Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:18, реферат
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье.
Введение………………………….…………………………………………….…...…3
Глава 1. Понятие о личности.
Что такое личность……………………………………………………….5
Этапы формирования личности…………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности……………………….38
2.2. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи….39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности………………….51
Заключение…..………………………………………………………….…………...56
Список использованной литературы…………...………………………………..58
Глава 2. Роль семьи в становлении личности
2.1. Факторы, влияющие на развитие личности.
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.
Биологические факторы. Наследственность
Наследственность - это то, что передается
от родителей детям, что заложено
в генах. Наследственная программа
включает постоянную и
Родившись,
человек еще не является
Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.
Социальные факторы. Среда.
На развитие ребенка влияет
не только наследственность, но
и среда. Понятие «среда» может
рассматриваться в широком и
узком смысле. Среда в широком
смысле - это климатические, природные
условия, в которых растет ребенок.
Это и общественное устройство
государства, и условия, которые
оно создает для развития
Но
существует и узкий подход
к пониманию среды и ее
Среда
как фактор развития личности
имеет существенное значение: она
предоставляет ребенку
2.2.Роль
семьи в развитии личности. Цели
воспитания. Задачи семьи.
Будущие родители, конечно же, задумываются
о том, как лучше сформулировать для самих
себя цели работы по воспитанию своего
ребенка...
Ответ так же прост, как и сложен: цель
и мотив воспитания ребенка - это счастливая,
полноценная, творческая, полезная людям
жизнь этого ребенка. На созидание такой
жизни и должно быть направленно семейное
воспитание.
У хороших родителей вырастают хорошие
дети. Как часто слышим мы это утверждение
часто затрудняемся объяснить, что же
это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что хорошими
можно стать, изучив специальную литературу
или овладев особыми методами воспитания.
Несомненно, педагогические и психологические
знания необходимы, но только одних знаний
мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное,
любящее отношение к детям как основы
установления гармоничных отношений не
только с ними, но и с другими окружающими
нас людьми; необходима готовность самопожертвования,
выручки, помощи как основа великодушия
и щедрости; необходимы мужество и стойкость
для преодоления сложных ситуаций с чистым
умом и добрым сердцем.
Родители составляют первую общественную
среду ребенка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Не случайно, что к родителям,
особенно к матери, мы мысленно обращаемся
в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства,
окрашивающие отношения ребенка и родителей,
- это особые чувства, отличные от других
эмоциональных связей. Специфика чувств,
возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем, что
забота родителей необходима для поддержания
самой жизни ребенка. А нужда в родительской
любви - поистине жизненно необходимая
потребность маленького человеческого
существа. Любовь каждого ребенка к своим
родителям беспредельна, безусловна, безгранична.
Причем если в первые годы жизни любовь
к родителям обеспечивает собственную
жизнь и безопасность, то по мере взросления
родительская любовь все больше выполняет
функцию поддержания и безопасности внутреннего,
эмоционального и психологического мира
человека. Родительская любовь - источник
и гарантия благополучия человека, поддержания
телесного и душевного здоровья. Отсутствие
родительской любви к своему чаду, бессердечие
и эгоизм, в свою очередь, может стать источником
вражды, ненависти, презрения и тяжелой
судьбы как родителей, так и, возможно,
их ребенка. Именно поэтому искренняя,
безусловная любовь родителей к ребенку,
любовь, вырастающая во всеобъемлющую,
искреннюю любовь и приятие и к другим
детям, к детям других родителей, и к миру,
к людям в целом, является залогом благополучия
и детей, и их родителей.[55.1]
И тем не
менее подчеркивание необходимости создания
у ребенка уверенности в родительской
любви диктуется рядом обстоятельств.
Не так редки случаи, когда дети, повзрослев,
расстаются с родителями. Расстаются в
психологическом, душевном смысле, когда
утрачиваются эмоциональные связи с самыми
близкими людьми. Психологами доказано,
что за трагедией подросткового алкоголизма
и подростковой наркомании часто стоят
не любящие своих детей родители. Главное
требование к семейному воспитанию - это
требование любви. Но здесь очень важно
понимать, что необходимо не только любить
ребенка и руководствоваться любовью
в своих повседневных заботах по уходу
за ним, в своих усилиях по его воспитанию,
необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал,
понимал, был уверен, что его любят, был
наполнен этим ощущением любви, какие
бы сложности, столкновения и конфликты
ни возникали в его отношениях с родителями
или в отношении супругов друг с другом.
Только при уверенности ребенка в родительской
любви и возможно правильное формирование
психического мира человека, только на
основе любви можно воспитать нравственное
поведение, только любовь способна научить
любви.
Глубокий постоянный психологический
контакт с ребенком - это универсальное
требование к воспитанию, которое в одинаковой
степени может быть рекомендовано всем
родителям, контакт необходим в воспитании
каждого ребенка в любом возрасте. Именно
ощущение и переживание контакта с родителями
дают детям возможность почувствовать
и осознать родительскую любовь, привязанность
и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Классификация типов семейных отношений.
Диктат проявляется в
Опека в семье представляет собой систему отношений, когда родители, обеспечивая ребенка во всех потребностях, ограждают его от любых забот, трудностей и усилий, принимая все на себя. Такие дети оказываются неподготовленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность и инициатива. Такое ребенок отстранен от решения проблем семьи.
Система межличностных отношений, которая строится в семье на признании независимого существования детей от взрослых, порождается тактикой «невмешательства». В основе такого типа взаимоотношений является пассивность родителей, как воспитателей, или же их эмоциональная холодность и безразличие, нежелание быть родителями.
Сотрудничество, в качестве типа взаимоотношений в семье, предусматривает опосредованность межличностных отношений общими задачами и целями совместной деятельности, высокими нравственными ценностями. Именно в подобной ситуации можно преодолеть эгоистический индивидуализм ребенка. Только такая семья может стать группой высокого уровня развития, то есть — коллективом.
Классификация стилей воспитания.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:
-демократический
-авторитарный
-попустительский
При демократическом
стиле прежде всего учитываются интересы
ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления»
При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе.[18.6]
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители
требуют от подростка
Ситуация осложняется,
если высокая требовательность
и контроль сочетаются с
Сочетание безразличного
родительского отношения с
Гиперопека – излишняя забота о ребенке,
чрезмерный контроль за всей его жизнью,
основанный на тесном эмоциональном контакте,
- приводит к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками.[31.5]
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности.
Неполная семья является
Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным”.[17.2]
Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.