Высшее образование в системе жизненных стратегий молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:01, аттестационная работа

Краткое описание

Актуальность изучения проблемы, касающейся места высшего образования в системе жизненной стратегии молодежи, обусловлена повышением роли образования в общемировом процессе, а также возрастанием роли, которую должно сыграть образование непосредственно в возрождении белорусского общества. Система образования напрямую участвует в процессе поддержания и сохранения человеческой цивилизации, человеческого общества.

Вложенные файлы: 1 файл

соц исслед.docx

— 28.88 Кб (Скачать файл)

 

«Высшее образование в  системе   жизненных стратегий молодёжи» . 
 
 
 

2.

Актуальность  темы                                                                                       

Актуальность изучения проблемы, касающейся места высшего  образования в системе жизненной  стратегии молодежи, обусловлена  повышением роли образования в общемировом  процессе, а также возрастанием роли, которую должно сыграть образование  непосредственно в возрождении  белорусского общества. Система образования  напрямую участвует в процессе поддержания  и сохранения человеческой цивилизации, человеческого общества.

Актуальность обозначенной темы определяется также ростом общественных потребностей в осмыслении изменений  функциональной роли образования при  определении перспектив и содержания жизненных стратегий молодых  людей, а также необходимостью проведения социологического анализа данного процесса. Понятие жизненной стратегии рассматривается нами как сложное динамическое образование, в рамках которого реализуются социальные притязания молодых людей, формируется оценка и проектирование будущего состояния жизни, намечаются основные пути и способы достижения желаемого результата.

В настоящее время  возникла острая необходимость социологического анализа ценностных аспектов образования  в контексте жизненной стратегии  личности. Именно ценностный аспект определяет гуманистические принципы общества, способствует реализации творческого  потенциала личности, немыслимой без ценностно-культурной детерминанты.

В последнее время  все более актуализировано понимание  особенностей реализации обозначенных аспектов на региональном уровне. Социологами  все чаще фиксируется разрыв в  доступности получения высшего  образования молодыми людьми из различных  социальных страт, что в конечном итоге оказывается существенным, а порою, решающим фактором дальнейшего  жизненного пути личности. Кроме того, на региональном уровне существуют свои специфические особенности реализации полученного высшего образования  при построении жизненной стратегии. В современных социальных условиях, которые в научной литературе все чаще определяются в терминах нестабильности и риска Как отмечает H. Смакотина, «нестабильность выражает не только объективную возможность возникновения сильно неравновесных ситуации, но и недостаточную способность понимания или контроля изменений социальной реальности. Стабильность и

3.

нестабильность отражают разные степени владения жизненно практическими  ситуациями».

В этих условиях молодые  люди, формируя свою жизненную стратегию, как правило, включают в нее в  качестве одного из основных компонентов  получение высшего образования. Происходит вполне закономерная и неизбежная социальная адаптация молодых людей  к новым условиям жизни. Молодые  люди калькулируют социальные риски  при принятии решений, в том числе  и риски, связанные с получением высшего образования.

При  изучении проблем  образования выделялись различные  аспекты. Изучение степени воздействия  образование на формирование жизненной  стратегии является одним из таких  аспектов. Кроме того, одним из значимых аспектов образования является социализирующая  функция, реализующая в формировании определённых ценностных представлений. Пристальное внимание к изучению проблем формирования жизненных  стратегий молодых людей в  социологии уделяется в работах  К. А. Абульхановой – Славской.

С одной стороны, растет потребность, престижность и  необходимость в получении высшего  образования, вызванные развитием  информационного общества, с другой, - меняется ценностное содержание, ценностное отношение к образованию в  условиях риска.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.

АНАЛИЗ  ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИ                          Проблема ценности образования в общефилософском и собственно социологическом аспектах опирается на общую теорию ценности. При этом различия в интерпритации определения понятия «ценности» как таковой тесно связаны с особенностями понимания природы ценности, с представлением о моделях и механизмах формирования иерархии ценностей в сознании людей, что обусловлено различными философскими, идеологическими позициями. В настоящее время осмысление ценности образования выходит на более высокий теоретический уровень, растёт число научных публикаций, изданий, непосредственно связанных именно с проблемой ценностоного осмысления образования.

