Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:26, контрольная работа
Вряд ли в империи, называемой ныне Российской Федерацией, найдется, кроме татар, еще одна нация, так непочтительно, если не сказать беспечно, относящаяся к своему прошлому, своей истории. История для народа - все равно что аксакал для семьи. В мусульманском мире аксакалы, их опыт, учения, призывы, советы были превыше всего. Но вот парадокс... В школах нашей республики уж сколько десятилетий шло преподавание истории родного края и родного народа по учебнику "История Татарской АССР". Он даже наполовину не раскрывал историю татарского народа и был написан, естественно, под "руководством" русских "ученых". Программы вузовских факультетов, где готовили и готовят специалистов-историков, лишь мимоходом и до ужаса поверхностно освещают путь, пройденный татарским народом. И даже детей, приезжающих на экскурсию в Казань, у ворот священного Кремля, который являлся сердцем нашего бывшего государства, встречает русский "специалист"-гид; и он, демонстрируя найденные после археологических раскопок "русские" оружия, стремится отравить детские невинные души ложной мыслью, что его предки поселились на этих землях "еще тысячу лет наза
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА История культуры Татарстана
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ТЕМА7: НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVIII ВЕКАХ
СТУДЕНТ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
3-ГО КУРСА МЕХ. ФАКУЛЬТЕТА
ГРУППА 229-311 ШИФР 209457
САГИТОВ РИНАТ РАФИСОВИЧ
ПРОВЕРИЛ ________________
Казань 2012
Вряд ли в империи, называемой ныне Российской Федерацией, найдется, кроме татар, еще одна нация, так непочтительно, если не сказать беспечно, относящаяся к своему прошлому, своей истории. История для народа - все равно что аксакал для семьи. В мусульманском мире аксакалы, их опыт, учения, призывы, советы были превыше всего. Но вот парадокс... В школах нашей республики уж сколько десятилетий шло преподавание истории родного края и родного народа по учебнику "История Татарской АССР". Он даже наполовину не раскрывал историю татарского народа и был написан, естественно, под "руководством" русских "ученых". Программы вузовских факультетов, где готовили и готовят специалистов-историков, лишь мимоходом и до ужаса поверхностно освещают путь, пройденный татарским народом. И даже детей, приезжающих на экскурсию в Казань, у ворот священного Кремля, который являлся сердцем нашего бывшего государства, встречает русский "специалист"-гид; и он, демонстрируя найденные после археологических раскопок "русские" оружия, стремится отравить детские невинные души ложной мыслью, что его предки поселились на этих землях "еще тысячу лет назад"...
Татарский народ, к сожалению, даже наполовину не знает свою историю. Потому что в школах в течение десятилетий мы изучали лишь русскую историю. В школьных или вузовских учебниках, если и упоминалось имя татар, то всегда только в оскорбительном контексте: дескать, именно этот отсталый и жестокий народ установил иго и в течение веков тормозил "прогрессивное" "развитие" русского государства. Поэтому не только уничтожение Казанского ханства палачами Ивана Кровавого, но даже завоевание русскими Прибалтики и Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока преподносилось исключительно как "прогрессивное" явление. Подхватили эту насквозь фальшивую песенку и представители нашей нации: немало "ученых" защитило кандидатские и докторские диссертации. Но, кроме М. Худякова и Л. Гумилева, ни у кого из тысяч русских, татарских и иных ученых не хватило смелости написать научный труд о том, какое страшное бедствие принесли русские колонизаторы другим народам. Об уничтоженных государствах и городах, исчезнувших нациях и языках молчали все. Каждая "историческая" книга всегда "успешно" обходила такие "прогрессивные" явления. Даже наоборот. И московские "гениальные историки", стремившиеся изобразить русский народ как ангела, и "ученые"-манкурты, подпевавшие ради мягких кресел и жирных подачек "старшим братьям", лезли из кожи вон, чтобы очернить истинную историю. Оказывается, по их мнению, прибалтийские народы страдали под шведским игом, а кавказские нации гибли из-за разбоя и грабежей, чинимых иранцами или турками. Мусульмане Средней Азии, разделенные на три Жуза (плюс Хивинские и Бухарские ханства), оказывается, никак не могли поладить друг с другом и самоуничтожались; вдобавок им якобы грозило рабство со стороны китайских императоров. Далее. Все без исключения малые народности, расселенные от Кольского полуострова до Тихого океана, оказывается, терпели гнет от сибирских татар, а якуты, нанайцы, манси, ханты, коми, эвенки даже представления не имели о земледелии, и им было уготовлено исчезновение от голода... А в истории человечества русский народ, оказывается, выделялся своей гуманностью, прогрессивностью, стремлением помочь другим. Якобы только из-за вынужденной необходимости он "освобождал" кавказские и прибалтийские народы от "иноземного ига", "примирял" среднеазиатских мусульман (вплоть до Афганистана), "спас" от голодной смерти все сибирские народности. Вот видите, оказывается, русский народ стал обладателем одной шестой части земли из-за суровой необходимости, и то - как мировой судья или сострадающий старший брат. Воистину, где плюнул русский солдат - там "исконно русская" земля...
