Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 00:41, курсовая работа
Цель данной работы – изучить проблемы молодежной безработицы и пути их преодоления.
В связи с этим поставлены следующие задачи: дать понятие безработицы, определить ее формы и специфику, выявить основные причины, рассмотреть положение безработицы среди молодежи, исследовать причины безработицы и пути их решения в России и за рубежом.
Введение. 2
Глава 1. Общие сведения о безработице. 4
1.1. Понятие безработицы. 4
1.2. Формы и специфика безработицы. 5
1.3. Причины и последствия безработицы. 8
Глава 2. Безработица в молодежной среде. 10
2.1. Положение безработицы среди молодежи. 10
2.2. Мероприятия, направленные на решение проблемы занятости молодежи. 14
2.2.1. Государственная молодежная политика. 16
2.2.2. Зарубежный опыт молодежной политики. 17
2.2.3. Решение проблем трудоустройства на рынке труда. 18
Глава 3. Пути решения проблемы молодежной безработицы в России и за рубежом. 22
3.1. Меры, направленные на снижение молодежной безработицы в России. 22
3.2. Пути решения проблемы трудоустройства молодежи в республике Польша. 28
3.3. Положение выпускников на рынке труда во Франции. 33
3.4. Помощь в трудоустройстве выпускникам в Германии. 38
3.5. Направления политики помощи выпускникам в других зарубежных странах (США, Великобритания, Норвегия, Швеция). 42
Заключение. 45
Список используемой литературы: 47
Однако усилия государства пока еще не сняли проблему трудоустройства молодых людей. На сайте ассоциации по трудоустройству (APEC) приводятся данные о доле рабочих мест, занятых выпускниками. С 2000 по 2003 годы доля выпускников с дипломами различных учебных заведений снизилась с 29 до 20% (данные на 2003 год — оценочные). Работодатели предпочитают более опытных специалистов. По отдельным регионам работодатели в 2003 году предполагали предоставить выпускникам от 13% (Лотарингия) до 32% (Верхняя Бургундия) рабочих мест.
В 2002 году среди обладателей высшего образования было 12% безработных, среди получивших различные дипломы более низкого уровня — от 15 до 31%, среди тех, у кого диплома не было вообще, — 40%. На общем уровне позиции выпускников вузов выглядят неплохо, но по разным отраслям ситуация не одинакова.
Большой вклад в решение проблемы молодежной безработицы внесли программы «рабочих мест для молодежи». Благодаря им, было выделено около 350000 новых рабочих мест, преимущественно в социально ориентированных отраслях.
Поддержку выпускникам вузов обеспечивают и негосударственные организации, например, Ассоциация помощи выпускникам вузов в трудоустройстве (AFIJ). AFIJ проводит конференции, встречи с профессионалами, презентации предприятий, тренировочные собеседования, создает технические цехи по поиску работы, дает индивидуальные советы, предоставляет тысячам молодых людей свои услуги во время манифестаций. В целом, в той или иной форме услугами AFIJ воспользовались более 250000 молодых людей.
В Германии нет специальных законодательных актов, регулирующих трудоустройство выпускников вузов.
Однако можно обратить внимание на Закон об общих принципах организации высшей школы (Das Hochschulrahmengesetz) (параграф 14), который обязывает вузы «уведомлять студентов и абитуриентов об учебных возможностях, их содержании, структуре и учебных требованиях», а также поддерживать их на протяжении всего срока обучения «сопровождающими учебу специальными консультациями».
Согласно Закону об общих принципах организации высшей школы и соответствующим законам в землях (например, в Баден-Вюртемберг), большая часть университетов и некоторые институты создали центральные консультационные бюро (Studienberatungen). Они занимаются более с чем 50% будущих студентов (включая дни открытых дверей и посещения школ), а в оставшееся время занимаются записанными студентами. Большая часть их работы приходится на краткие ответы на запросы информации и консультационные запросы (также по телефону и E-Mail), но большая часть данных бюро предлагают также консультирование студентов, которые не уверены в выборе своей специальности, хотят перейти на другой факультет (выбрать другую специальность), а также учащихся, имеющих проблемы, связанные с учебой, или личные проблемы. Консультанты имеют различный академический фон, лишь частично они имеют особую квалификацию в консультационной области.
