Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:06, реферат

Краткое описание

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и других) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьёзности социальной напряжённости в России свидетельствуют следующие факты. Смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растёт число детей, рождённых вне брака. Увеличивается количество детей – сирот при живых родителях. Распадается каждый второй – третий брак. Ежегодно остаётся без одного из родителей около одного миллиона детей. Доля неполных семей достигает 15 % по стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Взаимосвязь социальной работы с другими социальными (общественными) системами………………………………………………………………….......5
1.1 Социальная работа и медицина………………………………………….5
1.2 Социальная работа и право………………………………………………8
1.3 Социальная работа и политика………………………………………….11
1.4 Социальная работа и экономика………………………………………...15
1.5 Социальная работа и культура…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………20
Список используемой литературы…………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа.docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Политика-это  
      - отношения между социальными группами, классами, государствами по поводу завоевания, сохранения и упрочнения власти 
     - система деятельности в различных областях общественной жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной жизни, военной сфере и др.;

      - практическая деятельность по реализации политического курса, по достижению политических целей;                 
    - участие во властных отношениях граждан, политических деятелей, общественных и частных организаций;  
     - искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать их интересы возможности, психологические, профессиональные, и иные качества.   
 
       Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия. 
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. 
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом.

Социальная политика —  это составная часть внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике, и регулирующая отношения  в обществе в интересах и посредством  интересов основных социальных групп  населения. 
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. 
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. 
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. 
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. 
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.  
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: 
- гуманизм, социальная справедливость; 
- системность, непрерывность, преемственность; 
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики; 
- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоёв общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами); 
- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); 
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики; 
адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения. 
 
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. 
Важнейшими из них являются: 

- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев   общества, отдельных его членов                            
       - оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством; 
     - интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка; 
      - прогностическая; 
       - социальная защита населения; 
     - управление социальными процессами и др. 
        С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. 
        В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока: 
социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан; 
собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).  
        Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которые происходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание. 
Какие же проблемы на федеральном и региональном уровне в социальной политике являются первоочередными в настоящее время? 
        В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семейно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья. 
       К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Социальная работа как работа с населением напрямую связана не только с заботой о защите и воспроизводстве человека, правильным, восстановительным и социально справедливым распределением товаров и услуг, но и с информированием населения о возможностях удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. Это касается как удовлетворения потребностей в продуктах питания и одежды, так и решения проблем организации досуга и воспитания подрастающего поколения – детей и подростков.

Все то, что связано с  организацией и функционированием  системы воспроизводства человеческого  сообщества – родовспоможение, обучение, торговля, система питания, так или  иначе входит в систему или  должно охватываться патронироваться  системой социальной работы, потому что  все это надо организовать, наладить, обеспечить приоритетно в интересах  человека.

Рассмотрим одну из частей системы удовлетворения человеческих потребностей – торговлю продуктами и товарами народного потребления. В настоящее время появилось  множество торговых центров, магазинов  самообслуживания, супермаркетов, бутиков, где напрямую работа связана с  населением.

Для того чтобы организовать работу в этих магазинах необходимо арендовать помещение, пользуясь теми факторами, чтобы оно находилось в удобном месте, чтобы до него можно было добраться любым транспортом и т. п. Необходимо позаботиться о внешнем и внутреннем виде (освещение, кондиционирование, простор), наладить правильность и своевременность поставки товара, взаимосвязь с поставщиками для выхода на внешний рынок для того, чтобы была решена проблема ассортимента. Следует организовать работу персонала по выкладке продукции, которая должна производится в соответствии с государственными стандартами. (Товар формируется по отделам и выкладывается таким образом, чтобы было удобно его найти и выбрать то, что действительно необходимо.)

Все это реализовано, например, в магазинах самообслуживания, девиз которых «Быстрота. Качество обслуживания. Успех».

