Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 00:41, курсовая работа
Цель данной работы – изучить проблемы молодежной безработицы и пути их преодоления.
В связи с этим поставлены следующие задачи: дать понятие безработицы, определить ее формы и специфику, выявить основные причины, рассмотреть положение безработицы среди молодежи, исследовать причины безработицы и пути их решения в России и за рубежом.
Введение. 2
Глава 1. Общие сведения о безработице. 4
1.1. Понятие безработицы. 4
1.2. Формы и специфика безработицы. 5
1.3. Причины и последствия безработицы. 8
Глава 2. Безработица в молодежной среде. 10
2.1. Положение безработицы среди молодежи. 10
2.2. Мероприятия, направленные на решение проблемы занятости молодежи. 14
2.2.1. Государственная молодежная политика. 16
2.2.2. Зарубежный опыт молодежной политики. 17
2.2.3. Решение проблем трудоустройства на рынке труда. 18
Глава 3. Пути решения проблемы молодежной безработицы в России и за рубежом. 22
3.1. Меры, направленные на снижение молодежной безработицы в России. 22
3.2. Пути решения проблемы трудоустройства молодежи в республике Польша. 28
3.3. Положение выпускников на рынке труда во Франции. 33
3.4. Помощь в трудоустройстве выпускникам в Германии. 38
3.5. Направления политики помощи выпускникам в других зарубежных странах (США, Великобритания, Норвегия, Швеция). 42
Заключение. 45
Список используемой литературы: 47
Нарастающий распад экономических связей между предприятиями, рост безработицы среди дипломированных специалистов и рабочих, снижение уровня жизни ставят перед большинством трудоспособного населения проблему поиска работы, позволяющей сохранить прежнее материальное положение, профессиональный и социальный статус. Увеличивается число людей, желающих иметь дополнительную работу.
Молодые люди, еще не имеющие профессии, также должны решать вопрос о выборе жизненного пути, приобретении специальности, поиске средств к существованию. Специфика их жизни (учеба, быт, потребление, общение) дает им сведения не столько о содержательном и производительном труде, сколько о его - следствиях, обеспечивающих социальное положение индивида в обществе (материальная обеспеченность, уровень образования, престижность).
Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Например отмена распределения выпускников учебных заведений, как гарантия занятости по специальности, что ставит молодых специалистов в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющим опыт работы, где выпускник должен быть уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей, сою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи. Раньше на первых местах были космонавты, врачи, ученые. Сейчас популярными стали профессии предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.
В настоящее время степень участия молодежи на рынке труда зависит от политики, проводимой в сфере образования, от политики кадров на предприятиях, от степени развитости систем социального обеспечения, экономической конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной безработицы?
Работа – та основа, на которой строится у подавляющего большинства молодежи ее сегодняшнее материальное благосостояние. Увеличение численности безработных среди молодых людей, невостребованность их на рынке труда обуславливается рядом объективных причин:
Безработным молодым людям, имеющим рабочие специальности, может быть предложена работа в первый же день обращения, тогда как трудоустройство молодежи, имеющей высшее и средне специальное образование, представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям, требующимся на рынке труда, например, плотник, газосварщик, водитель, продавец, сторож. В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.
Рассмотрим другие причины
молодежной безработицы, где роль безработного
является «социально-
1) безработный, однако, не
освобожден от социальных
2) считается, что безработный сам ответственен за свою ситуацию и обязан найти из нее выход;
3) безработный должен рассматривать свою ситуацию как нежелательную и временную и обязан найти работу любого типа и за любую плату;
4) безработный, который не нашел работу считается ленивым, некомпетентным и «несколько не в себе»;
5) статус постоянного
безработного может быть
Таким образом, данные отношения и установки безработного также являются причиной его безработности.
Так у безработных – лиц, изменивших свой социальный статут в связи с потерей работы, а значит, и сменивших прежний образ жизни, низка мотивация к профессиональному совершенствованию и переподготовке. И проблема заключается в том, что данная мотивация отсутствует как внутренняя потребность личности, она не должна быть навязанной сверху директивой Службы занятости. Также молодые люди, потерявшие работу, дальше опасаются неудач при выборе новой профессии, падения уровни жизни своего и членов семьи. И такая неуверенность зачастую провоцирует отказ от предлагаемой нижеоплачиваемой работы.
Сегодня большая часть подростков и молодежи – будущих соискателей на рынке труда – психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научится хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ – миную общественно-значимую деятельность.
Особое беспокойство вызывает уровень здоровья молодежи – как фактор, влияющий на безработицу.
Все менее привлекательной становиться для выпускников школ работа в промышленности, строительстве, на транспорте.
Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде).
Наиболее остро на современном рынке труда стоит проблема невостребованности молодого кадрового потенциала. В последнее время наметилась тенденция увеличения числа выпускников учебных заведений, нуждающихся в трудоустройстве. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
наличии свободных рабочих мест
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
переквалификации; помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).
Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.
Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы: Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.
В настоящее время вопросы занятости и трудоустройства молодежи приобретают особую актуальность в связи с повышением требований к квалификации кадров на рынке труда. Молодой специалист менее востребован, чем профессионал с опытом работы.
Современное состояние рынка труда не выделяет молодых специалистов как носителей современных, высокотехнологичных, наукоемких, практикоориентированных знаний и использует их зачастую в качестве дешевой рабочей силы на низкоквалифицированных должностях. Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы – 1-1,5 года. Поэтому в своей профориентационной деятельности органы службы занятости делают акцент в основном на работе со школьниками и студентами, чтобы выбор ими профессии (специальности) был осознанным.
Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи.
Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя: оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов («клубов по интересам») и центров дополнительного образования. Содействие трудовой занятости молодежи предполагает: ·поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; ·формирование постоянных рабочих мест;·создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).
Информация о работе Безработица в молодежной среде как социальная проблема