Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:34, реферат
Краткое описание
В чем секрет пассионарности отдельных держав? Что приводит их к триумфу? Что позволяет им вдохновлять все человечество и тем навсегда входить в историю? Достижения? Да. Но это лишь следствие. Как представляется, слагаемые успеха таких государств – человеческий фактор, свобода выбора и верность в его определении.
Содержание
1.Введение 2.Понятие менталитета 3.Общественоое мнение 4.Связь менталитета и уровня государства (примеры) «немецкое и японское качество» феномены менталитета нации позитивные трансформации менталитета 5.Причины русского менталитета и пути его развития 6.Заключение 7.Список литературы
“Влияние менталитета
нации на общественное мнение”
Выполнил:
Лощилова А.С.
группа ХБ-07-8
Проверил:
Доц. Мареева Е.П
Москва
2010
План реферата
1.Введение
2.Понятие менталитета
3.Общественоое мнение
4.Связь менталитета и
уровня государства (примеры)
«немецкое
и японское качество»
феномены
менталитета нации
позитивные
трансформации менталитета
5.Причины русского менталитета
и пути его развития
6.Заключение
7.Список литературы
«У Эйнштейна как-то
спросили, что помогло ему открыть революционные
законы физики. «Это очень просто,– ответил
ученый,– «я просто прислушался к голосу
природы.» «Если бы это было просто,– возразили
ему, – то многие были бы способны открыть
теорию относительности.» «Да, это так,
– ответил Эйнштейн, – но у природы голос
очень тихий, а у меня очень хороший слух…»
Я жажду, чтобы у человечества появился
этот абсолютный слух, который мог бы услышать
вселенский шепот природы, сформировавшей
все национальные особенности человечества.
И если мы услышим этот голос, мы поймем,
как помочь странам с инертным сознанием
открыться для нового, для процветания
и равноправия.»
Андрей Кончаловский[1]
В чем секрет пассионарности
отдельных держав? Что приводит их к триумфу?
Что позволяет им вдохновлять все человечество
и тем навсегда входить в историю?
Достижения? Да. Но это лишь
следствие. Как представляется, слагаемые
успеха таких государств – человеческий
фактор, свобода выбора и верность в его
определении.
Наличие первого, несомненно,
в каждом государстве, второе – не у всех,
, слово за третьим. Слово за выбором ценностей,
формирующих «качество» и питающих дух
нации, в конечном счете придающих ей величие.
Истории человечества известны
примеры, когда менталитет (по Ожегову
и Шведовой – «мировосприятие и умонастроение»)
нации был и является поныне условием
успеха государства, его пятым элементом
(квинтэссенцией). Как показывает эволюция
государственного строительства, не численность
населения и даже не ресурсы страны определяют
ее место в мировом рейтинге.
В целом, менталитет
- это обобщённое социально-психологическое
состояние субъекта (человека, социальной
группы, нации народности, - общества в
целом), сложившееся в результате исторического
длительного воздействия естественно-географических,
социально-политических, этнических и
культурных условий проживания субъекта
менталитета, возникающее на основе органической
связи прошлого с настоящим. Складываясь,
формируясь, вырабатываясь исторически
и генетически, менталитет представляет
собой совокупность социально-политических
качеств и черт (менталитет россиян, немцев,
французов, украинцев, белорусов, чеченцев,
сербов и т. д.), определяющих многие стороны
жизнедеятельности данной общности людей,
проявляясь в их духовной и материальной
жизни, в специфике общественных отношений,
социальных и политических институтах.[1]
Менталитет заявляет о себе
в привычках, обычаях, передающихся из
поколения в поколения, и в нормах поведения,
в фольклоре, в устном народном творчестве.
