Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме.
2. Рассмотрение понятий «жизненный смысл и ценности», определение их важности и места в понятии «личность» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Выявление особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования жизненных смыслов и ценностей.
4. Определение особенностей формирования жизненных смыслов и ценностей в старшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6
1.1 Понятие ценностей и ценностного отношения………………………….6
1.2 Понятие здорового образа жизни……………………………………….16
1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27
2.1 Организация и методики исследования………….……………………..27
2.2 Результаты исследования………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…

Вложенные файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ЗОЖ.docx

— 92.34 Кб (Скачать файл)

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).

Здоровый образ жизни выражает и определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

«Здоровый дух в здоровом теле», подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами — если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как «в здоровом теле — здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.

Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов [37, c.24]:

1) здоровый  образ жизни — его носителем  является человек как существо  деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

2) человек  выступает как единое целое, в  единстве биологических и социальных  характеристик;

3) здоровый  образ жизни способствует полноценному  выполнению социальных функций;

4) здоровый  образ жизни включает в себя  возможность предупреждения заболевании.

Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни — целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных. агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

 

 

1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

 

Исследование проблемы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни учащихся в воспитательном процессе определяет задачи, направленные на рассмотрение, уточнение содержания системы понятий, раскрывающих проблему исследования. Педагогика, как и любая научная область, развивается вместе с обществом, реагируя на его запросы, предлагает новые способы решения научно-практических проблем обучения и воспитания. Отражением этого процесса является появление новых теорий и обновление понятийного аппарата, за счет систематизации, уточнения и обогащения понятий и терминов с использованием межнаучных подходов [10, с.84].

Если мы хотим показать, что влияние идет не столько от организаторов воспитательного процесса, сколько от организуемых ими условий, то воспитание будет пониматься как содействие развитию личности, целенаправленное создание условий для планируемого формирования качеств личности. Говоря о воспитании, акцентируется внимание не только на работе воспитателей, но и адекватной деятельности их воспитанников, а также осознании тех изменений, которые происходят с ними.

Современные педагогические исследования (И.В. Дубровина, И.А. Колесникова, А.И. Кочетов, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, А.И. Резник, М.И. Рожков, Т.В. Фролова и др.) определяют личностно-ориентированное воспитание во взаимосвязи двух развивающих процессов в образовательной среде: социализации (процесса последовательного и постепенного усвоения индивидуумом социально выработанных норм, ценностей, способов действий — собственно традиционное воспитание), индивидуализации человека (деятельности, направленной на обретение индивидуальных ценностных смыслов, формирования нравственного опыта).

Взаимосвязь этих процессов проявляется в том, что наряду с задачами освоения накопленных в обществе культурных ценностей, формирования ценностного отношения к уже существующей природной и социальной среде, представлены педагогические задачи развития ценностных смыслов человека, его способности к преобразованию существующей действительности. Выработка системы ценностных отношений школьника проводится в этом случае в процессе субъект субъектных отношений, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребёнка, «в котором доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом» [11, с. 57].

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Главное препятствие распространению ЗОЖ – это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Выделим 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

Третья группа условий определяется особенностями местного окружения – социального, этнического, демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.

Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является ЗОЖ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ.

В связи с этим как одна из составляющих образования выделяется валеологическое образование – система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и ЗОЖ человека. Ближайшей целью личностно ориентированного валеологического образования является выработка индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации ЗОЖ. Реализация этой ближайшей цели составляет основу общего валеологического образования. Последнее предназначено для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального ЗОЖ [2, с. 232].

Таким образом, формирование культуры ЗОЖ – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными.

Формирование культуры ЗОЖ – проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления – наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут являться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями, выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. В этих весьма общих категориях образа жизни школьника, как отмечает автор, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

Как уже отмечалось, внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.

Итак, исходя из проанализированной нами литературы по проблеме формирования культуры ЗОЖ у школьников, мы сделали следующие выводы.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1. Рациональное  питание.

2. Оптимальная  для организма двигательная активность.

3. Соблюдение  режима дня (с учетом индивидуальных  биоритмов).

4. Предупреждение  вредных привычек и формирование  полезных привычек.

5. Повышение  психоэмоциональной устойчивости.

6. «Содержательная  жизнь» (смысл жизни).

Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

Информация о работе Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности