В целях формирования структуры
спроса населения на услуги профессионального
образования в соответствии с потребностями
рынка труда необходимо:
- развитие программ профессиональной
ориентации молодежи;
- организация информационно-пропагандистских
кампаний. В 2008-2010 гг. организовывались
информационно-пропагандистских кампаний
с использованием СМИ и современных информационных технологий. Указанные кампании организованы
в целях информирования общества о ситуации
на рынке труда и перспективных потребностях
экономики в кадрах, повышения профессиональной
ориентированности молодежи. В этой связи
проводятся серии конкурсов «Профессионал года»,
направленных на повышение престижа
рабочих профессий и стимулирование роста
профессионализма работников, возрождение соревнований за достижение высоких показателей в труде.
- Повышение территориальной
мобильности рабочей силы. Необходимо, по возможности, устранить
экономические ограничения, сдерживающие
перемещение российских граждан по территории страны в целях осуществления трудовой деятельности
(иногородних работников) и снижающие
эффективность использования иностранной
рабочей силы. Меры по расширению доступа
граждан к рынку жилья и развитию ипотечного
кредитования решаются в рамках приоритетного
национального проекта «Доступное и комфортное
жилье — гражданам России». В целях создания
благоприятных условий для привлечения рабочей
силы в регионы, испытывающие
нехватку трудовых ресурсов, необходимо
расширить доступ граждан к рынку жилья.
Для этого в первую очередь
потребуется:
- использовать возможности ипотечного
кредитования для повышения территориальной
мобильности квалифицированных трудовых
ресурсов;
- развивать региональные жилищные
программы с участием работодателей, ориентированные на конкретный
круг трудовых мигрантов и возможности
их обустройства. После внесения в трудовое
законодательство необходимых изменений,
регламентирующих использование «заемного
труда», станет возможным применение принципиально
новых технологий при оказании содействия
иногородним работникам и трудовым
иммигрантам в поиске работы, а работодателям — в подборе персонала.
При этом необходимо решение наиболее актуальных проблем, возникающих при перемещении работников
по стране. К ним, прежде всего, относятся регистрация по месту
временного пребывания, обеспечение временным
жильем, легализация трудовой деятельности
и защита трудовых прав, доступ к объектам
социальной сферы. Необходимо расширить
содействие безработным гражданам и членам
их семей в переезде в трудонедостаточные регионы в целях трудоустройства, в том числе в сельскую местность, осуществлять профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям. В этой связи планируется пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям. В целях повышения гибкости рынка труда государство будет способствовать развитию конкуренции в области оказания услуг по содействию
занятости населения. Необходимо
обеспечить координацию деятельности
государственных органов службы занятости
и негосударственных организаций, оказывающих
услуги по содействию занятости населения,
содействовать формированию единого информационного
пространства в области занятости населения,
утверждение стандартов качества
оказания услуг по содействию занятости
населения.
- Развитие кадрового потенциала. Реализация приоритетных национальных проектов в области
жилищного строительства и сельского хозяйства, государственных инвестиционных
проектов потребуют скоординированных действий со стороны государства
и бизнеса по решению задачи обеспечения новых рабочих мест кадровыми
ресурсами.
Одними из приоритетных направлений
взаимодействия органов исполнительной
власти всех уровней с работодателями
в целях развития кадрового потенциала
являются:
- привлечение молодежи к освоению
рабочих профессий;
- предотвращение потерь квалифицированных
кадров;
- содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий. Одним из
направлений взаимовыгодного сотрудничества
государства и бизнеса может стать привлечение
молодежи в учреждения начального
профессионального образования
в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства на
предприятия в регионах, испытывающих
нехватку трудовых ресурсов. Основываясь на договорных
принципах, необходимо реализовать
интересы всех участников такого
сотрудничества: для работодателя — обеспечить производство необходимыми
рабочими кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации;
для работника — предоставить возможность
получения профессии, дальнейшего трудоустройства,
оказать содействие в найме или приобретении
жилья; для государства — снизить риск возникновения безработицы, повысить эффективность бюджетных расходов на начальное профессиональное образование.
Необходимо принятие действенных
мер по предотвращению негативных последствий
реструктуризации и банкротства предприятий,
сопровождаемых значительным высвобождением
рабочей силы. Приоритетным направлением
остается содействие занятости работников,
высвобождаемых с градообразующих предприятий.
В этой связи усилия работодателей должны
быть направлены на разработку и осуществление
адресных проектов, предполагающих реализацию
опережающих мероприятий по содействию
занятости высвобождаемых работников.
Указанные проекты могут включать профессиональное
обучение, переобучение и повышение квалификации,
а также содействие в переезде высвобождаемых
работников и членов их семей в другую
местность в целях трудоустройства. Расширение
компетенции работников путем освоения
смежных профессий позволит существенно
увеличить их конкурентоспособность на
рынке труда, что особенно важно для трудоустройства
граждан, имеющих ограничения трудоспособности
вследствие приобретенных профессиональных
заболеваний, и трудовая деятельность
которых в прежних условиях нежелательна.
Необходимо предусмотреть меры по реализации
нормативных правовых актов по содействию
занятости работников, высвобождаемых
в связи со структурными изменениями в
отдельных секторах. Планируется поддержка
и поощрение со стороны государства инициатив
бизнеса по развитию кадрового потенциала,
включая организацию внутрифирменного
обучения и повышения квалификации персонала.
Одним из направлений дальнейшего развития
частно-государственного партнерства
в данной области является интеграция
в бизнес-стратегии компаний отраслевых
и межотраслевых программ подготовки
специалистов.
