Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:47, реферат
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно".
Введение 2
Брачно-семейные отношения 4
«Нетрадиционные» семьи 10
Черты современных моделей семей 18
Заключение 27
Список литературы 30
-внутренний контроль – внешний контроль;
-эгоизм – социоцентризм (альтруизм);
-ориентация на общественные нормы – на себя;
-принятие противоречий – их неприятие;
-чувство собственного достоинства – неверие в себя.
К другим факторам,
стабилизирующим семейные отношения,
относят:
-постоянное стремление партнеров к сохранению
семьи;
-желание и способность
партнеров к согласованным
-инициативность каждого супруга в решении
семейных проблем и реальный вклад каждого
в общественные дела;
-разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;
-стремление в
трудную минуту к
-эстетическая привлекательность (внешний
вид, манера поведения и т.д.);
-способность эмоционально согреть супруга,
т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу
доверия, непринужденности, сердечности.
К настоящему времени
появились такие семьи, описание
которых не соответствует традиционным
представлениям. Американский психотерапевт
В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными.
В наше время многие дети воспитываются
не теми взрослыми, которым они обязаны
своим появлением на свет. Когда в семье
есть только один родитель – она называется
неполной. Можно выделить три типа таких
семей:
-первый тип – это когда один родитель
ушел, а оставшийся не вступил в повторный
брак;
-второй тип – одинокий человек официально
усыновил ребенка;
-третий тип – незамужняя женщина воспитывает
сына или дочь одна. Чаще всего семьи с
одним родителем состоят из женщины-матери
и ее детей. Когда в таких ситуациях создаются
новые семьи, В. Сатир называет такие вновь
созданные семьи смешанными. Она выделяет
три типа таких семей:
Семья, берущая ребенка
на воспитание, - другая форма смешанной
семьи. Она может включать только
одного приемного ребенка; одного приемного
ребенка и нескольких родных детей;
одного родного ребенка и нескольких
приемных.
Хотя смешанные и неполные семьи достаточно
своеобразны и поэтому отличаются от других,
тем не менее у них есть многое, по мнению
В. Сатир, что сближает их с любыми другими
семьями. Каждая из них может быть первоклассной,
если супруги привносят в нее заботу и
творчество. Вид семьи вовсе не определяет
того, что в ней происходит. От него лишь
зависят проблемы, с которыми сталкиваются
члены семей, но именно отношения между
ними в конце концов и определяют благополучие
семьи: насколько успешно развиваются
в семье взрослые ее члены в отдельности
и все вместе, настолько успешно дети становятся
творческими и здоровыми людьми. По мнению
В. Сатир, в этом смысле все семьи одинаковы.
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.
Тенденции развития
альтернативных форм брачно-семейных
отношений в современном
Традиционные брачно-семейные отношения |
Альтернативные формы брачно-семейных отношений |
1. законные (юридически оформленные, фиксированные) |
1.1 одиночество
|
2. обязательно с желанием и наличием детей |
2.0. сознательно бездетный брак |
3. стабильные |
3.0. разводы, повторные брачно-семейные отношения |
4. мужская идеология
(установка на главенство |
4.0. открытый брак |
5. сексуальная верность партнеров |
5.1. внебрачный секс |
6. гетеросексуальность |
6.0. гомосексуальность |
7. диадичность |
7.0.групповой брак,
жилые сообщества и |
Рассмотрим эти
альтернативные формы подробнее, но
не в плане их пропаганды, т.к. наша
задача понять эти точки зрения в полном
объеме, ведь они уже существуют (нравится
нам это или нет).
1.1. Одиночество.
Эту категорию составляют люди, которые
никогда не состояли в браке, т.е. существующие
в моноварианте.
В настоящее время у молодых людей в целом
установка на брак сохраняется, но число
людей, думающих иначе, растет. По данным
Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос
показал, что примерно восемнадцати процентам
всех неженатых лиц кажется привлекательным
остаться "в принципе самостоятельными
и независимыми". 57% российских девушек
и лишь 5% шведских считают, что замужество
необходимо для женщины. Предположительно,
главным образом скепсис порожден опытом
молодых, вынесенным из родных семей, отношений
к ним родителей и наблюдений за супружескими
проблемами и конфликтами на протяжении
всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в
моноварианте по различным причинам, среди
которых выделяют:
-рост образования женщины;
-преобладающее
число женщин в брачном
-распространенная
точка зрения, что легче прожить
одному.