В качестве дополнения к данным центральным службам большинство учреждений требуют от факультетов назначения академических сотрудников, ответственных за консультации на их курсе. Качество этих предложений очень различно. В некоторых случаях студенты старших курсов заботятся об обучающихся на младших курсах. Терапевтическое консультирование и социальные службы предлагаются обычно до официальной самостоятельной работы студента, который обычно работает на локальном или региональном уровне, работу для студентов частично предлагают также специальные службы для трудоустраивающегося студента.
Сотрудничество между вузами и отделами по вузам (Hochschulteams) федерального ведомства труда отрегулировано согласно договору в национальном соглашении между федеральным ведомством и Советом ректоров вузов (Hochschulrektorenkonferenz (HRK)), в отдельных постановлениях на земельном уровне и регулярными встречами на локальном уровне. Отделы по вузам находятся везде, где есть вузы с более 10000 студентов. Они предлагают свои службы обычно непосредственно в вузе, часто находясь недалеко от консультационных бюро. В основном они концентрируются на профориентации и посреднических услугах. На практике эти области пересекаются, особенно если студент меняет свою специальность или прерывает обучение, и обычно имеет место сотрудничество при организациях активности, как, например, биржи труда (Jobbörsen) и Workshops. Центральные учебные консультационные бюро не имеют никаких контактов с работодателями, или эти контакты незначительны. Наибольшую конкуренцию для федерального ведомства труда в области посреднических услуг составляет частный сектор. Ожидание консультации при федеральном ведомстве труда часто занимает больше времени (иногда до шести недель) чем при Центральном учебном совещании (обычно максимум одна — две недели). Взаимоотношения между обоими учреждениями обычно хорошие.
Традиционно немецкие вузы не чувствуют ответственности за успешный профессиональный старт их выпускников. Эта ситуация сейчас постепенно меняется, так как конкуренция между вузами растет и связи с рынком труда становятся комплексными. За несколько прошедших лет целый ряд университетов (приблизительно 50 из 350) создали собственные профориентационные службы, которые иногда находятся при Центральных учебных консультационных бюро и других студенческих службах. Отделы по вузам федерального ведомства труда часто проводят краткосрочные курсы для студентов по развитию способностей при поиске работы и общим темам, связанных с занятостью (коллективная работа, заводское хозяйство, обработка данных и т.д.); несколько университетов начинают теперь проявлять активность для поддержания собственной позиции на рынке труда.
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе промышленной, наукой. Такой подход позволяет исключить дублирование исследований, при этом облегчая передачу технологии не только из одного научного учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны периодически сами проходить практику на фирме. Это, безусловно, положительно сказывается на трудоустройстве выпускников.
В 2007 г. ученые Свободного университета Берлина по заказу фонда Ганса Беклера исследовали ситуацию с прохождением практики выпускниками немецких вузов.
40% выпускников вузов Германии
обязаны пройти практику перед
зачислением на работу. Половине
из них предприятия и
Среди закончивших вуз 3,5 года назад безработица составляет 4%, три четверти — имеют стабильную работу, из них половина — бессрочную занятость. Еще 16% являются лицами свободных профессий.
Основываясь на данных исследования, его руководитель Ингрид Зерброк делает вывод о том, что становящаяся обязательной практика на производстве на деле является скрытой формой безработицы.
По официальным же данным если среди выпускников немецких школ безработица составляет более 20%, то среди выпускников высших учебных заведений — лишь 5%.
В Германии усилиями федеральных, региональных и муниципальных властей создана мощная разветвленная сеть информационных бюро по нахождению и предоставлению мест практики, временной работы, международных обменов для молодежи, сервисных центров, также поддержка интересных и полезных социальных программ на местном уровне.
В последнее время в Германии широкое распространение получил муниципальный проект «Профессиональная ориентация» для школьников с 7 по 9 классы. Проект предусматривает прохождение практики на предприятии, участие в строительных программах спортивных обществ, приглашение родителей на информационные дни «Выбери свою профессию», где взрослые рассказывают о своей профессии и делятся своим опытом.
Также хотелось бы немного обратить внимание и на другие зарубежные страны, на то, как решается проблема трудоустройства в них.
США
Основные субъекты помощи - учебные заведения и специальные консультативные и информационные службы. Основные формы помощи:
Великобритания
Особое место в помощи выпускникам занимает организация выставок по их трудоустройству в Великобритании. Участие в выставке принимают работодатели и студенты – выпускники, желающие найти престижную работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Семинары по карьерному росту, презентации различных профессий, дебаты, помощь в составлении резюме и бесплатные консультации специалистов – все это ожидает выпускников на таких выставках.
Некоторые университеты предлагают возможность стажировок в процессе обучения и профессиональные тренинги для будущих специалистов, таким образом, студенты получают не только качественное академическое образование, но и много практических знаний. Можно выбрать 4-х годичную программу обучения, где весь 3-й год студенты будут работать на полную ставку по специальности, а в течение 4-го года сделать проектную работу и после защиты получить степень Бакалавра.
Хотелось бы отметить, что в Великобритании процент трудоустройства выпускников довольно высок. Согласно статистическим данным, существует небольшая зависимость успешности трудоустройства от уровня знаний: 95% студентов, имевших высокий уровень «A – level» при поступлении в университет, находили работу в течение 6 месяцев после окончания вуза, тогда как процент трудоустроенных, поступавших после университетских подготовительных курсов, составил всего 87%.
Норвегия
Уровень безработицы в Норвегии составляет всего около 2,5 процента. В эту цифру попадают, как правило, мамы с маленькими детьми, а также работники, которые проходят переквалификацию. В 1996 году при непосредственном участии Центрального объединения была принята программа «Молодежные гарантии». Ни один трудоспособный норвежец в возрасте до 25 лет не может нигде не работать или не учиться. Если ты теряешь работу и не можешь найти новую, тебя отправят на переквалификацию. К сожалению, мне не удалось найти информации, действует ли данная программа и по сей день.
Швеция
В Швеции с 1998 года молодежная политика перешла в ведение Министерства культуры. Одновременно функционирует Государственный молодежный Совет, решающий голос в котором имеют представители правительства и парламента.
При направляющей роли государства в молодежной политике конкретное осуществление ее целей реализуется, как показывает опыт, в большей степени на местном уровне. В Швеции трудоустройством молодежи занимаются муниципалитеты, они также решают проблемы школ, распределяют гранты (ежегодно это около 1 млн шведских крон) для местных культурных и молодежных организаций.
Масштабы безработицы среди молодежи ежегодно растут. Это связано с рядом причин. Современный работодатель все большее предпочтение стал отдавать машинному производству, чем рабочей силе, а если и использует человеческий труд, то оценка его работы очень мала. Другой и очень важной причиной является то, что многие работодатели недовольны практическими навыками выпускников вузов и училищ и это понятно, ведь опыт работы у них либо совсем незначительный, либо полностью отсутствует. Так же к не маловажной причине можно отнести то, что в обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия рабочей силы. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряют работу и надежду её найти и попадают в ряды застойных безработных.
В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть то, как в разных зарубежных странах решается довольно актуальная проблема трудоустройства выпускников. В основном, помощь идет от государства, но в большинстве своем, она не закреплена четко в законе, а носит рекомендательный характер. Также проводится комплексная работа на уровне вузов. При поиске информации для курсовой работы я обратила внимание на большое количество сайтов вузов европейских стран, которые борются за абитуриентов, и главный их аргумент – высокий процент трудоустройства выпускников после завершения обучения.
Информация о работе Безработица в молодежной среде как социальная проблема