Антимонопольное законодательство за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:32, реферат

Краткое описание

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществля-ется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социа-льных последствий монополистической практики.

Разработка принятие антимонопольного законодательства – одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 22.96 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство за рубежом

 

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время  осуществля-ется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового  права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения  экономических и социа-льных последствий  монополистической практики.

 

Разработка принятие антимонопольного законодательства – одно из самых  важных средств такого государственного регулирования экономики. В современ-ный  период главная особенность этого  законодательства состоит в том, что оно направленно на защиту так называемой олигополии как рыночного  механизма. При этом под олигополией  понимается такая организация отрасли (или локаль-ного рынка), при которой  ограниченное число крупных производителей выпуска-ют преобладающую часть  отраслевой продукции и благодаря  этому они способ-ны либо осуществлять самостоятельную монопольную практику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического  рынка – взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

 

Следует отметить, что антимонопольное  законодательство не является пер-вой  попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регули-рование  конкурентных отношений возникло в  середине ХIХ веке в рамках зако-нодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необхо-димость  в правовом регулировании средств  ведения конкуренции с тем, чтобы  уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

 

Исторически сложилось два  типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает федеральное  запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничении  их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском  законодательстве США и евро-пейской  системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями  в целях недопущения их зло-употреблений своим господствующим положением на рынке. В странах евро-пейской  системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистра-ция определенных видов соглашений публичным интересам, они признаются государственным  органом, регистрирующим подобные соглашения, вышесто-ящим государственным органом  или судами недействительными.

 

Американская система  антимонопольного законодательства принята  в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран  Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное  положе-ние между этими двумя  системами занимает законодательство ФРГ, что объяс-няется тем фактом, что в этой стране, наряду с общей  нормой о запрете монопо-лий предусматривается  большое количество исключений из этого  принципа.

 

Первый антитрестовский  закон был принят в Алабаме  в 1883 году. Затем, на протяжении 1889 – 1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов  на федеральном уровне. Так, в 1890 году появляется так называемый Закон  Шермана, положив-ший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914г. в развитие общих положений  Закона Шермана были приняты Закон  Клейтона и Закон о федеральной  торговой комиссии. Это три нормативных  акта с последую-щими изменениями  и дополнениями составили костяк антимонопольного законо-дательства США/33,с.499/.

 

Основная особенность  антитрестовского законодательства США  заключа-ется в принципе запрета  монополий как таковых, то есть признание  их незаконны-ми изначально, в то время  как западноевропейское антимонопольное  законода-тельство строилось на принципе регулирования монополистической  практики, путем устранения отрицательных  последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла аргумент, посредством  которого жестокое правило запрета  всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так  называемое «пра-вило разумности», одобренное Верховным судом США в 1911 году. Он постано-вил, что Закон Шермана  основывается на доктринах общего правила  об ограниче-нии торговли, что его  следует толковать в пользу запрета  только тех ограничений, которые  можно классифицировать как «неразумные» согласно общих правил.

 

Кроме того, американские суды со временем стали пользоваться и  другими средствами регулирования  конкуренции, что в целом открыло  для них возмож-ность более  гибкого подхода к регламентации  монополистической практики и широкое  поле судебного усмотрения. Так, в  американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия  жесткого правила незаконности мо-нополий  как таковых могут быть устранены  тремя способами: более узким  толко-ванием этого правила, установлением  исключений из него и использованием как первого этапа в более  широком анализе монополистической  практики в рамках применения «правила разумности».

 

Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени  пре-терпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанное  с различными факторами, в частности  со сменой экономической политики после  прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением го-сударственного вмешательства в дела частного сектора, преобладающей в настоя-щее время  оценки монополизма и его антипода (конкуренции), исходя из прин-ципа эффективности  экономики. Иными словами, отрицательные  последствия мо-нополизма в плане  ограничения конкуренции могут  перекрываться экономичес-кой эффективностью монополизации тех или иных рынков.

 

Ярким примером страны с европейской  системой патентного законода-тельства является Великобритания. В целом  оно либеральнее американского  ан-титрестовского законодательства, так как следует традиционной британской по-литике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешатель-ства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

 

Становление современного антимонопольного законодательства в Велико-британии связано с принятием в 70-х годах  нашего столетия ряда нормативных актов  в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закон о добросовестной торговле 1973г., Закон об ограничении торговой прак-тики 1975 г., законы о суде по ограничительной  практике 1976 и 1977 гг., Закон о перепродажных  ценах 1976 г. Результатом попытки  совершенствования правового регулирования  процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980г. Однако в целом  надежды, возлагаемые на этот за-кон, не оправдались, поскольку процедура  контроля за антиконкурентной практи-кой  не стала более оперативной и  не возросло количество рассматриваемых  дел.

 

С принятием закона от 19 июля 1977г. наметились глубокие изменения  во французском антимонопольном  законодательстве. Так, в соответствии с этим за-коном были ужесточены санкции по отношению к запрещенным  картелям и зло-употреблению доминирующем положением на рынке. Впервые был  организован контроль за концентрацией  производства. В 1986 году принято новое  французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его  можно понять в связи с государственным  вмешательст-вом в экономическую  жизнь страны (так называемая политика «дирижизма»), в частности с государственным  регулированием цен. Поворотным моментом в эко-номической политике Франции  стал отказ от экономического вмешательства  со стороны государства, хотя со многими  оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен  попало под действие рыночного механизма.