Исследователи установили, что женщины
переносят одиночество значительно легче,
чем мужчины: образовательный уровень,
профессиональная карьера, психическое
здоровье, домашний быт одиноких женщин
выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует
добавить, что жизнь в моноварианте, установка
на одиночество может быть и не пожизненной.
Замечено, что у женщин она может измениться
в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются
лихорадочные попытки "добыть" партнера
и обрести спутника/спутницу жизни.
1.2.Незарегистрированное
сожительство. Эта форма неформальных
брачно-семейных отношений получила распространение
в России под наименованием "гражданский
брак". Доводы "за", которые обычно
приводят сторонники незарегистрированного
сожительства:
–такая форма отношений представляет
собой "тренинг" определенного типа
("пробный брак");
-в случаях
-в таких вариантах сожительства более
свободные отношения, отсутствует принуждение,
исчезает "эффект собственника";
-незарегистрированное
сожительство обеспечивает
Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
2.0. Сознательно
бездетный брак, когда здоровые молодые
люди могут, но не хотят иметь детей. 10%
женщин в индустриально развитых странах
не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно
в таких странах растет добровольная стерилизация.
Для России же более характерна массовая
абортизация. По данным О. Здравомысловой,
лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны
с тем, что быть хорошей женой и матерью
– главное предназначение женщины.
Потребность иметь детей – социально-психологическая,
моральная по своей сути. Рождение ребенка
– акт принятия родителями всей ответственности
за его судьбу перед своей совестью и перед
обществом. Добавим, что не всякая супружеская
пара психологически готова к рождению
и воспитанию детей.
Представим отличия женщин, не желающих
иметь детей:
-поздний возраст вступления в брак;
-среди таких
женщин выше процент
-высокий уровень образования;
-чаще это старшие или единственные дети в семье;
-более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);
-более андрогенные женщины (андрогены – мужские половые гормоны);
-часто имеющие хорошую,
высокооплачиваемую и интересную работу.
Идеология бездетных семей базируется
на такой аргументации:
-дети мешают супружеским отношениям;
-дети мешают социальной активности.
3.0. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.
4.1. Открытый
брак. Главной его особенностью
является негласный или озвученный договор
о личной жизни. Основной конфликт современного
брака состоит в невозможности сочетания
близости и свободного личностного роста.
Целью открытого брака является увеличение
открытости, самовыражения и аутентичности
(подлинности, равнозначности) отношений,
увеличение толерантности (терпимости
к чужим мнениям, поведению) партнеров
друг к другу.
Принципы открытого брака:
-строить жизнь
на основе настоящего и исходя
из реалистических желаний;
-относиться с уважением к личной жизни
партнера;
-открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;
-подвижность и гибкость ролевого общения;
-открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;
-равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;
-аутентичность:
знать себе цену и не
-доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.
Этот брак является
исторически новым феноменом, т.к.
для традиционных представлений
он фактически узаконивает право
на измену.
5.1., 5.3. Внебрачный
секс и интимная дружба. В обоих случаях
речь идет о наличии внебрачных связей
интимного характера. Однако первая предполагает
некоторое участие в совместном ведении
хозяйства, возможно появление внебрачных
детей. Такую связь мужчины с незамужней
женщиной, имеющей от него детей, называют
конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает
стабильности первичного брака, длиться
может долго, вместе с тем, при ее наличии,
очень высокий уровень близости и доверия
в первичной паре.
5.2. Свингерство. Свингерством
называют обмен брачными партнерами. В
данном случае две супружеские пары образуют
так называемую "шведскую" семью.
Инициаторами таких отношений выступают
обычно мужчины, отмечается высокая самооценка
браков в паре.
6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.
7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы.
В современной России простые или нуклеарные семьи – преобладающая форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи – малодетная нуклеарная семья.