Гендерный фактор в молодежной субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация молодежи представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

 

Факультет социально-культурных коммуникаций

 

Кафедра философии и культурологии

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ

Курсовая  работа

 

Шифр направления  подготовки

Профиль бакалаврской программы

 

Исполнитель: Васильченко Анна Николаевна, студент(ка) группы Б-1241 очного отделения

______________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель: Фамилия, инициалы, ученая степень и звание/ должность

______________________________________

(подпись)

 

Оценка  

 

 

Заведующий кафедрой: Фамилия, инициалы, ученая степень и звание / должность

______________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

Сургут 2013 г.

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация молодежи представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.

    На фоне социальных  и политических изменений последнего  времени происходящих в российском  обществе меняются представления  о социальных ролях мужчины  и женщины.

    Именно в возрасте  молодежи будет особенно эффективна  целенаправленная гендерная социализация, в связи с тем, что:

1. в этом возрасте формируется  мировоззрение человека, частью  которого становятся гендерные  стереотипы, а это важнейший этап  взросления, который будет оказывать  влияние на все последующее развитие личности;

2. типичная черта юношеского  возраста – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется,  но юноша не усваивает эти  роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе;

3. период первичной гендерной  социализации связан в основном  с пассивным усвоением культуры, а вторичная социализация предполагает  большую включенность когнитивных  механизмов и возможность творческого  преобразования среды.

Очень часто во время гендерной  социализации молодой человек не может самоутвердиться  среди взрослых и уходит в молодежную субкультуру, которая позволяет ему само реализоваться, сформировать независимую личность и приобрести круг друзей со схожими ему интересами.

Цель: Изучение гендерных аспектов в контексте молодежных субкультур.

Задачи:

1. Изучить сущность и значение гендерного фактора;

2. Исследовать гендерную социализацию молодежи в современной социокультуре;

3. Рассмотреть молодежную субкультуру как предмет исследования;

4. Выявить проявление гендерных ролей в молодежной субкультуре.

 

Предмет исследования: гендерный фактор в молодежной субкультуре.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЙ  ФАКТОР В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

    1. Сущность и значение гендерного фактора

 

 Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась философами, социологами, богословами, педагогами, психологами, историками, этнографами, физиологами, медиками.

    Термин «гендер» применяется когда исследователь хочет подчеркнуть факт социальной и культурной обусловленности различий, встречающихся в поведении и личности мужчин и женщин. Понятие «гендер» связано с социальными представлениями о «мужественности» и «женственности». Значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была написана до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить устаревшее употребление понятия «пол» и его производных по отношению к анализу социальных аспектов взаимодействия мужчин и женщин.

Классификация понятия «гендер», на мой взгляд, лучше всего представлена Д.В. Воронцовым. В классическом, модернистском и постмодернистском научном подходах к феномену социального пола личности имеется различное толкование содержания понятия «гендер».

    Классическая  полоролевая теория трактует понятие «гендер» как социокультурное отражение имеющегося в природе полового диморфизма. Гендер сводится к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от представителей того или иного пола: какую одежду, какое поведение, какой образ мышления, чувствования, стиль отношений и т.д. следует считать соответствующим или несоответствующим для лиц каждого пола. Социальная и половая роль является ожидаемым поведением в зависимости от статуса личности в социальной структуре. Тогда нормативность половой роли зависит в первую очередь от места, которое занимает ее исполнитель во властной структуре общества, от его возможностей устанавливать свою роль в качестве обязательного для подражания образца.

Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя сложную систему. Иными словами, это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, а женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.

Именно гендерные установки  отражают в известном смысле "стратегию" системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного ("мужского") всегда выше пассивного ("женского") в соответствии с иерархией отношений.

Хотя в каждой культуре значения варьируются, гендерная система, политические и экономические факторы  в обществе всегда взаимосвязаны. В  этом плане культурное конструирование (толкование) пола в гендер, а также асимметрия, характеризующая гендерные системы в различных культурах, могут пониматься как системы, тесно связанные с организацией социального неравенства.

Говоря словами Лорети, система пол - гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом, и семиотическим инструментом, системой представлений, которая приписывает значения (идентификацию, престиж, статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе .

И если гендерные представления  понимать как социальные позиции  с различными значениями, то для  кого-либо быть представленной (ым) или представить саму(ого) себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных содержаний. Можно сказать, что конструкция гендера - одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе.

Большинство известных нам  культур – культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимал  господствующее положение в семье, роде, государстве. О том, существовал  ли матриархат, ученые спорят до сих пор. По мнению некоторых специалистов, существование в давние времена матриархата подтверждается тем, что во многих древних культурах существовало почитание женского божества – великой богини-матери, какой была, например, древнеегипетская Исида, или «женской триады», которая встречается в греческой мифологии.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в  каждодневной жизни через культурные нормы общество и мы сами формируем образ и выучиваем роли "настоящей женщины" и "настоящего мужчины". Наши действия и ощущения нормируются осуждением или одобрением со стороны общества.

 

1.2 Гендерная социализация молодежи в современной социокультуре

 

В современном обществе обнаруживается ряд противоречий, характеризующих  процессы гендерной социализации молодежи. Можно зафиксировать прежде всего разнообразную направленность действия основных агентов гендерной социализации и идентификации в подростковый период – семьи (ориентирующей подростков на выполнение традиционных маскулинных и феминных социальных ролей) и государства («ломающего» гендерные стереотипы, утверждающего своей политикой в воспитательной, социокультурной, бытовой и т.д. сферах утопическую идею полного физиологического и социального равенства между мужчиной и женщиной).

Наиболее устойчивым элементом  среди современных институтов социализации является семья. Однако и здесь происходят существенные изменения, влияющие на гендерную  идентификацию молодого поколения. Разрушение гендерных стереотипов, размытость резкой дихотомии мужское/женское  ведет к разрушению традиционной межпоколенческой трансмиссии и делегитимизации традиционных стереотипов гендерного поведения. Важную роль здесь играет традиционно исследуемые в социологии основные агенты и институты социализации – такие, как система образования, СМИ, рынок труда и др. Отсюда гендерные стереотипы, возникающие у молодежи в родительской семье, на основе которой создается образ будущей идеальной семьи с соответствующим распределением гендерных ролей, оказывается подвержен серьезным изменениям в результате воздействия как внешних обстоятельств, так и динамики глубинных ценностных ориентаций.

Весьма сильными факторами  в процессах гендерной социализации молодежи являются традиционные стереотипы о социокультурных ролях мужчин и женщин. Эти позиции в значительной степени размыты в современном  обществе, где важнейшую роль приобретают  переходные социокультурные факторы  гендерной идентификации.

 

Формирование гендерной  идентичности является одной из главных  моментов в развитии личности. Многие исследователи отмечают, что именно у молодежи гендерная идентификация является главной и определяющей установкой в развитии индивида. Здесь мы имеем дело с двуединым процессом, поскольку взрослеющему человеку общество «предъявляет» определенный набор социальных нормативов, социально обусловленных ролей поведения. При этом они осваиваются и усваиваются не только благодаря воздействию базовых агентов социализации (таких, как семья, средства массовой информации, институт образования), но и через общение со сверстниками. В данном случае мы исходим из того, что социальная идентичность является более широким понятием, включающим в себя и гендерную идентичность, играющую важнейшую роль в становлении и рефлексии личности. Социальные значения, осваиваемые через субъективное понимание гендерной идентичности, изменяются, трансформируются и для самой личности, и для других членов данной социальной группы в общении, в непосредственном взаимодействии. Гендер в данном случае является отражением не только той социальной роли, которую выполняет индивид данной группы, является не только индикатором половой идентификации, но и выступает важнейшим моментом, конструирующим представление личности о самой себе.

Обновленная модель гендерной  идентичности возникает на основе высокой  сензитивности молодых людей, в результате чего происходит более высокая оценка ценностей, «закрепленных» за противоположным полом.

Социальная сущность гендера проявляется, в частности, и в том, что признаки маскулинности или феминности могут не совпадать или частично совпадать с чисто биологической принадлежностью молодежи. Для них важно в данном случае, прежде всего, выполняемые социальные роли, а не биологические признаки. У молодых людей в самом общем виде можно выделить несколько типов – феминный, маскулинный, андрогинный, недифференцированный, каждый из которых характеризуется определенной пропорцией «мужского» и «женского». Последний тип отличает то, что он содержит весьма низкие показатели, характеризующие первые два типа.

Процесс формирования гендера определяется сферами, механизмами, агентами гендерной социализации.

    По мнению В.Н.  Фомина, социализация осуществляется  в трех основных сферах человеческой  активности: в сфере деятельности, в сфере общения и в сфере  самосознания:

    а) в сфере  деятельности она происходит  в форме расширения видов и  форм социальной активности, осваиваемых  человеком, а также путем выделения  в каждой из них главного, важного,  социально значимого, путем ее  осмысления и совершенствования,  повышения ее полезности, эффективности,  путем формирования и развития различных профессионально-деловых качеств личности.

    б) в сфере  общения происходит расширение  круга контактов, обогащение содержания  коммуникативных процессов, а  также углубление познания других  людей, развитие навыков общения,  возникновение взаимного уважения  или неуважения, приязни или неприязни,  симпатии или антипатии, дружбы  или вражды, любви или ненависти  и т.д;

    в) в сфере  самосознания осуществляется формирование  образов собственного «Я» как  активного члена общества, осмысление  своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки  и др. В этой сфере происходит  самоидентификация человека, в процессе  которой он получает ответ  на вопросы: кто я? и зачем  я? Сын Божий или «тварь дрожащая»?

    Все эти сферы  активно формируют человека, максимально  эффективно приобщая его к  обществу, формируя в дополнение  к программам поведения, нацеленным на себя, программы, направленные на ближайшее окружение и общество.

Таким образом, гендерная  дифференциация и процессы гендерной  социализации осуществляются под воздействием самых различных факторов – социальных, экономических, демографических. Изначально здесь возникает серьезное противоречие. В настоящее время социум, прежде всего через средства массовой информации, и институт семьи проводят достаточно жесткое разделение на маскулинность и феминность. Однако в молодом возрасте жесткая гендерная дифференциация является сравнительно редким случаем. Большинство молодых людей обладает смешанным типом гендера – так называемым андрогинным, который содержит в себе ряд черт, принадлежащих в социальном плане как женщинам, так и мужчинам.

Информация о работе Гендерный фактор в молодежной субкультуре