Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель нашего исследования состояла в выявлении ценностных ориентаций выпускников школы и их влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности.
Задачи исследования:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы по теме.
2. Рассмотрение понятий «жизненный смысл и ценности», определение их важности и места в понятии «личность» в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Выявление особенностей юношеского возраста, как периода начала формирования жизненных смыслов и ценностей.
4. Определение особенностей формирования жизненных смыслов и ценностей в старшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ…………………………………………………...6
1.1 Понятие ценностей и ценностного отношения………………………….6
1.2 Понятие здорового образа жизни……………………………………….16
1.3 Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни……………………………………………………………………………...20
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ….………..27
2.1 Организация и методики исследования………….……………………..27
2.2 Результаты исследования………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….…
По мнению В. Франкла, вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, при этом они никак не являются болезненным симптомом. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни – важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Однако данного уровня развития достигает лишь небольшой процент юношей. Подтверждением тому может служить исследование системы ценностно-смысловых ориентаций личности у старших школьников (именно системы, а не отдельных ценностей), проведенное под руководством И.В. Дубровиной. Данное исследование показало, что ценностные ориентации, как устойчивое свойство личности, полностью сформированы у одной трети юношей и девушек, у 24 % школьников ценностные ориентации только начинают формироваться и еще не превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников (39 %) еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Эти результаты показывают неравномерность формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций на различных этапах первичной социализации.
В этой связи становится актуальным высказывание Г. Дюпона об условиях личностного формирования. Он считает, что то, что в условиях стихийного развития остается уделом избранных, в специально организованных условиях может стать среднестатистической нормой. Вершинной целью психологического образования, предметом которого и является отношение общего – особенного – уникального на всех уровнях психологической реальности, по его мнению, должна стать эмоционально-личностная автономность как умение согласовывать мораль окружающей среды и нравственные нормы индивида. По мнению И.Ю. Малисовой, обеспечение старшеклассников адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностно-смысловых ориентаций личности.
Из результатов проведенного нами экспериментального исследования необходимо сделать следующие выводы:
здоровье – как самая большая ценность не оцениваема старшеклассниками первостепенно,
не связывают идеально по показателям Рокича учащиеся 11 классов здоровье и здоровый образ жизни,
ценности ассоциируются с понятием счастья очень в широком диапазоне в параллельных классах,
высоко ценят учащиеся в юношеском возрасте свободу, свое мнение и уверенность в себе,
богатство занимает 6-9 позицию, выпускники трудно представляют себя свободными без экономического достатка,
здоровый образ жизни занимает 3-13 позиции, что еще раз подчеркивает, что здоровье и здоровый образ жизни не занимает в представлениях юношей и девушек идеальную позицию.
Таким образом, при проведении исследовательской части данной курсовой работы, поставленная нами гипотеза была полностью подтверждена, т.е. среди жизненных ценностей понятие «здоровье» занимает не самое важное место у школьников, а «ведение здорового образа жизни» не является жизненным смыслом большинства старшеклассников в современном белорусском обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Два класса ценностей по М. Рокичу
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Приложение 2
Сводная таблица результатов методики Рокича по первым четырем выборам в 11 «А»
№ |
ФИО |
Терминальные ценности | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
Богович К. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
2 |
Богович Ю. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
3 |
Буйко О. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
4 |
Бут-Гусаим А |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
5 |
Вабищевич К |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
6 |
Гобачева О. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
7 |
Грицевич А. |
* |
* |
* |
* | ||||||||||||||
8 |
Завацкая М. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
9 |
Занкавец Ю. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
10 |
Колесникович |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
11 |
Колесник С. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
12 |
Кохнович Ю |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
13 |
Козич В. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
14 |
Лобко Ю. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
15 |
Павлович Д. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
16 |
Пискун М. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
17 |
Пушан О. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
18 |
Сахарук В. |
* |
* |
* |
* |
* |
|||||||||||||
19 |
Селюжицкий |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
Кол-во выборов |
4 |
6 |
4 |
5 |
6 |
1 |
6 |
5 |
1 |
6 |
3 |
6 |
3 |
4 |
7 |
4 |
5 |
1 |
Приложение 3
Сводная таблица результатов методики Рокича по первым четырем выборам в 11 «Б»
Терминальные ценности | |||||||||||||||||||
№ |
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
Брунич А. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
2 |
Бретон Л. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
3 |
Вересаев О. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
4 |
Гринева А. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
5 |
Гущеева Н. |
* |
* |
* |
* | ||||||||||||||
6 |
Дребедянко Т |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
7 |
Жуйкович А. |
* |
* |
* |
* | ||||||||||||||
8 |
Зрубко П. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
9 |
Емельянова Л |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
10 |
Криволап Р. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
11 |
Кущенко С. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
12 |
Любимова Т. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
13 |
Матвеев Д |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
14 |
Носкович В. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
15 |
Претынко Ж. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
16 |
Равеен С. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
17 |
Савельева Д. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
18 |
Струпенько Т |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
19 |
Трушко Б. |
* |
* |
* |
* |
||||||||||||||
Кол-во выборов |
4 |
5 |
3 |
2 |
6 |
3 |
6 |
4 |
1 |
7 |
4 |
4 |
6 |
3 |
7 |
4 |
5 |
2 |
Информация о работе Влияние на соблюдение здорового образа жизни формирующейся личности