Менталитет неразрывно
связан с уровнем развития страны, ее ролью
на мировой арене. И практически всегда
за ним стоит определённое общественное
мнение, формирующееся в течение десятилетий,
столетий, а иногда и тысячелетий…
Общественное
мнение, состояние массового сознания,
заключающее в себе отношение (скрытое
или явное) людей к событиям и фактам социальной
действительности, к деятельности различных
групп и отдельных личностей. Общественное
мнение занимает определённую позицию,
даёт совет или выносит решение по тем
или иным общественным проблемам. В зависимости
от содержания высказываний общественное
мнение выражается в оценочных, аналитических,
конструктивных суждениях. Общественное мнение
регулирует поведение индивидов, социальных
групп и институтов в обществе, вырабатывая
или ассимилируя (заимствуя из сферы науки,
идеологии, религии и т.д.) и насаждая определённые
нормы общественных отношений. Наконец,
в зависимости от знака высказываний общественное
мнение выступает в виде позитивных или
негативных суждений.[2]
Человек, являясь, по определению
Аристотеля, "общественным животным",
призван жить в обществе самим ходом развития
Материи. Будучи индивидом, он, тем не менее,
все равно представляет собой некий элемент
общества, которое, в свою очередь, является
своего рода системой, составленным из
некоего количества всякого рода людей,
вынужденных жить в данном социуме. Направление развитости
сознания каждого индивида зависит, как
мы говорили, от многих факторов, но прежде
всего от его генетической наследственности,
а также от тех конкретных знаний и навыков,
которые им получены в результате воспитания
и образования.
В силу своей природы человек
не имеет прямого контакта с общественным
мнением - он может лично ознакомиться
только с мнением другого человека. Общественное мнение
- одно из понятий информационного пространства.
О содержании общественного мнения люди
узнают из СМИ или из СМД, при чем рейтинг
считается его единственной объективной
характеристикой. Картина общественного
мнения, созданная на основе рейтингов,
внедряется в сознание электоральной
единицы, являющейся по большей части
представителем обывательских слоев населения,
которая всегда подсознательно отождествляет
себя с большинством, поскольку в массовом сознании
именно большинство является носителем
моральной истины. Возникает положительная
обратная связь, которая ведет к дальнейшему
росту рейтинга, и т.д. Принято считать,
что в советском обществе общественное
мнение являлось высшим моральным критерием.
Именно в этом была его ценность. Это некая
главная инстанция, при чем иерархически
она в некотором смысле даже серьёзней,
чем государственная власть. В идеале
демократия - это самоуправление общества
на основе общественного мнения. Но мы уже говорили
о том, что в реальном кошмарном мире общественное
мнение существует только в качестве медиа-продукта,
или сообщения о состоянии общественного
мнения. По сути, общественное мнение
и есть это сообщение.[3]
Лишь слегка коснувшись проблемы
общественного мнения сразу становится
понятно, что это тема очень обширна и
о ее достоверности и справедливости можно
говорить еще долго, но не смотря на все
это общественно мнение формирует статус
государства и его престиж на мировом
уровне.
Отследим несколько подробнее
причинно-следственную связь менталитета
общности (населения, не всегда мононационального
государства) и процветания страны.
I. Две крупнейшие державы
Страна богов и Поднебесная
– государства с наибольшим
населением. Индия (2-е место) и Китай
(1-е место) имеют, пожалуй, самые роскошные
самобытные цивилизации с яркой
культурой и утонченной глубинной
философией, составляющие национальное
мировосприятие каждой из стран.
При количественном превосходстве
в человеческом ресурсе абсолютный
успех, казалось бы, гарантирован
во всех направлениях жизнедеятельности
этих государств.
Однако, приобретая
жизненно важные товары, отдадим ли мы
предпочтение продукции этих стран, имея
в наличии немецкие и японские аналоги,
надо сказать, на порядки дороже? А между тем Япония по населению
занимает 10-е место, Германия – 14-е. Политика
сегодня, в большей мере, – производная
экономики. Как ни тривиально, между количеством
и качеством в вопросах стратегических
часто одерживает победу последнее. Количество
населения как аргумент в вопросах эффективности
государства оказывается не всегда безапелляционным,
окончательным. В современном конкурентном
мире человеческий фактор двух во многом
полярных стран учредил такие феномены,
как «японское и немецкое качество». Но
посредством чего?
