Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме.
2. Рассмотрение понятий «жизненный смысл и ценности», определение их важности и места в понятии «личность» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Выявление особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования жизненных смыслов и ценностей.
4. Определение особенностей формирования жизненных смыслов и ценностей в старшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6
1.1 Понятие ценностей и ценностного отношения………………………….6
1.2 Понятие здорового образа жизни……………………………………….16
1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27
2.1 Организация и методики исследования………….……………………..27
2.2 Результаты исследования………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…
В последнее время происходит массовое распространение «школьных» форм патологии (близорукость, нарушения осанки, вегетативные дисфункции, дидактогении). Активизируя здоровье-охранительное и здоровье-развивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
Формирование культуры ЗОЖ – это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. Но в начале такой работы всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.
Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления.
Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создаются вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.
Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.
Система валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ детей и требует научно-методического подхода в учебно-педагогическом процессе.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1 Организация и методики
Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Бесспорно, что ценностные ориентации молодежи определяют стиль жизни будущего человека. Здоровый стиль жизни выступает как гарант образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и развитию здоровья отдельного человека и общества в целом.
Поэтому мы решили изучить, как относятся к своему здоровью учащиеся 11 «А» и 11 «Б» классов, какое место в колонке ценностей они определят здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования состоит в следующем: среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое важное место, а «ведение здорового образа жизни» не является жизненным смыслом большинства старшеклассников.
База исследования: учащиеся 11 классов СШ № 8 г. Борисова.
Задачи
экспериментально-
1. Изучить
ценностные ориентации
2. Выявить
ценностные ориентации
3. Сделать
вывод и разработать
Методики исследования:
1. Тестирование по методике Рокича: «Мой ценностный портрет».
2. Анкетирование по тесту «Факторы сохранения здоровья», «Факторы разрушения здоровья».
3. Статистический метод процентного соотношения.
4. Методика анализа и обобщения.
Методика "Ценностные ориентации" Рокича.
Описание: Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей (Приложение 1):
Порядок проведения: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
В результате проведения данной методики и обработки бланков с ответами учащихся сначала 11 «А» класса, а затем и 11 «Б» класса, были составлены соответствующие сводные таблицы результатов (Приложение 2 и 3), где основной акцент делался на первые четыре выбора старших школьников.
После составления и анализа сводных таблиц результатов по каждому классу методом сравнительного анализа была составлена общая картина «Ценностный портрет старшеклассника», которая и будет приведена ниже.
Тест «Факторы сохранения здоровья и факторы разрушения здоровья».
Данная методика проводилась аналогично.
Учащимся обоих исследуемых классов было предложено проранжировать по важности сначала одну группу факторов, затем другую. Содержание данной методики приведено в Приложении 4.
В результате проведения данной методики и анализа заполненных учащимися бланков были составлены сводные таблицы, принцип построения которых аналогичен предыдущим (Приложение 5 и 6).
Сводная таблица результатов факторального анализа в процентном соотношении представлена в Приложении 7.
В результате проведения данной методики в каждом классе был проведен сравнительный анализ результатов, выводы по которому приведены ниже.
2.2 Результаты исследования
Интерпретация полученных данных и составление портрета старшего школьника «Мои ценностные ориентации» дало следующие результаты:
Тестирование по методике Рокича: «Мой ценностный портрет» показали, что первостепенное значение для учащихся юношеского возраста имеют:
мирная обстановка в стране (11А - 19%),
любовь и свобода (11Б – 19%);
Вторыми по значимости являются:
здоровье (11А - 19%),
любовь (11Б – 19%);
третьими
друзья и личность (11А – 13%),
здоровье и друзья (11Б – 19%),
На последнее 4 место учащиеся ставят такие ценности как (соответственно по классам): мирная обстановка в стране (6,3%; 19%), трудолюбие (6,3%; 6,3%),честность (6,3%; 6,3%).
Процентный показатель говорит о том, что 6,3% выпускников не волнует, что в мире есть «горячие точки», где идут боевые действия, где гибнут солдаты, мирное население, где расходуются бюджетные деньги, которые могли бы быть израсходованы на мирные цели.
