Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 00:41, курсовая работа
Цель данной работы – изучить проблемы молодежной безработицы и пути их преодоления.
В связи с этим поставлены следующие задачи: дать понятие безработицы, определить ее формы и специфику, выявить основные причины, рассмотреть положение безработицы среди молодежи, исследовать причины безработицы и пути их решения в России и за рубежом.
Введение. 2
Глава 1. Общие сведения о безработице. 4
1.1. Понятие безработицы. 4
1.2. Формы и специфика безработицы. 5
1.3. Причины и последствия безработицы. 8
Глава 2. Безработица в молодежной среде. 10
2.1. Положение безработицы среди молодежи. 10
2.2. Мероприятия, направленные на решение проблемы занятости молодежи. 14
2.2.1. Государственная молодежная политика. 16
2.2.2. Зарубежный опыт молодежной политики. 17
2.2.3. Решение проблем трудоустройства на рынке труда. 18
Глава 3. Пути решения проблемы молодежной безработицы в России и за рубежом. 22
3.1. Меры, направленные на снижение молодежной безработицы в России. 22
3.2. Пути решения проблемы трудоустройства молодежи в республике Польша. 28
3.3. Положение выпускников на рынке труда во Франции. 33
3.4. Помощь в трудоустройстве выпускникам в Германии. 38
3.5. Направления политики помощи выпускникам в других зарубежных странах (США, Великобритания, Норвегия, Швеция). 42
Заключение. 45
Список используемой литературы: 47
В Республике Польша трудоустройство выпускников вузов регулируется двумя основными законодательными актами: законом о трудоустройстве и предотвращении безработицы и законом об облегчении трудоустройства выпускников учебных заведений. В рамках этих законов функционирует правительственная программа «Первая работа».
В Польше выпускники вузов не выделяются в отдельную категорию. И законодательные акты, и вышеупомянутая программа «Первая работа» регулируют трудоустройство т.н. выпускников школ, к которым относятся и выпускники «надосновных» школ, и «надгимназийных», и вузов. Причем статус выпускника действует только в течение 12 месяцев со дня окончания учебного заведения.
Правительство Республики Польша предлагает выпускнику несколько путей решения проблемы трудоустройства:
1. Стажировки на предприятиях:
Статья 37b закона о трудоустройстве и предотвращении безработицы от 14 декабря 1994 года:
1.Староста может, по предложению или по согласию выпускника, направить его на прохождение стажировок у работодателя в непрерывный 12–тимесячный период.
5. Выпускнику в период
прохождения стажировки
Статья 37c:
1.Староста устанавливает
и оплачивает взносы на
2. Непосредственно трудоустройство на предприятия:
Статья 37e закона о трудоустройстве и предотвращении безработицы:
3. Временная занятость на общественных работах (волонтерство):
Статья 37f закона о трудоустройстве и предотвращении безработицы:
4. Открытие собственного бизнеса
Программа «Первая работа» содержит следующие инструменты, способствующие самостоятельной экономической деятельности:
1.Выпускник, открывший свой бизнес, имеет право на освобождение от взносов на пенсионное обеспечение на период 12 месяцев.
5. Дальнейшее обучение
Программа «Первая работа» предусматривает следующие действия в этой области:
6. Профориентационной консультирование и посредничество:
Успех программы «Первая работа» зависит в большой степени от реализации последнего из ее элементов. Опыт услуг из области профессионального консультирования и посредничества работы свидетельствует, что выпускники наиболее активны в поиске работы. Информационная кампания приобретает также распространение и в требованиях рынка труда и работодателей. Она даст, им в свою очередь, знание о возможностях, созданных программой.
Статья 12.
Работодатель обязан уведомить непосредственно районное учреждение труда в письменной форме в течение 5 дней о трудоустройстве зарегистрированного безработного.
Наибольшее количество выпускников учебных заведений Республики Польша принимает участие в стажировках, многие также интересуются дальнейшим образованием и кредитами на начало самостоятельной экономической деятельности.
При этом уровень безработицы среди молодежи в Польше остается крайне высоким — по данным Евростата, в первой половине 2007 г. она достигла 26%.
Система социальной помощи во Франции четко связана и со сферой образования (этим занимается Министерство по делам молодежи, национального образования и науки) и со сферой труда (Министерство социальной политики, труда и солидарности). Франция сталкивается с высоким уровнем молодежной безработицы в целом, да и граница между высшим и средним образованием достаточно условна. Поэтому программы помощи в трудоустройстве ориентированы не только на выпускников вузов, но и шире — на молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет.
Во Франции молодые люди испытывают серьезные проблемы при поиске работы вследствие:
- отсутствия связи между
- наличия большого количества молодежи, не имеющей никаких профессиональных квалификаций;
- ограничений на рынке труда (установленных законодательством и коллективными договорами), увеличивающих стоимость вводного обучения молодых работников, не имеющих трудового опыта, и затрат на их увольнение в случае необходимости.
В этой связи во Франции получил развитие вторичный рынок труда для молодежи, а также нетипичная занятость (в том числе временное трудоустройство).
В поисках работы в более стабильных секторах рынка труда молодежь с профессиональной подготовкой на уровне квалифицированного рабочего сталкивается с прямой конкуренцией со стороны выпускников учебных заведений, имеющих более высокий уровень образования, а также со стороны граждан, имеющих трудовой опыт. Для повышения своей конкурентоспособности таким лицам необходимо получить формальное образование как можно более высокого уровня.
Растущая безработица среди молодежи подтолкнула французских работодателей к трудоустройству выпускников учебных заведений на рабочие места, требующие более низкой квалификации, чем полученная ими подготовка. Еще одной тенденцией можно считать предпочтение, которое оказывается выпускникам учебных заведений, имеющим свидетельства о профессиональном образовании более высокого уровня (дающие право поступления в университет).
Система образования (как высшего, так и среднего) предполагает такую функцию, как ориентацию учащегося. Речь идет о постепенной подготовке молодого человека к выбору направления дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Согласно Кодексу законов об образовании, «ориентация студентов предполагает информирование о структуре учебного процесса, о перспективах трудоустройства, о возможностях смены профиля образования...».
Для помощи студентам в каждом государственном вузе и в большинстве частных созданы службы ориентации, в каждом департаменте — государственные центры учебной и профессиональной ориентации. В результате «учащиеся вырабатывают свой план учебной и профессиональной ориентации, исходя из своих желаний и способностей, с помощью родителей, преподавателей, персонала службы ориентации и специалистов в избранной сфере. Этому способствуют и заинтересованные представители администрации, местных коллективов, предприятий и ассоциаций» (Кодекс законов об образовании.
Вторым важным направлением, объединяющим высшее образование с профессиональной средой, стала практика стажировок на государственных или частных предприятиях. Эта практика не является обязательной, в Кодексе законов об образовании лишь декларируется ее возможность. В ряде случаев говорится о конкретных отраслях, где применяются стажировки. Например, «университетские педагогические институты, которые располагают возможностью приема, согласованного с обучением преподавателей для технических заведений, могут организовать в виде эксперимента стажировки в центрах обучения».
Это направление развивается в Трудовом кодексе, где каждому молодому человеку в возрасте от 16 до 25 лет (независимо от уровня образования) предоставляется право дополнить свое образование в рамках системы посменного обучения. Обучение организовано в рамках частных или типовых трудовых договоров, а также стажировок.
В своей политике в области труда Франция уделяет особое внимание защите молодых людей. Так, по закону «О возвращении к должности и о борьбе против увольнений», создаются местные представительства по профессиональной и социальной адаптации молодежи. «...Их целью является помощь молодым людям в возрасте от 16 до 25 лет в их проблемах с профессиональной и социальной адаптацией. Местные представительства выполняют функции приема, информирования, ориентации и сопровождения молодежи...».
Тем же целям служат фонды помощи молодежи на уровне департаментов и ниже (местные фонды). Помощь из фонда «предоставляется молодым французам или иностранцам, постоянно пребывающим во Франции, которые испытывают трудности с социальной или профессиональной адаптацией». Эта помощь предназначена способствовать трудоустройству.
Финансовая помощь из фонда оказывается отдельным лицам после изучения конкретной ситуации.
Еще более широкую поддержку трудоустройства молодежи предполагает Трудовой кодекс Франции. Ряд его статей устанавливает принципы соглашений между государством и различными организациями по поводу дополнительных рабочих мест для молодых людей. Эти соглашения ориентированы на молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. Приоритетными областями применения их труда называются спорт, культура, образование, охрана окружающей среды и смежные сферы.
В результате соглашения организация заключает с молодыми работниками частные трудовые договоры. «...Для каждого рабочего места, выделенного в силу такого соглашения..., государство предоставляет работодателю помощь... Работодатель может предоставлять работнику заработную плату, превышающую минимальную...». Данная помощь государства работодателю никак не связана с другими видами помощи, в том числе с налоговыми льготами.
Декрет «О развитии деятельности по трудоустройству молодежи» указывает конкретную сумму помощи. Она устанавливается в размере 15924,55 евро ежегодно и предоставляется работодателю в течение 5 лет с момента создания рабочего места. Жесткий контроль над исполнением соглашений осуществляет местный префект.
Опираясь на упомянутые акты, во Франции в последние годы были специально запущены программы «Рабочие места для молодежи» (1997 г.) и «Новые услуги — рабочие места для молодежи» (2002 г.). Циркуляр министерства национального образования 1998 г. «О запуске программы «Рабочие места для молодежи» в государственных вузах» демонстрирует совокупность принятых правил при трудоустройстве молодежи на выделенные для нее места. Циркуляр министерства социальной политики, труда и солидарности 2003 г. «Об управлении программой «Новые услуги — рабочие места для молодежи» ставит задачу консолидированной помощи со стороны государства (на региональном уровне) для трудоустройства молодых людей.
Информация о работе Безработица в молодежной среде как социальная проблема