Вот такой ложной историей
и фальшивой политикой
Наши булгарские предки приняли религию в 922 году, раньше, чем русские. У нас наука и искусство еще тогда получили расцвет. Лучшие сыны татарского народа обучались не только в булгарских медресе, но и в Бухаре, Самарканде. Караваны древних булгарских купцов колесили не только по русским княжествам, но еще и по Средней Азии, Крыму, Кавказу, даже по Скандинавии. Наши ювелиры и оружейники восхищали весь мир, выделанная нашими предками искусная кожа - "булгарский юфть" - вошла во всемирную историю. Наши предки славились прекрасными банями, восьмиминаретными величественными мечетями; окруженными высокими дубовыми стенами, искусственными водными каналами, крутыми земляными валами, неприступными военными крепостями. В годы засушья Великий Булгар отправлял сотнями ладьями хлеб, тем самым множество раз спасал русский народ от голодной смерти. Булгарский народ подарил человечеству великого Кул Гали. Наши предки намного раньше, чем русские, еще в XII веке, плавили чугун. В то время, когда русский народ, раздробившись на сотни мелких княжеств, вел между собой нескончаемую братоубийственную войну, Великий Булгар отличался единством и военной мощью. Вот потому и отнюдь не случайно, когда в 1223 году русские войска на реке Калка потерпели позорное поражение, наши булгарские предки в том же году первыми в истории победили монгольскую орду. Разъяренный Субэдей еще дважды - в 1229 и 1232 годах - с 30-40-тысячными полчищами нападал на Булгарское государство. Но оба раза он потерпел позорное поражение на Жигулевских горах и вынужден был отступить в Азию. В 1236 году громаднейшую армию, состоявшую из 150 тысяч всадников, возглавил уже сам Батый-хан. И первой жертвой среди европейских государств он выбрал непокорную, сильную, единую Великую Булгарию. Штурм столицы государства шел 45 дней. Монгольские захватчики лишь после стольких усилий ворвались в Биляр. А ведь это же войско одолело город Владимир, где восседал великий русский князь Георгий Всеволодович, всего лишь через 5 дней...
Вот таковы они, реальные
страницы седой истории. Но, к великому
сожалению, народ их не знает. Из поколения
в поколение ведется
Собственно, история татарского народа тоже обкрадена и оболгана. Период с 1236 года - даты разгрома монгольскими полчищами Булгарского государства - и до 1437 года (создание Казанского ханства) вовсе вычеркнут из прошлого наших предков. Да и события, произошедшие после покорения Казани Иваном Грозным, почти не освещены в книгах по истории. Не встретите вы популярных книг и об истории XVII-XIX веков.
Мы можем перечислить сотни научных и художественных книг про крестьянские войны под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, написанных как русскими, так и "инородными" авторами. Имя башкирского героя Салавата Юлаева знакомо сегодня почти каждому ребенку, едва переступившему школьный порог. И в то же время татарский народ сегодня не знает ни то что биографии и подвиги, но даже полных имен своих героев. Таких, к примеру, как Канзафар Усаев и Бахтияр Канкаев, удостоившихся наравне с Салаватом бригадирского звания в армии "государя Петра III", полковники Мясогут Гумеров, Абзялил Сулейманов, Исхак Ахметов, Муса Алиев, Ярмухамет Кадырметов, Садык Сеитов, Муса Мустафин, Юсуф Енгалычев, Абдулла Туктаров, Аит Уразметов, Асылгужа Мутачев, Рахмангул Дуслиев, Абдулфаик Усманов, Абдулла Мустаев и десятки других предводителей отрядов. За исключением работы доктора исторических наук Саляма Алишева "КаҺарман бабайлар" ("Наши славные предки"), увидевшей свет в 1976 году, да и то малым тиражом, у нас нет ни одной книги на татарском языке, посвященной крестьянским восстаниям, тем более - освободительному движению татар, борьбе против русской колонизации.
Печально, но факт: сегодня наше молодое поколение почти совсем не интересуется прошлым своего народа. Вот и бытует ложное представление, будто "татарский народ смирился с фактом порабощения русскими уже в 1552 году и после вовсе не пытался бороться за свою независимость, за возрождение своего государства". И ту справедливую, священную борьбу, которую мы ведем сегодня ради построения свободной от московского диктата и грабежа независимой Республики Татарстан, русские "политики" и подпевающие им манкурты пытаются преподнести как выдуманное старой номенклатурой и необоснованное действо, фактами неподтвержденное желание или же как движение, порожденное горбачевской "перестройкой".