Германии и Японии
удалось создать свою систему ценностей,
свой менталитет, органично проявляющиеся
во всем, что транслируется этими странами,
в конечном счете создав надбавку на цену
под названием «японское качество» и «немецкое
качество» как гарантию и престижность,
за которую даже рачительный, но разумный
покупатель платить готов.
Что служило источником национального
вдохновения этих держав?
Рассмотрим, в чем
состоит наполнение мировосприятия и
умонастроения успешных цивилизаций.
Классикой традиции японца,
как известно, является кодекс самурайской
чести Бусидо, питающий душу самурайства,
его ментальную суть. В качестве первоисточника,
передающего идеал жизненного образа
и японский нрав, известен знаменитый
самурайский трактат – «Книга пяти колец»
Миямото Мусаши. Но уже более 300 лет труд
знаменитого самурая применяется миллионами
людей в сфере государственного управления
и методах ведения бизнеса. Являясь учебным
пособием в Японии и ряде азиатских стран
по ведению бизнеса и настольной книгой
для маститых бизнесменов, она содержит
такие посылы: познакомься с каждым искусством;
Путь – в упражнении; познай Пути всех
профессий; прозревай невидимое; не делай
ничего бесполезного.
В своем предисловии к эпической
самурайской повести «Musashi» Едвин Рейсхауер
пишет: «Эпоха самураев до сих пор живет
в сознании японцев. Контрастно современным
людям, социальным «экономическим животным»,
многие представители японской нации
предпочитают видеть себя как индивидуальность,
личность с высокими принципами, дисциплинированными
и способными чувствовать прекрасное...
Этот акцент на развитии самоконтроля
и внутренней силы – важная особенность
современных японцев».
По мнению одного из крупных
японских чиновников, секрет японского
чуда заключается в том, что «каждый японец
с раннего утра и до позднего вечера умело
бьет своим маленьким молоточком по четко
отведенному месту общенациональной наковальни»
– в этом формула японской общности.
После тотального краха Японии
и Германии во Второй мировой войне национальной
мобилизации обеих стран послужили, как
представляется, сложившиеся к тому
времени национальные традиции, спасительно
напитавшие производственную культуру.
Немецкое качество как продукт
необходимости возрождения зиждилось
на высокой производственной культуре
и священном духе нации, который в свою
очередь формировался государственной
идеологией и базировался на причастности
к понятию «арий», «ариец» (санскр. аrуа
– «благородный, верный, дружественный»,
принадлежащий к одной из трех высших
каст или «небесные», «дети неба»).
Национальная производственная
установка «клиент – Король» и цель «клиент
должен быть доволен продукцией, а в идеале
он должен быть от нее в восторге», стоит
признать, формировались на протяжении
не одного столетия немецкого производства. Основу известной немецкой
политики хозяйственного порядка, предпринимательской
культуры, обеспечивающей нынешний успех
Германии, заложили традиции, формировавшиеся
с периода раннего Средневековья. Такие
принципы, как социальность (забота о сотрудниках),
долгосрочный характер бизнеса, а не печально
известная нам стратегия «снятия сливок»
порождали ответственность, корпоративность,
в конечном счете личную эффективность
и, как результат, общую высокую производительность.
Возведя ремесло в искусство,
немецкая традиция качества, как представляется,
производная менталитета, оттачивалась
при наличии таких национальных качеств,
как прилежность, надежность,, детальность,
стремление к совершенству, к новому, социальная
ответственность перед обществом, конструктивность
в критике и способность ее принятия, стремление
к порядку, самостоятельность, инициативность,
корпоративность, формирующие в конечном
счете деловую этику и ответственность
на уровне национального самосознания.