Процентный показатель позволяет сделать вывод, что 6,3% наших выпускников считают возможным зарабатывать деньги нечестным путем, что ложь и обман совсем не важные критерии для общества с высокими нравственными принципами. 6,3% выпускников считают, что можно быть здоровым, не ведя, здоровый образ жизни.
Чтобы определить более точно, как у старшеклассников сформированы представления о здоровье и здоровом образе жизни провели анкетирование по тесту «Факторы сохранения здоровья и факторы разрушения здоровья».
Анализ теста «Факторы сохранения здоровья» показал, что первостепенным фактором учащиеся 11 А класса считают правильное сбалансированное питание (100%), 11 Б – физическую активность (57%), причем 70% старшеклассников из 11 А в число первых трех факторов также отметили физическую активность.
44% учащихся 11 Б класса в тройку наиболее важных для сохранения здоровья факторов выделили такие как ЗОЖ и ежедневные прогулки.
Особое внимание надо обратить на то, что с целью сохранения здоровья такой фактор, как строгое соблюдение режима дня ребята вовсе не рассматривают. А пользу профилактических прививок признают лишь 6% учащихся из 11 Б класса.
Анализ теста «Факторы риска» показал, что первостепенным фактором ученики 11А класса считают нарушение правил личной гигиены (70%), 11Б - пренебрежение правилами техники безопасности (44%).
50% учеников
11А в число первых трех
50% учеников
11А пренебрегают правилами
Такие факторы риска как повышенная двигательная активность, несоблюдение правил игры, выполнения упражнения, неисправная техника и инструменты, несоблюдение инструкций использования химических препаратов в быту, невнимательность при объяснении работы с приборами на уроках химии, физики, биологии, несоблюдения правил хранения и приготовления продуктов учитываются как незначительные (13%), а остальные даже не упоминают их.
В результате проведения исследований, мы приходим к следующим выводам:
1. Здоровье
– как самая большая ценность
не оцениваема
2. Не
связывают идеально по
3. Ценности
ассоциируются с понятием
4. Высоко ценят учащиеся в юношеском возрасте свободу, свое мнение и уверенность в себе,
5. Богатство занимает 6-9 позицию, выпускники трудно представляют себя свободными без экономического достатка,
6. Здоровый образ жизни занимает 3-13 позиции, что еще раз подчеркивает, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает в представлениях юношей и девушек идеальную позицию.
Таким образом, для решения проблем необходимо предпринять следующие меры:
1. Провести
классные часы с анализом
2. Подготовить
беседу, наглядные классные газеты
о факторах риска с примерами
из жизни гимназии по темам
«Двигательная активность на
переменах и ее отрицательная
роль в травматизме
3. На
уроках ОБЖ в разделе «
4. Преподавателям ОБЖ акцентировать внимание на факторах риска.
5. Провести
классные часы по тематике: «Существуют
тысячи болезней, но здоровье
бывает только одно» “Самый
счастливый тот, кто заботится
о своем здоровье, ведет здоровый
образ жизни”, во время декады
«Я за здоровый образ жизни»
подготовить для пропаганды и
бесед листовки о факторах
сохранения здоровья и
Данные рекомендации были предоставлены классным руководителям 11 А и 11 Б классов, а также с результатами исследования был ознакомлен школьный психолог, т.к. данные нашего исследования имеют огромные практический потенциал для дальнейшего использования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, необходимо сделать следующие выводы:
В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности – характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей.
Важной социально-психологической особенностью ранней юности является перестройка сферы общения. Предмет общения, т.е. отношения и ценности, по поводу которых происходит обмен информацией, определяется проблемами своей личности, нахождением своего места в окружающем мире и взаимодействием с ним. Возникает необходимость рассмотрения и оценки возможных альтернатив, главным образом в сфере своих ценностно-смысловых ориентаций, жизненных позиций. В юношеском возрасте возникает ярко выраженная тенденция к самоутверждению своей личности. В этом, как утверждает В.А. Крутецкий, проявляется специфическая трансформация чувства взрослости у старших школьников, по сравнению с подростками. У юношей возникает потребность не просто чисто внешне походить на взрослого, а быть признанным, выделенным из общей массы сверстников и взрослых. Все нормы и ценности черпаются юношами из культуры взрослого общества. Усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего Я и формированию личностных смыслов.
Информация о работе Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности