Безработица как социальная проблема и пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 02:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования продиктована в первую очередь глобальными метаморфозами в социуме. Современный человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Безработица и сущность…………………………………....…………....5
1.1Видыбезработицы……………………….……………….……………………..5
1.2Проблемы безработицы и пути ее решения………………………………….12
Глава 2. Социальные исследования на тему « Безработица в городе Лениногорске»…………………………………………………………………….19
2.1 Программа социологического исследования………………………………..19
2.2 Результаты исследования……………………………………………………..21
Глава 3. Итоги и выводы по результатам социологического исследования….26
Заключение………………………………………………………………………..28Список использованной литературы……………………………………….........31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по социологии для защиты.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Социальные исследования на тему « Безработица в городе Лениногорске»

 

2.1. Программа социологического исследования

 

Постановка проблемы. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Понятие «институт» - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Объект исследования – безработные жители города Лениногорска.

Предмет исследования – роль безработицы как социальная проблема в развитии общества.

Цель исследования: определить роль безработицы как социальную проблему в развитии общества.

Задачи исследования:

1. Провести социологическое исследование на тему«Безработица как социальная проблема и пути её решения»

2. Проанализировать роль безработицы как социальную проблему в развитии общества на примере жителей города Лениногорска.

Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование жителей города Лениногорска, анализ результатов исследования.

Исследование проводилось при формировании выборочной совокупности, в выборку вошли 70 человек безработных, которые должны участвовать в исследовании: жители города Лениногорска.

Методом сбора информации является анкетирование, разработанное в соответствии с темой исследования (Приложение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования

 

          В ходе социологического исследования было выявлено отношение безработных к проблеме безработицы и опрошено 70 безработных респондентов. Исследование дало следующие результаты:

 

 

 

 

Большинство респондентов, т.е. 79,5% - ответили что человек сам должен решить эту проблему , 9,94% - сказали – да, безусловно, 5,68% - решили что государству не обязательно бороться с этой проблемой и только 4,26% - не знают . Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмана, считает, что население должно само о себе позаботиться.

 

На этот вопрос респонденты ответили следующим образом, 53,96% - безработный человек сможет себя заставить работать, 25,56% -  прислушаются к мнению  семьи и родственников, 9,94% - последуют совету друзей, 5,68% -  считают, что все бесполезно.

 

 

На этот вопрос респонденты ответили следующим образом: 53,96% - рассчитывают только на себя, 15,62% - ни на кого не надеяться, 12,78% - на профсоюзы, 9,94% - на руководство партий, 7,1% - на местную администрацию.

 

 

      

 

Может рассчитывать: 41,18% - на личные связи, 24,14% - на гос. службы занятости, 11,36% - на объявления в газете, 8,52% - на организацию собственного дела, 7,1% - на коммерческую службу занятости  и 7,1% - обращение к работодателю.

 

  34,08% - более 10 лет,

25,56% - от 1 года до 5 лет,

22,72% - только практика,

17,04% - нет вообще.

Большая часть опрошенных не желают менять свое место работы, боятся потерять то что приобрели. Но в этом так же наблюдается много плюсов. Т.к  именно потеря место побуждает людей трудится более производственно и качесвенно.

 

 

       

 

    

 35,5% - от 15 до 20 тыс. рублей, 

 28,4% - больше выше перечисленного,

25,56% - от 10 до 12 тыс. рублей,

9,94% - от 7 до 10 тыс. рублей.

Тем ни менее,  у большинства опрошенных доход составляет меньше чем бы их устраивола.

 

 

 

 

В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины- 38,34%, так и женщины- 61,06% .

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Исходя из анализа по результатам социологического исследования

                                      

  Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает “равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Если  говорить о проблемах безработицы, то можно прийти к выводу, что  фрикционная и структурная формы  безработицы – явление нормальное и не представляет особой угрозы для  экономического роста страны. Более  того, без них такое развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда  нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы  или расширять производства тех  товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом. Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться  более производительно и качественно. С этой точки зрения безработицу  вполне можно назвать стимулом к  лучшей работе. Поэтому полная занятость  – как ее сегодня понимают в  большинстве развитых стран –  это ситуация когда существует фрикционная  и структурная безработицы, но нет  безработицы циклической. Иначе  говоря, это положение, когда безработица  в стране соответствует своей  естественной норме.  

Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать  уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Необходимо  расширять сеть учебных центров  профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения  квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Государственная  программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как важной социальной гарантии для  экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно  совершенствоваться применительно  к новым условиям развития многоукладной  экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.                                                                                                                                                                                            

                                              Заключение

 

И так, в своей работе я рассмотрела понятие и сущность безработицы, а также ее виды. И в качестве заключения хочу еще раз подчеркнуть пути решения проблем безработицы:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

 Путь выхода из кризиса  определяется, прежде всего, стратегией  развития государства и пределом  социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный  период является поддержание  доверия населения к проводимым  реформам. Между тем государство  в настоящее время, похоже, своеобразно  цитируя М. Фридмана, считает, что  население должно само о себе позаботиться.  
          Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.  
Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

Проблема существует - это факт. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список  литературы:

 

1.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений/Е.Ф.Борисов.- М.: Экономика, 1996.-236с.[6,с.7] .        

2.  Баткова И. А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1994.

3. Боровик  В. С., Похвощев В. А. Молодежь России: проблемы занятости. М., 1995.

4. Буланов B.C. Рабочая сила в условиях  формирующихся рыночных отношений. М., 1994.

5. Дворецкая Г. В., Махнарылов В. П. Социология труда: Учебное пособие. Киев, 1990.

6.Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда: Учебное пособие. М., 1989.

7. Дорин А. В. Экономическая социология: Учебное пособие. Минск, 1997.

8. Елкин, С.Е.  Экономические и социальные последствия безработицы/ С.Е.Елкин. - М.: Экономический вестник,1997.-4с.[3,с.14]

9.Зейдель, Х. Темнен, Р.Основы учения об экономике/Х.Зейдель, Р. Темнен-М., 1994.-143с.[4,с.5]

10.Коваль И. Ф., Фетисов Э. Н. Социология труда. Красноярск, 1993.

11. Кравченко А. И. Трудовые ориентации: структура, функции, поведение. М., 1991.

12.Казаков, А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций/А.П.Казаков, Н.В.Минаева.- М. 1998.-68с.[7,с.13]

13.Кэмпбелл, Р.Макконелл, Стэнли, Л. Брю Принципы, проблемы и политика/ Р.Кэмпбелл, Макконелл, Л. Брю Стэнли. СПб.: Экономик,1993.-94с.[8,c.10]

14.Липсиц, И. В. Экономика/И.В.Липсиц.- М. 1997.-43с.[9,c.6]

15.Нуреев, В.М.  Трансформация экономических институтов в постсоветской России/Под ред. В М. Нуреева.- М., 2000.-37с.[10,c.13]

16.Портного, М.А. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики/Под ред. М. А. Портного.- М., 2000.-51с.[11,c.14]

17.Радаев  В. В. Экономическая социология.: Курс лекций. М., 1997.

18.Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. М., 1999.

19. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М., 1996.

20. Фальцман В. К. Экономическое поведение: человек - фирма - государство - экономика. Т 2. М., 1993.

21. Штольберг Р. Социология труда. М., 1982.

22. Щербина В. В. Социология организаций // СоцИС. 1998. № 8.

23.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Безработица как социальная проблема и пути её решения