного
законодательства – одно из самых
важных средств такого государственного
регулирования экономики. В современ-ный
период главная особенность этого
законодательства состоит в том,
что оно направленно на защиту
так называемой олигополии как рыночного
механизма. При этом под олигополией
понимается такая организация отрасли
(или локаль-ного рынка), при которой
ограниченное число крупных производителей
выпуска-ют преобладающую часть
отраслевой продукции и благодаря
этому они способ-ны либо осуществлять
самостоятельную монопольную
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является пер-вой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регули-рование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ веке в рамках зако-нодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необхо-димость в правовом регулировании средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Исторически сложилось два
типа антимонопольных законов. Первый
из них предусматривает
Американская система
антимонопольного законодательства принята
в Аргентине и ряде других стран.
Европейская система помимо стран
Западной Европы действует в Австралии,
Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное
положе-ние между этими двумя
системами занимает законодательство
ФРГ, что объяс-няется тем фактом,
что в этой стране, наряду с общей
нормой о запрете монопо-лий
Первый антитрестовский закон был принят в Алабаме в 1883 году. Затем, на протяжении 1889 – 1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 году появляется так называемый Закон Шермана, положив-ший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Это три нормативных акта с последую-щими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законо-дательства США/33,с.499/.
Основная особенность
антитрестовского законодательства США
заключа-ется в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признание
их незаконны-ми изначально, в то время
как западноевропейское антимонопольное
законода-тельство строилось на принципе
регулирования
Кроме того, американские суды
со временем стали пользоваться и
другими средствами регулирования
конкуренции, что в целом открыло
для них возмож-ность более
гибкого подхода к
Однако сам режим
Ярким примером страны с европейской системой патентного законода-тельства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского ан-титрестовского законодательства, так как следует традиционной британской по-литике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешатель-ства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного
законодательства в Велико-британии
связано с принятием в 70-х годах
нашего столетия ряда нормативных актов
в области ограничительных
С принятием закона от 19 июля
1977г. наметились глубокие изменения
во французском антимонопольном
законодательстве. Так, в соответствии
с этим за-коном были ужесточены
санкции по отношению к запрещенным
картелям и зло-употреблению доминирующем
положением на рынке. Впервые был
организован контроль за концентрацией
производства. В 1986 году принято новое
французское антимонопольное
Как указывалось выше, антимонопольное
законодательство ФРГ занимает промежуточное
положение между двумя
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции деятельности монополий: отдельно принятые антимонопольные за-коны и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданско-го права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Фран-ция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).
^ 2.5. Государственный контроль
за монополистической
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
меры, направленные
на предотвращение и
государственное
регулирование естественной
защита компаний от “чрезмерной конкуренции”.
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.
Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
характера самих законов;
трактовки законов судами;
последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.
Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном и смешанном порядке. В послед-нем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополис-тической деятельностью
сложилась в Великобритании. Особенности
развития антимонопольного законодательства
Великобритании привели к созданию
двух систем контроля за монополиями.
В первой из них, основанной на законах
о добросовестной торговле и о
конкуренции, ключевую роль играет Ведомство
по добросовестной торговле, Комиссия
по монополиям, государственный секретарь
торговли и промышленности. Вторая
система контроля, предусмотренная
законо-дательством об ограничительной
торговой практике, ключевую роль отводит
суду по ограничительной практике.
Ведомство по добросовестной торговле
хранит раз-личные сведения о злоупотреблениях
господствующим положением, информиру-ет
правительство о своих
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в про-ведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возмож-ности
Роль государственного секретаря
торговли и промышленности Велико-британии
в деле регламентации монополий
и конкуренции весьма значительна.
Заключения в докладах Комиссии по
монополиям носят рекомендательный
харак-тер, но окончательное решение
вопросов по монопольным ситуациям
или анти-конкурентной практики осуществляется
госсекретарём или другими
В США главную работу по
государственному контролю за монополистиче-ской
деятельностью проводит антитрестовский
отдел Министерства юстиции, ко-торый
наделен полномочиями возбуждать судебные
дела против лиц, которые на-рушают
антитрестовское
в фрг государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Информация о работе Антимонопольное законодательство за рубежом