 

Как указывалось выше, антимонопольное  законодательство ФРГ занимает промежуточное  положение между двумя системами  антимонопольного законо-дательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законода-тельства в  ФРГ стало утверждение там  свободной рыночной экономики в  после-военное время. В 1949 году были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем  повышения эффективности и о  ведомстве по монополиям. Работа в  этом направлении была продолжена и  завершилась принятием в 1957г. закона против ограничения конкуренции, который  в обиходе получил сокращен-ное  название Картельного закона, что  не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие  годы в Картельный закон были внесены  много-численные изменения. В настоящее  время Закон действует в редакции 1989г. Вступив в силу 1 января 1990г., он так теперь и датируется. Следует  отметить, что Картельный Закон ФРГ  покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и  регулирования монополистической  деятельности. Как и в США, он запрещает  определённую категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако, эти запреты  сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени  нейтрализуют принцип запрещения монопольной  практики. Так, если Закон Шермана  объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Карте-льный закон ФРГ признаёт недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных огра-ничений, вертикальные слияния формально не запрещаются. Они подлежат адми-нистративному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

 

Опыт законодательства промышленно  развитых стран свидетельствует  о различных источниках правового  регулирования пресечения недобросовестной конкуренции деятельности монополий: отдельно принятые антимонопольные  за-коны и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданско-го права  в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Фран-ция); антимонопольные  или антитрестовские законы и  судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

 

^ 2.5. Государственный контроль  за монополистической деятельностью  в странах с развитой экономикой

 

Государственное регулирование  играет важную роль в поддержании  необходимого уровня конкуренции в  экономике. Можно выделить три главных  его направления:

 

 

    меры, направленные  на предотвращение и запрещение  монополии (собственно антимонопольное  законодательство);

 

    государственное  регулирование естественной монополии;

 

    защита компаний  от “чрезмерной конкуренции”.

Сущностью антимонопольной  политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих  к снижению конкуренции и установлению монополии.

 

Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:

 

 

    характера самих  законов;

 

    трактовки законов  судами;

 

    последовательность, с которой судебные решения  воплощаются в жизнь.

 

 

Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.

 

Реализация положений  антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном и смешанном порядке. В  послед-нем случае решения административных органов могут быть обжалованы в  судах.

 

Наиболее сложна ситуация с государственным контролем  за монополис-тической деятельностью  сложилась в Великобритании. Особенности  развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах  о добросовестной торговле и о  конкуренции, ключевую роль играет Ведомство  по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь  торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная  законо-дательством об ограничительной  торговой практике, ключевую роль отводит  суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит раз-личные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информиру-ет правительство о своих решениях. В случае необходимости возбуждает следую-щие производства: передаёт дела о монопольной ситуации в  какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияния-ми предприятий, передаёт дела о картельных договорах  в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродаж-ных  цен. Следует отметить, что деятельность Ведомства в определении конкуре-нтной  политики носит консультативный  характер.

 

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается  в про-ведении расследования и  составления докладов по поводу наличия (или возмож-ности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления  слияния пред-приятий. В случае если Комиссия по монополиям придёт к заключению о наруше-нии публичных интересов, госсекретарь имеет широкие полномочия по примене-нию различных мер  воздействия на правонарушителя: вынесение  постановлений о прекращении  действия договора, о запретах в  поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или  ограничении слияний, о разделении пред-приятий (путём продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).

 

Роль государственного секретаря  торговли и промышленности Велико-британии в деле регламентации монополий  и конкуренции весьма значительна. Заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный харак-тер, но окончательное решение  вопросов по монопольным ситуациям  или анти-конкурентной практики осуществляется госсекретарём или другими министрами. Кроме того, госсекретарь наделён  полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной  торговой практике на основа-ии хозяйственной  незначительности соответствующих  картельных договоров.

 

В США главную работу по государственному контролю за монополистиче-ской деятельностью проводит антитрестовский  отдел Министерства юстиции, ко-торый  наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые на-рушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции прове-дение  государственного контроля за соблюдением  антитрестовского законода-тельства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует от-метить, что  основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федера-льные  суды, в первую очередь, на Верховный  суд США, который оценивает зако-нность или недействительность тех или  иных ограничительных условий в  догово-рах или методах хозяйственной  деятельности.

 

в фрг государственным  регулированием рыночных отношений, которое  ведет к смягчению отрицательных  последствий чрезмерной монополизации, зани-маются так называемые органы по делам картелей. К этим органам  относятся: федеральное ведомство  по делам картелей, федеральный министр  экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в  ФРГ. Деятель-ность промышленных и  профессиональных ассоциаций по составлению  для своих отраслей правил конкуренции  можно признать в качестве саморегуляции  конку-рентных отношений частным  бизнесом. Органы по делам картелей могут прово-дить в отношении  предприятий, картелей, промышленных или  профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию  адми-нистративных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административ-ного делопроизводства решаются вопросы  разрешения или запрета картельных договоров о слиянии предприятий  недействительными, запрета незаконного  пове-дения доминирующих на рынке  предприятий.

Информация о работе Антимонопольное законодательство за рубежом