Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:12, реферат
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Введение
1. Сущность социальной политики государства
2.Политика государства на рынке труда
3.Совершенствования социальной политики в области трудовых отношений
Заключение
Список литературы
Итак, видно, что государство как самый «сильный» или старший партнер в таких отношениях, многое делает в сфере трудовых отношений. Именно от политики государства в сфере занятости населения и его социальной защиты зависят остальные процессы этой области. Рынок, если он складывается стихийно, свободно, позволяет достичь максимизации производительности и доходов. Однако, для достижения социальной справедливости и гарантии равных возможностей доступа к рабочим местам рынок труда должен регулироваться определенными государственными институтами. Что касается современного российского рынка труда, то на нем уже появилось много маргинальных групп. Кроме того, встает и проблема диспропорций на рынке профессий. Количество обучаемых по профессии редко совпадает с реальной потребностью государства в представителях этой профессии.
Таким образом, новым приоритетом политики занятости становится полное и рациональное использование трудового потенциала страны. Государство должно проводить активную политику на рынке труда. Новая эффективная стратегия на рынке труда должна сводится к поддержанию разумного баланса между необходимостью активной и жесткой экономической политики и необходимостью социальной защиты населения. Многообразие методов регулирования рынка труда формирует два основных типа политики государства на рынке труда – активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определению размера пособия по безработице, разработке не денежные формы поддержки безработных и их семей. Активная политика – это профессиональная подготовка и переподготовка безработных, система поддержки малого бизнеса и само занятости, внедрение программ общественных работ, профессиональное консультирование. Меры пассивной политики государства на рынке труда способствуют развитию иждивенческих настроений среди безработных. Бороться с этим можно за счет более широкого использования мер активной политики.
Активная политика государства на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности каждого человека как профессионала. Внедрение мер активной политики снимает напряженность в обществе, уменьшает затраты государственного бюджета, способствует структурной перестройке экономики. Проведение активной политики дает возможность, улучшая общее состояние рынка труда, улучшать и положение каждой отдельной группы населения. В России это особенно актуально по отношению к тем людям, которые оказались незанятыми в результате сокращения объемов производства или полной его ликвидации.
Многие меры активной политики с разной долей успеха претворяются в жизнь Федеральной Службой Занятости. Так, например, распространены программы открытого обучения. Эти программы заключаются в профессиональной ориентации незанятых граждан, их социальной адаптации к новым экономическим условиям, а также их психологическая адаптация в стрессовой ситуации. Такие программы характеризуются разнообразием форм обучения, что делает из более привлекательными и дает возможность применять их для обучения широких масс незанятых людей. Главной проблемой на пути широкого применение мер активной политики на рынке труда является недостаточное финансирование. Кроме того, условия рынка ставят еще целый ряд проблем. В частности, необходима смена жизненных установок большинства ищущих работу: многие люди привыкли к советской системе социально-трудовых отношений. Каждый мог быть уверен в том, что для него обязательно найдется рабочее место и проявление инициативы в его поиске было вовсе не обязательным. Сейчас это проявляется в том, что некоторые безработные, получая направления от службы занятости на предприятия, целенаправленно приходят туда за отказом, чтобы снова получать пособие по безработице.
Итак, подводя некий итог, можно
сказать следующее. Рынок труда Западной
Европы формировался в условиях повторяющихся
кризисов производства, при значительных
масштабах безработицы. Что касается России,
то тут ситуация несколько иная. Относительно
нашей страны уместно говорить о дефиците
товаров, значительном числе рабочих мест,
большой сплоченности рабочего класса
и огромном влиянии на экономические процессы
коммунистического режима. Именно поэтому,
перенимая западный опыт государственного
регулирования рынка труда, называемый
активной политикой, следует предварительно
«примерить» его на российские условия.
Западные теории в области регулирования
рынка труда обречены в нашей стране на
провал в первую очередь по причине того,
что у нас отсутствует необходимая для
их внедрения инфраструктура рынка труда.
Но и российская практика может уже похвастаться
некоторыми достижениями в области внедрения
активной политики на рынке труда. Так,
например, во многих регионах не только
активно действует Федеральная Служба
Занятости, но и работают многочисленные
альтернативные центры занятости. Говоря
о социальном партнерстве, нельзя не признать,
что ведущая роль в связке «государство–работодатель–
Государственная политика в области регулирования рынка труда с 2010 г. направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Задачи государственной политики в области регулирования рынка труда:
Решение задач содействия занятости населения и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой стороны, обеспечение соблюдения социально трудовых прав и гарантий. Для этого необходима модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда, внедрение инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения.
Основными направлениями совершенствования государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
Основные мероприятия государственной политики в области регулирования рынка труда:
Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным направлениям:
С 2007 г. осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда в Российской Федерации, предполагающий:
Мероприятия мониторинга ситуации
на рынке труда реализуются федеральными
органами исполнительной власти при участии
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления на основании данных организаций,
органов службы занятости населения, учреждений
профессионального образования. На основании
результатов мониторинга на федеральном
уровне и на уровне субъектов Российской
Федерации разрабатывается прогноз спроса
и предложения на рынке труда в разрезе
профессионально-
Информация о работе Взаимосвязь социальной политики и рынка труда