В целях стимулирования работодателей
к развитию кадрового потенциала работников
через использование рыночных механизмов
предполагается проведение добровольной
сертификации предприятий по результатам
их деятельности по развитию персонала
(проведение сертификации «Инвестиции
в человека»). Данная сертификация будет
фокусировать внимание владельцев и руководителей
бизнеса на наиболее ценном ресурсе любой
организации — человеческих ресурсах
и оценивать систему их управления, а также
способствовать развитию социально-ответственного
бизнеса. Добровольная сертификация может
проводиться неправительственными или
общественными организациями.
- Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы. Регулирование привлечения иностранной
рабочей силы в Российской Федерации будет
осуществляться с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа
приоритетного использования
национальных кадров. Изменения в
миграционном законодательстве, вступившие
в силу с 2007 года, существенно упрощают
порядок привлечения и использования
иностранной рабочей силы из стран СНГ.
Новый механизм квотирования привлечения
иностранных работников позволяет учесть
профессионально-квалификационную структуру
потребности работодателей в рабочей
силе. На основе прогноза потребности
работодателей в рабочей силе
сформирован перечень дефицитных
профессий, по которым привлечение иностранных работников не квотируется.
В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда
ежегодно устанавливается допустимая
доля иностранных работников, используемых в различных отраслях
экономики. Решению проблемы обеспечения трудонедостаточных регионов квалифицированными трудовыми ресурсами
будет способствовать реализация
мероприятий по привлечению на
постоянное место жительства иностранных
граждан из числа соотечественников.
Государственная программа
по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации
от 22 июня 2006 г. N637, предполагает оказание
финансовой помощи для обустройства на
новом месте жительства, содействие в
трудоустройстве, обеспечение доступа
к социальной инфраструктуре. Разработка
региональных программ по переселению
соотечественников осуществляется с учетом
ситуации на региональных рынках труда,
профессионально-квалификационной структуры
потребности в рабочей силе, а также возможностей
регионов по обустройству соотечественников
на основании типовых программ субъектов
Российской Федерации по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом.
- Стимулирование экономической
активности населения. Особая задача государства — содействие
интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан,
обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих
трудности при трудоустройстве.
К ним относятся:
- инвалиды и женщины, воспитывающие
детей-инвалидов;
- выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие профессии;
- потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
- граждане, неработающие длительное
время, в том числе женщины, стремящиеся
возобновить трудовую деятельность после
перерыва, связанного с рождением и воспитанием
детей, и др.
В отношении указанных категорий
безработных граждан органами государственной
службы занятости будут осуществляться
специальные программы, предусматривающие:
- оказание услуг по информированию
безработных граждан о ситуации на рынке
труда, психологической поддержке, профессиональной
ориентации;
- профессиональное обучение,
переобучение и повышение квалификации
по профессиям (специальностям), пользующимся
спросом на рынке труда;
- организация временных работ
и стажировок на предприятиях, оказание
материальной поддержки участникам временных
работ и стажировок;
- содействие в переезде безработных
граждан в другую местность в целях трудоустройства.
Хроническая (застойная) безработица,
проблема которой особенно остро стоит
в сельской местности, является одной
из важнейших причин потерь кадрового
потенциала. Большое влияние на активность
безработных граждан при поиске работы
оказывает уровень пособия по безработице.
Назрела необходимость пересмотра системы
социальной поддержки безработных граждан,
имея в виду прекращение выполнения пособием
по безработице функции государственной
социальной помощи и переход на новые
принципы, стимулирующие безработных
к активному поиску работы.
- Повышение качества рабочих
мест. Задача повышения качества
рабочих мест, в том числе увеличения
оплаты и улучшения условий труда,
может быть решена лишь при конструктивном
и долгосрочном взаимодействии социальных
партнеров. Важнейшими механизмами такого
взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые)
соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.
Во главу угла заключаемых отраслевых
(межотраслевых) соглашений должны быть
поставлены:
- перспектива роста заработной
платы;
- существенное улучшение условий
труда;
- предоставление «социального
пакета» работникам.
В основу стратегических планов
и программ развития бизнеса должны лечь
содержательные отраслевые (межотраслевые)
соглашения, устанавливающие минимальные
социально-трудовые гарантии на уровне,
позволяющем конкурировать за квалифицированную
рабочую силу на российском рынке труда,
а также перспективы поэтапного повышения
оплаты труда и социальных гарантий. Еще
одной перспективной задачей государства,
решение которой способствует росту заработной
платы, в том числе в бюджетном секторе,
является обеспечение перехода к отраслевым
системам оплаты труда. Отраслевые системы
оплаты труда предполагают объединение
профессий рабочих и должностей служащих
в профессионально-квалификационные группы
в зависимости от требований к уровню
образования и вида деятельности. Для
каждой профессионально-квалификационной
группы установлен гарантированный уровень
оплаты труда. В целях создания условий
для безопасного труда, снижения производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости,
сокращения нарушений прав работников
в области охраны труда, повышения эффективности
мер по предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний
планируется создание современной и эффективной
системы мониторинга состояния условий
и охраны труда на рабочих местах.
Кроме того, необходимо:
- повышение эффективности надзорно-контрольной деятельности в
области охраны труда;
- создание новых средств индивидуальной и коллективной защиты
работающих, приборов контроля вредных
и опасных производственных факторов;
- совершенствование системы
непрерывного образования в области
охраны труда (создание региональных центров по обучению и стажировке в сфере охраны труда, мобильных учебных классов, разработка
программ дистанционного обучения);
- совершенствование информационного обеспечения и пропаганды
охраны труда (формирование единой автоматизированной системы
мониторинга производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости, содействие в улучшении условий труда для малых предприятий).