Сводная таблица по статистике высшего образования

Год Количество  учебных завидений, в том числе ,частные Количество  поданных заявленияй на бюджетную форму обучения Количество  бюджетных мест Количество  зачисленных
 
2010 49 52.000 26.000 25.175
2011 55 47.200 26.000 25.875

* В 2011 году в Беларуси почти на 26 тысяч бюджетных мест в вузы было подано 52 тысячи заявлений абитуриентов, что 4,8 тысячи меньше чем в прошлом году. В результате на дневную форму обучения были зачислены 25.875 абитуриентов ( в 2010-25.175).  План прима на дневную бюджетную форму обучения был увеличен на 800 мест.

Причины снижения количества студентов:

Одной из причин понижения  количества заявления принято считать  демографическую ситуацию. Прежде всего  – сокращение населения.

Второй причиной является уменьшение традиционной группы молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет

 
Год Общее количество молодых людей Количество  людей, имеющих высшее образование
2010 1000 169
2011 1000 245

 
 
   
*  Исходя из показателей за 2010/2011 год, можно определить, что количество  образованных людей возросло, что  на 1000 молодых людей приходилось 169 человек с высшим образованием за 2010 год и 245 за 2011 год. Это свидетельствует о положительной динамике.    
      

 
 
 

5.

Цель и задачи исследования                                

Цель  исследования – изучение роли и места высшего образования в процессе формирования жизненных стратегий современной молодёжи, а также изучение отношения к высшему образованию в процессе его получения.

Задачи  исследования :

- Рассмотреть основные  подходы к исследованию роли  высшего образования при формировании  жизненных стратегий молодёжи.

- Определить особенности  воздействия высшего образования  на развитие молодёжи.

- Выявить ценностные  характеристики высшего образования,  определяющие процесс социализации  молодого поколения Беларуси.

- Составить анкету  для опроса молодёжи по проблеме  исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.

Объект  и предмет исследования                           

Объектом исследования выступает высшее образование как ценность, определяющая формирование жизненных стратегий учащейся молодёжи.

Предметом являются ценностные характеристики высшего образования, оказывающие влияние на процесс формирования жизненных стратегий учащейся молодёжи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.

Гипотезы                          

1. Я предполагаю, что формирование жизненных стратегий молодых людей в значительной степени происходит под влиянием социально-культурных механизмов системы высшего образования.

2. На мой взгляд, система высшего образования  способна сформировать смысложизненные ориентиры людей, которые способствуют формированию позитивных жизненных стратегий, позиций.

3. Я предполагаю, что  получение высшего образования позволяет отсрочить время «включения» во взрослую жизнь, наполненную различного рода рисками экономического, личностного характера.

 

                                                                                                         8.

Эмпирическая  интерпретация 

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

Высшее  образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего, общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю[1]. В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.[2].

Специальность вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Специализация – составляющая специальности или направления специальности профессио-нально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления. 

 

9.

Анкета  «Понятие высшего образования для молодёжи» 

1. Какие предметы в школе вас кажутся наиболее важными ?

А) предметы математического  цикла  Б) предметы естественного  цикла  В) предметы гуманитарного  цикла  Г) прикладное творчество  Д) всё важно по-немногу

2. В какой стране вы хотели бы дать образование своему ребёнку?

А) только в  Беларуси. Стране  нужны специалисты  Б) в Америке. У них там всё  лучше  В) в Париже. Франция –  чудесное место Г) пусть ребёнок  решает сам, где ему учиться

3. Как по-вашему, на какой ступени можно прекращать свое образование?

А) После окончания школы. Б) После окончания профессионального училища. В) После получения высшего образования. Г) После защиты кандидатской диссертации. Д) Образование не должно прекращаться.

4. Отдали бы Вы своего ребенка в частную школу?

А)Уже отдал(а). Б) Конечно. Там выше уровень образования и индивидуальный подход к детям. В) Нет. Хорошие деньги еще не показатель качества. Г)Думаю, большой разницы между частной и хорошей государственной школой нет.

5. Как по-вашему, какой иностранный язык следует изучать прежде всего?

А) Английский. Это сейчас язык международного значения. Б) Немецкий. Престижность английского скоро уйдет в прошлое. В) Французский. Это очень красивый язык. Г) Никакой разницы не вижу. Д) Вообще не надо изучать иностранных языков.

6. Как Вы считаете, должны ли дети ходить в школу в школьной форме?

Информация о работе Высшее образование в системе жизненных стратегий молодёжи