Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:09, реферат
Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством .
Общественно-экономич. природа
К., его экономич. и политич. положение,
а также идеология изменялись
в зависимости от смены общественно-экономич.
формаций и этапов их развития. Обществ.
разделение труда – отделение
земледелия от скотоводства, ремесла
от с. х-ва – привело к развитию
обмена, создало основу для углубления
имуществ. неравенства и выделению
среди почти однородной массы
крестьян-общинников более богатых
семей. Обычно это были знатные семьи
старейшин, военных руководителей,
жрецов и т.п. С появлением прибавочного
труда и прибавочного продукта знатные
и богатые семьи, обладающие большим
количеством средств произ-ва, начали
присваивать прибавочный
Обострение классовых противоречий рабовладельч. общества привело к мощным восстаниям рабов, вместе с к-рыми действовали разоряющиеся крестьяне, напр. восстание Спартака [74 (или 73) – 71 до н.э. ], "Желтых повязок" в Др. Китае (184–205). В Др. Риме кризис рабовладельч. х-ва привел к тому, что рабовладельцы начали в 1 в. делить свои земли на мелкие участки и раздавать их рабам, отпущенным на волю, или разорившимся крестьянам, обязанным нести повинности в пользу землевладельца. Новые земледельцы – колоны – закреплялись за земельными участками. Они были предшественниками ср.-век. крепостных крестьян.
У многих народов, напр. у герм. и слав. племен, рабство не вышло за пределы патриархального, домашнего рабства и они не пережили рабовладельч. формации. На основе разложения первобытнообщинного строя складывался феод. строй.
В феодальном обществе Крестьянство стало основным классом, эксплуатировавшимся классом феодалов. Господство феодалов определяется крупной феод. земельной собственностью и личной зависимостью крестьян от феодалов, к-рая могла выражаться в разных формах: от обязанности платить умеренный оброк до полной зависимости крепостного. Крестьянин имел свое х-во, пользовался участком земли, к-рая считалась принадлежащей феодалу или феод. гос-ву. В отличие от раба, он не считался полной собственностью феодала, но последний путем внеэкономич. принуждения заставлял его отдавать прибавочный продукт в виде феод., докапиталистич. ренты на землю. На первом этапе феод.-крепостнич. формации феод. рента взималась в форме отработочной ренты и ренты продуктами. С развитием товарно-денежных отношений она обычно принимает форму денежной ренты. При возрастании спроса на с.-х. продукты, возможности их выгодного сбыта феодалы-помещики увеличивают собств. запашку, урезая наделы крестьян и заставляя их работать в х-ве феодала. В нек-рых странах, в частности в странах Вост. Европы, это выражалось в такой барщине, к-рая отнимала у крестьян почти все рабочее время. Несмотря на стремление феодалов изъять у крестьян весь прибавочный продукт, все же нек-рая самостоятельность крестьянина в ведении своего х-ва создавала иногда возможность накопления и на этой основе – усиления имуществ. неравенства, к-рое в дальнейшем, гл. обр. в период кризиса и разложения феод. х-ва, вело к классовому расслоению К.
Крестьянство постоянно вело борьбу против феодалов, особенно в периоды усиления эксплуатации. В этой борьбе проявляется осн. внутр. противоречие феод. общества: К. и крест. х-во представляют гл. производит. силу, но крестьяне являются гл. объектом эксплуатации феодалов, к-рая на определ. ступени задерживает и делает невозможным развитие производит. сил крест. х-ва.
В идеологии К. это противоречие отражалось в идеях равенства, равных прав на землю и освобождения от повинностей. Поскольку интересы господствующего класса феодалов защищались религией, то антифеод. крест. идеология выступала в виде различных ересей, в идеях реформации (учение анабаптистов, Т. Мюнцера и др.). В истории известны восстания, в к-рых участвовали широкие массы крестьян (в сев. Италии под руководством фра Дольчино в 1304–07, Жакерия во Франции в 1358, в Англии под руководством Уота Тайлера в 1381; Крестьянская война в Германии в 1524–25; в Китае в 1620–40-е гг., в России под руководством И. Болотникова в 1606–07, С. Разина в 1670–71, Е. Пугачева в 1773–75). Но крестьяне не могли разработать последоват., законченной программы борьбы, а организацию своих сил строили по примеру господствующего класса: руководитель армии восставших кит. крестьян – Ли Цзы-чэн, овладев в 1644 столицей – Пекином, принял титул императора, Пугачев называл себя императором Петром III. Крест. восстания терпели поражения, а при победе, как это было в Китае в 1644, не могли ее закрепить. История крест. движения против феодализма и крепостничества показывает, что оно может быть успешным лишь когда созревают объективные условия для перехода от феодализма к капитализму. Несмотря на конечные поражения, крест. восстания наносили сильные удары феодализму и усиливали его кризис. В бурж. революциях в период перехода от феодализма к капитализму К. составляло главную силу.
В капиталистич. обществе К.
обычно сохраняется, но оно перестает
быть единым классом; происходит его
классовая дифференциация, глубина
и темпы к-рой непосредственно
связаны с развитием
Процесс классовой дифференциации,
разорения и вытеснения К. из с. х-ва
резко усиливается в эпоху
империализма и особенно в период
общего кризиса капитализма. Мелкий
крестьянин не может даже при самом
напряженном труде всех членов семьи
возместить отсутствие новейшей техники,
применение же ее в мелком х-ве недоступно
из-за высокой цены технических усовершенствований
и экономически не оправдывает расходов
на них. Установление господства монополистич.
капитализма во всех отраслях нар. х-ва
и в торговле приводит к тому,
что крестьяне вынуждены
В других формах проявлялось господство капитализма в менее развитых капиталистич. странах, напр. вост. части Европы, в частности в России, и в колониальных или полуколониальных странах. Вплоть до эпохи империализма там преобладали в экономике феод.-крепостнич. отношения или сохранялись их сильные пережитки. К. испытывало гнет феод.-крепостнич. отношений, еще более тяжелый, из-за проникновения и переплетения с ними капиталистич. отношений. Крестьяне страдали и от капитализма и от недостаточного развития капитализма. Проникновение финанс. капитала в отсталые страны разлагает натуральное или полунатуральное крестьянское х-во, вносит в К. классовую дифференциацию. Финанс. капитал сочетает капиталистич. и феод.-крепостнич. методы эксплуатации. Не заинтересованный в пром. развитии слабых стран, финанс. капитал входит в союз с господствующим классом феодалов и буржуазией (в колониальных и полуколониальных странах с компрадорской буржуазией), поддерживая экономич. базу своих союзников: феод. или полуфеод. землевладение, зависимое положение К. от феодалов и др. Все это задерживает развитие производит. сил отсталых стран и сохраняет надолго в них, особенно в с. х-ве, докапиталистич. производств. отношения, в т.ч. строй мелкого крест. х-ва.
В развитых капиталистич. странах,
где крестьяне после бурж. революций,
руководимых буржуазией, получили земли
помещиков или земли, захваченные
у местного населения, напр. в США,
они поддерживали новый, капиталистич.
строй. Франц. крестьяне помогали буржуазии
подавить революц. выступления рабочего
класса в 1848 и 1871. Разные классовые группы
К. занимают различные политич. позиции.
Крупные крестьяне –
Отражением передовых бурж.-демократич. революц. взглядов К. были идеи крест. социализма, разработанные в трудах Герцена, Чернышевского, проводившиеся революц. народничеством в России. Выдвигая крест. общину как основу для перехода К. к социализму, эти идеи представляли собой одно из течений мелкобурж. утопич. социализма. В условиях подъема революц. движения рабочего класса, одухотворенного учением научного социализма, идеи крест. социализма приобретают реакц.-утопич. характер.
Марксизм-ленинизм научно определил положение К. при капитализме и доказал необходимость его союза с рабочим классом в борьбе за свержение капитализма и переход к социализму. Интересы трудящегося К. находятся в антагонистич. противоречии с интересами монополистич. капитала. Коренные же интересы рабочего класса и К. совпадают. В период общего кризиса капитализма крестьяне убеждаются в том, что у них нет иной надежды на будущее, помимо союза с рабочим классом для борьбы против главного врага – капиталистич. монополий. Пролетариат выдвигает программу борьбы против всевластия монополий. "Он поддерживает требования крестьянства о проведении радикальных аграрных реформ и добивается осуществления лозунга „Землю тем, кто ее обрабатывает!“" (Программа КПСС, 1961, с. 38). В слаборазвитых и колониальных странах борьба против феод. пережитков неотделима от борьбы против империализма. Рабочий класс этих стран стремится создать единый нац. фронт революц. сил, основой к-рого является его союз с К.
В результате победы социалистич.
революции или бурж.-
После социалистич. революции
трудящееся К. становится, наряду с
рабочим классом, осн. классом общества,
в к-ром гос. власть находится
в руках рабочего класса и крестьянства.
Трудящееся К. заинтересовано в союзе
с рабочим классом. Этот союз служит
гарантией от реставрации помещиков,
способствует подъему материальной
обеспеченности и культуры К., обеспечивает
защиту общества, приступившего к
строительству социализма, от враждебной
политики империалистов. Экономич. базой
союза рабочего класса и К. в переходный
период является взаимозависимость
и обмен товаров гос. социалистич.
пром-сти и мелкого крест. х-ва.
Вместе с тем пока К. остается классом
мелких товаропроизводителей, между
ним и рабочим классом
Производств. отношения мелкого
товарного х-ва ограничивают развитие
крест. х-ва, затрудняя использование
машинной техники и достижений агрономич.
науки. В то же время индустриализация
обеспечивает материально-технич. условия
для перехода от мелкого к крупному
х-ву в земледелии и животноводстве.
Это создает объективные
Впервые социалистич. кооперирование
К. было осуществлено в СССР. "Переход
советской деревни к крупному
социалистическому хозяйству