Некоторые производители  не имеют такой возможности вывести  свой товар на экраны телевизоров, т. е. нет возможности прорекламировать свой товар, поэтому потребители  остаются непроинформированные и стараются  покупать только ту продукцию, которую  они видят на экранах своих  телевизоров, и эта очень качественная продукция остается незамеченной и  теряется в ассортименте. Для правильной ориентации необходимо проводить работу с покупателями магазина, т. е. необходимо информировать, заинтересовывать покупателей. Часто им делается выгодное предложение, что при покупке рекламируемого товара им дается подарок или маленький  презент. За счет таких акций можно  выстроить пирамиду – покупателя проинформировали о товаре, он взял товар, попользовался, ему понравилось, пошел и посоветовал другу  приобрести товар и т. д.

Также существует проблема выхода нового товара на рынок. Особенно это важно для продуктов питания, так как не все продукты питания  рекламируются, а у каждого покупателя свой вкус, ведь это не парфюмерная  продукция, которую можно открыть, посмотреть, понюхать. Исходя из этого, существует такое понятие как «дегустация», за счет которой потребитель может попробовать, почувствовать вкус и выбрать из всего ассортимента наиболее понравившийся продукт. Следовательно, для того чтобы не было залеживания на прилавках продуктов питания, бытовой химии, парфюмерии, необходимо дать покупателям информацию так, чтобы они могли ориентироваться в предложенном им ассортименте.

К примеру, магазины самообслуживания – это магазины эконом класса, т. е. магазины, направленные на определенный вид населения, а именно на людей со средним уровнем жизни. Так же очень удобно, что в таких магазинах существует система скидок. Это система накопительная: чем больше будет сумма покупок в течение месяца, тем больше процент скидки на дисконтной карте.

В магазинах самообслуживания решена проблема очередей, так как  ненужно стоять в каждом отделе и  ждать своей очереди в магазинах, стоит более усовершенствованное  оборудование, которое сокращает  до минимума затраты времени на приобретение покупки. Просторные, светлые помещения  позволяют чувствовать себя уверенно, достойно делать осознанный выбор товара, создают атмосферу социально-психологической  реабилитации. Таким образом, проводится определенная социальная работа с человеком: мы помещаем человека в достойные условия и вправе предъявить ему соответствующие высокие требования, начиная от индивидуальной гигиены и заканчивая правилами поведения. Люди, которые постоянно удовлетворяют свои запросы на товары в магазине, нуждаются во внимательном отношении к ним и за пределами магазина. Они нуждаются в постоянной, планомерно проводимой с ними работе.

Таким образом, можно сделать  вывод, что торговля, сама экономика  – система разумного хозяйствования в самой своей сути есть не что  иное, как часть, элемент, входящий в систему социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует  и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта  невозможно вне общения. Культура возникает  вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт  культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной  линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует и  людей, способных потреблять зашифрованную  в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С  одной стороны, она - окаменевшие  накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая  культура). Живая культура общества возникает из единства предметного  и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов  и возникают конкретно-исторические типы культур.

Именно культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Итак, мы привели и  рассмотрели несколько примеров  того, как социальная работа неразрывно взаимосвязана и взаимозависима с другими социальными системами. Как открытая система социальная работа впитывает в себя свойства других систем (экономической, политической, культурной, экологической и т.д.), определяется ими и воздействует на них.

Социология по области  своих исследований является одной  из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков  и закономерностей, проявляющихся  в различных социальных связях, социология должна действовать также в таких  сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная  область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с  воспитанием и преподаванием; экономика  изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве – политические события и закономерности, психология – психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология. Общее название «общественные и  социальные науки», которое употребляется  по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к  социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается  лишь одной из общественных наук.

Социология занимает, благодаря  своей универсальности, центральное  положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим  и определяющим фактором.

 

 

 

       Список  используемой литературы

     1. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д.Павленюк- 3-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФА – М, 2006.-560.-(Высшее образование)

     2. Социальная работа: Учеб. пособие/ В.И.Курбатов и др.-5-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-480 с. (Высшее образование)

Информация о работе Взаимосвязь социальной работы с другими социальными системама