Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:12, реферат
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Введение
1. Сущность социальной политики государства
2.Политика государства на рынке труда
3.Совершенствования социальной политики в области трудовых отношений
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Реферат
По дисциплине: Социальная политика
На тему: «Взаимосвязь социальной политики и рынка труда»
Выполнена студентом:
специализация (профиль) социальная работа
«___»
2014г. ___________________
2014
Содержание
Введение
1. Сущность социальной политики государства
2.Политика государства на рынке труда
3.Совершенствования
Заключение
Список литературы
Введение
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики.
По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу и т. д.).
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи социальной политики и рынка труда. Для достижения цели, необходимо решение ряда задач: 1. Рассмотреть сущность социальной политики государства; 2. Изучить политику государства на рынке труда; 3. Предложить направления совершенствование социальной политики в области трудовых отношений.
В теоретическом плане под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления системы мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства.
Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей.
Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.
Неудовлетворительное развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в ее скрытых формах, провалы в обеспечении жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях «российского севера», другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства.
При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Социальная политика и социально-трудовая сфера не носят пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников. Т.е. социальная политика и социально-трудовая сфера имеют обратное влияние на общество, экономику, формирование доходной части бюджетов всех уровней. В последнее время достаточно часто, особенно практики, используют понятие, о котором упоминалось выше – социально-трудовая сфера (СТО). Оно отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степень социального развития, вполне обоснованно отражает единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений.
На практике трудовые отношения – отношения между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем редко существуют в чистом виде без социальной составляющей. И наоборот, социальные отношения часто возникают в результате трудовых процессов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Социально-трудовая сфера (СТС) достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение. С определенной долей условности, под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать экономику социально-трудовой сферы. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: — социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); — рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); — сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила – товар, движение работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынок труда. На этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Когда собственник рабочего места закупит рабочую силу, создаются экономические и юридические предпосылки соединения основных факторов хозяйственной деятельности в производственном процессе.
Рынок труда – совокупный спрос
и предложение рабочей силы, которым опосредуется
движение относительно рабочих мест и
размещение экономически активного населения
по сферам хозяйственной деятельности
в отраслевом, территориальном, демографическом
и профессионально-
Рынок труда – в основе своей явление объективное в том смысле, что определяется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общества является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабочей силы и средств производства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо. Уровень же развитости рынка труда (его цивилизованности) зависит от того, в какой степени сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степени она содержит разнообразные институты, способствующие функционированию рынка труда. Указанная инфраструктура – результат осознанных акций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имеющая. В зависимости от пространственного ареала, охватываемого теми или иными рынками труда, последние подразделяются на рынки региональные, общегосударственные, мировой.
Степень интегрированности региональных рынков труда в более широкий рынок труда тем выше, чем при прочих равных условиях мобильнее рабочая сила и чем более развита инфраструктура соответствующего рынка труда. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, опосредующие соединение рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых – в труде, а вторых – в заработной плате. Большинство исследователей сходится в том, что такие отношения формируются на базе закона стоимости рабочей силы. Но есть и такие, кто рассматривает формирование цен на рынке труда с позиций «предельной полезности последнего рабочего» (маржинализм). Из кого состоит та часть экономически активного населения, которая действительно остается на рынке труда? Во-первых, это те, кто, будучи незанятым, ищет рабочее место; во-вторых, это те, кто хоть и имеет занятие, но не удовлетворен работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место; в-третьих, занятые, но находящиеся под риском потери рабочего места. В сумме это определяет предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Этот спрос складывается из числа вакансий, из количества работников, не удовлетворяющих работодателя и которым он ищет замену. Этим определяется главное содержание рынка, его объем и соотношение спроса и предложения рабочей силы, что, в свою очередь, определяет конъюнктуру рынка труда. Рассмотрим далее особенности государственной социальной политики на рынке труда.
Переход к рыночной экономике влечет за собой коренные изменения во всех сферах жизни общества. Сфера занятости населения не является исключением. В 90-ые года ХХ века в функционировании российского рынка труда наметились новые тенденции, обусловленные происходящими в стране реформами. Во многом современные процессы в сфере труда обусловлены приватизацией государственной и развитием частной собственности. С одной стороны, увеличилась свобода выбора и повысился уровень ответственности людей за собственное благополучие. С другой – усилилось расслоение общества, многие люди остались без привычной работы и привычного дохода. В условиях административно-плановой экономики государство декларировало полную занятость всех членов общества. Установление рыночных отношений требует смены такого подхода к регулированию рынка труда. Новая система регулирования рынка труда должна сформировать «активное общество», в котором каждый гражданин чувствует свою ответственность за собственное благосостояние. Достижение такой цели как формирование активного общества требует полноценного сотрудничества трех сторон: государства, работодателей и работников. Вряд ли можно соблюсти объективность, назвав эти отношения партнерскими, но они должны быть взаимовыгодными и строится на максимальном уважении интересов друг друга. Идея социального партнерства и развитие её в России в последнее время привлекают к себе все больше внимания. В основе социального партнерства лежит не только идея разделения ответственности между представителями наемных работников, правительством и работодателями, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой.
Существует мнение, что социальное партнерство является важным компонентом рыночной экономики. Страны Запада пришли к созданию социального партнерства между тремя субъектами в процессе эволюционного развития. А в России, уже в который раз, пытаются внедрить новое явление революционным путем, преподнося его именно как отношения равноправных партнером. Но на том же Западе, на который мы так привыкли равняться, существует немало стран, где отношения основных субъектов экономики никак нельзя назвать партнерскими. Более точной будет следующая формулировка: социальное партнерство – это осознанная необходимость такого вида отношений. В России социальное партнерство приняло форму трипартизма, то есть его полноправными участниками являются государство, работодатели и профсоюзы. Каково же реальное положение дел в сфере социального партнерства в нашей стране? Его можно охарактеризовать следующим образом:
Информация о работе Взаимосвязь социальной политики и рынка труда