Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:20, контрольная работа
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Введение
1. Возникновение социального прогнозирования
2. Основы социального прогнозирования
3. Методы социального прогнозирования
4.Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие
5.Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования
Заключение
Список использованной литературы
- факторы, предопределяющие
неудовлетворительное
- направления, тенденции, наиболее
характерные для данного
- особенности, специфика развития наиболее важных составных;
- наиболее характерные
формы работы, средства, с помощью
которых осуществляется
Второй блок вопросов
включает в себя анализ
Экспертную оценку
проводят специальные центры
экспертизы, научные информационно-
Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:
- определяется круг экспертов;
- выявляются проблемы;
- намечается план и время действий;
- разрабатываются критерии для экспертных оценок;
- обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).
Итак, социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.
4. Основные недостатки процесса прогнозирования и факторы, их предопределяющие.
Анализируя уровень прогностической деятельности, следует учитывать множество факторов, влияющих на эффективность прогнозов, их качественные характеристики.
Есть факторы принципиального,
методологического характера, высокой
степени сложности. Это, прежде всего
умение, учитывать специфику
Некоторые недостатки
организационного характера
Недостаточно высокий
профессиональный уровень
Первый вывод – это несоответствие в прогностических отчетах объемов описательно-информационных (до 90%) материалов процессуальному содержанию. В результате наименьший объем по сравнению с ретроспекцией занимает крайне важная информация о мерах прогнозирования, процедуре обработки информации, используемых источниках.
Второй вывод – состоит в том, что нередко преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше – анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.
Третий вывод заключается в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению в описание объекта как в периоде ретроспекции, так и в заключительной части прогноза зачастую большого количества факторов и условий, не имеющих научно-информативной ценности.
Четвертый вывод – это появление волюнтаристских устремлений со стороны представителей власти, пытающихся игнорировать научные рекомендации, подменяя их собственным видением или внедрением существующих зарубежных моделей без должного анализа возможной адаптации их к российским условиям. Примером такого рода могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии в Россию. Они приобретают уродливую форму, поскольку в процессе их реализации не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера нашей страны.
Если эти будут делаться
и в дальнейшем, то возможны
три сценария социальных
Продолжение деструкции, неуправляемость общества как реакция на распад.
Стремление властей сохранить государство хотя бы в форме диктатуры.
Внедрение конструктивного
начала, усиление роли государства
с целью совершенствования
Если сгруппировать
основные ошибки при
Соотношение между прогнозами и ретроспективной направленностью не в пользу прогноза.
Недостаточное освещение
прогнозного фона внешнего
Неразработанность методических и процедурных аспектов.
Ограниченный объем информации.
Отсутствие должной
организационно-правовой
Слабая научная
Недостатки информационного
обеспечения прогнозов
Неразработанность организационно-правовой основы процессов прогнозирования не позволяет в должной мере привлекать к разработке прогнозов специалистов различных областей научной деятельности, разработчиков смежных проблем, хотя всё большее развитие получают ВТК (временные творческие коллективы), включающие в себя специалистов из разных сфер деятельности – но находящихся в профессиональном взаимодействии.
5. Принципы действия и
условия надежности
Эффективность и надежность
прогнозов предопределяется
К числу важнейших из них относятся:
- выбор основных факторов
и элементов данной системы, определение
их роли и значимости в
- выявление на основе
анализа основных тенденций
- экстраполяция этих тенденций на будущее;
- синтез этих будущих
траекторий в настоящих
- интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
- составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
- непрерывная корректировка прогнозов.
К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкретных условий;
в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.
Особое значение в
социальном прогнозировании
В теоретико-методологическом
отношении необходимо
- восприятие социальных
процессов как объективной
- использование целостного,
системного подхода к
- исторический детерминизм,
т.е. признание следственно-
Заключение
Прогнозирование –
один из важнейших этапов
Одним из важнейших
видов прогнозирования
Прогнозирование является
составной частью процесса
Список использованной литературы
Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998
Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)
Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997
Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995
http//www.i – u.ru/biblio/archive/socprogn
http//www.planetadisser.com/
Информация о работе Возникновение социального прогнозирования