Можно заключить, что гражданский
менталитет сформирован на исконно национальных
добродетелях, которые столь эффективно
проецируются на производственную культуру,
продуцируя очевидные национальные блага,
в конечном счете возвращаясь высоким
доходом в каждую семью. Создан самобытный
гений нации, ее высший творческий ум,
подаривший миру еще один шедевр – «немецкое
и японское качество» как воплощение духа
наций, как высшую форму и средство достижения
государственного процветания, как симбиоз
ментального и гражданского сознания.
II. Рассмотрим очередной
феномен менталитета нации, предопределяющего
место государства в общемировом
рейтинге. Что объединяет столь
разные государства, как Новая Зеландия,
Швеция, Сингапур? Данные ИВК – Индекса
восприятия коррупции стран мира. В 2009
году они входят в одну десятку стран,
свободных от коррупции. Столь же разные
страны, как Ирак, Сомали и Туркменистан,
объединяет вхождение в другую десятку
– с наиболее высоким уровнем коррупции.
В первой тройке низовая коррупция
практически исключена. В общественном сознании
культивируется вызывающий уважение образ
чиновника как человека, выполняющего
важную задачу – обслуживание населения.
К примеру, такие государства,
как Ирландия (14-е место по ИВК) и Сингапур
(3-е), созданы в результате многовековой
борьбы. Государственному чиновнику, уличенному
в коррупции, легче признаться в убийстве,
чем в коррупции. Общественное мнение
этих стран сформировано так, что с точки
зрения морали он рассматривается как
враг государства.
Выходит, лишь умонастроение
и мировосприятие наций (общностей) является
залогом успеха страны? Ответ очевиден
– идеологическая и
правовая платформы вкупе способствуют
созданию здорового гражданского менталитета
и, как результат, успеха нации и ее высокого
признания в мировом сообществе.
III. Более того, триумфальные
шествия отдельных государственных сообществ,
вышедших из безвременья, доказывают,
что менталитет формируем порой и в более
краткие сроки, что ярко демонстрирует
пример сегодняшних «икон» государственного
развития – Сингапура, ОАЭ, Турции и др.
Такой яркий пример формирования менталитета,
как «советский», унифицировал гражданское
сознание 15 менталитетов, разительно отличающихся
друг от друга, по общим лекалам систем
образования, здравоохранения, права,
продовольствия и др.
«Американский менталитет»
– в прошлом английский, сегодня во многом
принципиально иной. Так, идеология базируется
на идеях «Единства из многих» (от лат.
«Е Pluribus Unum», «From Many, One»), «Мы вверяем себя
Богу» («In Got We Trust») и американской мечте
– человек, сделавший себя сам («Self Made
Man»); право-континентальная (неевропейская)
система; в политике в наследие остался
лишь английский рудимент – симпатии
к колониализму, образование более прикладное,
в особенности с жесткой ориентацией на
предприимчивость, бизнес и др. Страна,
без преувеличения, создавшая уникальное
национальное преимущество – американское
гражданство, гарантирующее многое и лучшее.
Все это вкупе порождает американский
патриотизм, чем пронизано тотально все
американское – от духа до материи.
Немононациональный
Сингапур – в недалеком прошлом страна
наркотрафика, в наследие оставившая подорванный
генофонд: низкий интеллект и слабое физическое
здоровье нескольких поколений. Политической
волей создана «диктатура интеллекта».
Криминогенный фон и коррупция сведены
к минимуму. Сформирована гражданская
мыслеформа: «коррупция, наркотики, воровство,
проституция – смерть». Исключение во всей властной
вертикали малейшей конвертации власти
в личную выгоду. Когда американцы обвинили
Ли Куан Ю в несменяемости (переизбирался
«диктатором» восемь (!) раз за тридцать
один год своего правления), он сослался
на очевидное процветание страны и на
логичное доверие к партии, предложив
не навязывать Сингапуру иностранных
политклише. Сильный государственный
менеджмент – эффективный тандем идеологии
и технологий, фактически создал прецедент,
стерев девиантную память сингапурской
общности, сформировал новое умонастроение
и мировосприятие, оздоровив менталитет,
породив веру в себя как в единую сильную
нацию.