В действительности же как татары, так и чуваши, башкиры, черемисы, вотяки и другие народы, населявшие Казанское ханство, никогда не смирялись со своим рабством. Уже в 1552 году они, объединившись, начали справедливую освободительную борьбу против русского гнета, за воссоздание Казанского ханства. Освободительные восстания повторялись через каждые 10-15 лет. Эту священную войну возглавляли в разные годы Мамыш-Берды, Али-Акрам, Сарый-багатур, Джансеит, Джангали Шугуров, Сеит Ягафаров, Тюлекей-батыр, его сын Кусюм Тюлекеев, Алдар Исянгильдин (Исякаев), Кильмяк Нурушев, сын Кусюма Акай, сын Акая Абдулла, Карасакал, Батырша (Абдулла Галиев), Мурат-мулла и десятки других славных героев. Ради спасения своей нации от русского ига все они сложили головы или на поле брани, или на виселицах.
Нетрудно заметить, что в ходе проведенных боев за независимость выросли целые династии предводителей, такие, как Тюлекей -Кусюм - Акай - Абдулла. Тюлекей-батыр возглавил борьбу в 1682-1684 годах, восстание 1705-1711 годов - Кусюм, предводителем восстания 1735-1740 годов стали Акай и Абдулла. Причем у Тюлекея и Акая жизнь прервалась на виселицах. Такое самопожертвование, такое беззаветное служение своему народу, такой героизм - это, наверняка, единственный пример из истории всего человечества. Если бы любая другая нация имела подобный аналог, то, уверены, она сложила бы песни о легендарной династии, создала бы романы, в их честь возвела бы памятники, их имена присвоила бы городам и весям. Но, как это ни удивительно и прискорбно, сегодня даже доктора наук не знают полные имена своих славных предков...
Освободительные войны XVII-XVIII веков разворачивались в Казанской, Уфимской, Оренбургской губерниях, охватывали почти всю территорию от Волги до Урала. Кроме татар и башкир в них нередко участвовали представители и черемис, чувашей, мордвы, удмуртов. Но в подготовленных московскими "учеными" книгах или одобренных ими же других исторических учебниках большинство из этих восстаний преподносились как выступления лишь башкирского народа. Московским политикам, да и уфимским ученым в советское время выгоднее было именно такое толкование. Ибо, как известно из советских учебников, башкирский народ в 1553 году "добровольно" вошел в состав русского государства. А то, что "от имени башкирского народа" преклонили перед Иваном Грозным головы всего лишь три ходока-предателя: мурза Бикбов из Усерганского рода, Мушул Каракузяк от кара-кипчакцев и Шигали Шигман из тамьянцев - это было спрятано за черный занавес. Зато показ освободительных восстаний XVII-XVIII веков исключительно башкирскими рекламировался вовсю. Ибо и через века цель московских правителей осталась той же: вбить клин между татарами и башкирами и, в конечном итоге, поссорить эти два родственных народа.
В действительности история
татарского и башкирского народов,
как издревле, так и после их
порабощения русскими, сплетена настолько
крепко, что их нельзя рассматривать
в отрыве друг от друга. В любом
национально-освободительном
Не можем не остановиться еще на одном моменте. Тысячи представителей татарского народа, спасаясь от порабощения и насильственного крещения, стали убегать в Закамье и поселяться вдоль рек Белая, Ик, Сюнь, Чермесян, Танып, Тулва, Уфа, Аи сразу же после падения Казанского ханства. Еще в XVI-XVII веках, судя по историческим документам, датированным 1574, 1682, 1705, 1711 годами, на территории нынешнего Башкортостана были основаны такие татарские села, как Карышбашево, Киги, Атов, Юкаликулево, Турышево, Явгильди, Арсланово, Мустафино, Тулюково, Тамьяново, Сеитово, Илмурзино, Байгузино, Имангулово и десятки, десятки других. Поселившись на территории полукочевого народа, татары сразу же стали возводить мечети, открывать медресе, осваивали земледелие, обменивались невестами, справляли совместные свадьбы. Происходила естественная в этих условиях ассимиляция татарского и башкирского народов. И, безусловно, когда на их земли вступали карательные полки или грабили их царские чиновники, то татары и башкиры совместно поднимались в защиту друг друга, вместе же выносили все тяготы и лишения.
Видимо, именно поэтому
башкирские старшины всегда с распростертыми
объятиями встречали все новых
и новых переселенцев-татар и
наделяли их лесами, озерами, лугами, землей.
Чтобы разъединить два
Вернемся, однако, к истории
национально-освободительной