Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация молодежи представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет социально-культурных коммуникаций
Кафедра философии и культурологии
ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Курсовая работа
Шифр направления подготовки
Профиль бакалаврской программы
Исполнитель: Васильченко Анна Николаевна, студент(ка) группы Б-1241 очного отделения
______________________________
(подпись)
Научный руководитель: Фамилия, инициалы, ученая степень и звание/ должность
______________________________
(подпись)
Оценка
Заведующий кафедрой: Фамилия, инициалы, ученая степень и звание / должность
______________________________
(подпись)
Сургут 2013 г.
Введение
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что гендерная социализация молодежи представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья молодежи, ценностных ориентаций, образа жизни, стиля поведения, представления юношей и девушек о семье, работе, на которой они могут принести пользу обществу.
На фоне социальных
и политических изменений
Именно в возрасте
молодежи будет особенно
1. в этом возрасте формируется мировоззрение человека, частью которого становятся гендерные стереотипы, а это важнейший этап взросления, который будет оказывать влияние на все последующее развитие личности;
2. типичная черта юношеского
возраста – «ролевой мораторий»
3. период первичной гендерной
социализации связан в
Очень часто во время гендерной социализации молодой человек не может самоутвердиться среди взрослых и уходит в молодежную субкультуру, которая позволяет ему само реализоваться, сформировать независимую личность и приобрести круг друзей со схожими ему интересами.
Цель: Изучение гендерных аспектов в контексте молодежных субкультур.
Задачи:
1. Изучить сущность и значение гендерного фактора;
2. Исследовать гендерную социализацию молодежи в современной социокультуре;
3. Рассмотреть молодежную субкультуру как предмет исследования;
4. Выявить проявление гендерных ролей в молодежной субкультуре.
Предмет исследования: гендерный фактор в молодежной субкультуре.
Объект исследования: молодежные субкультуры.
ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЙ
ФАКТОР В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась философами, социологами, богословами, педагогами, психологами, историками, этнографами, физиологами, медиками.
Термин «гендер» применяется когда исследователь хочет подчеркнуть факт социальной и культурной обусловленности различий, встречающихся в поведении и личности мужчин и женщин. Понятие «гендер» связано с социальными представлениями о «мужественности» и «женственности». Значительная часть исследований, посвященных социально-психологической проблематике пола, была написана до того, как термин «гендер» получил широкое распространение в социальных науках за рубежом, не говоря уже о России. Поэтому в литературе нередко еще можно встретить устаревшее употребление понятия «пол» и его производных по отношению к анализу социальных аспектов взаимодействия мужчин и женщин.
Классификация понятия «гендер», на мой взгляд, лучше всего представлена Д.В. Воронцовым. В классическом, модернистском и постмодернистском научном подходах к феномену социального пола личности имеется различное толкование содержания понятия «гендер».
Классическая полоролевая теория трактует понятие «гендер» как социокультурное отражение имеющегося в природе полового диморфизма. Гендер сводится к совокупности поведенческих моделей, ожидаемых от представителей того или иного пола: какую одежду, какое поведение, какой образ мышления, чувствования, стиль отношений и т.д. следует считать соответствующим или несоответствующим для лиц каждого пола. Социальная и половая роль является ожидаемым поведением в зависимости от статуса личности в социальной структуре. Тогда нормативность половой роли зависит в первую очередь от места, которое занимает ее исполнитель во властной структуре общества, от его возможностей устанавливать свою роль в качестве обязательного для подражания образца.
Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя сложную систему. Иными словами, это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная, кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная, а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире, создавшем нас не просто людьми, а женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений.
Именно гендерные установки отражают в известном смысле "стратегию" системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного ("мужского") всегда выше пассивного ("женского") в соответствии с иерархией отношений.
Хотя в каждой культуре значения варьируются, гендерная система, политические и экономические факторы в обществе всегда взаимосвязаны. В этом плане культурное конструирование (толкование) пола в гендер, а также асимметрия, характеризующая гендерные системы в различных культурах, могут пониматься как системы, тесно связанные с организацией социального неравенства.
Говоря словами Лорети, система пол - гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом, и семиотическим инструментом, системой представлений, которая приписывает значения (идентификацию, престиж, статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе .
И если гендерные представления понимать как социальные позиции с различными значениями, то для кого-либо быть представленной (ым) или представить саму(ого) себя как женщину или мужчину означает принять весь набор подобных содержаний. Можно сказать, что конструкция гендера - одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе.
Большинство известных нам культур – культуры патриархальные, т.е. такие, в которых мужчина занимал господствующее положение в семье, роде, государстве. О том, существовал ли матриархат, ученые спорят до сих пор. По мнению некоторых специалистов, существование в давние времена матриархата подтверждается тем, что во многих древних культурах существовало почитание женского божества – великой богини-матери, какой была, например, древнеегипетская Исида, или «женской триады», которая встречается в греческой мифологии.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в каждодневной жизни через культурные нормы общество и мы сами формируем образ и выучиваем роли "настоящей женщины" и "настоящего мужчины". Наши действия и ощущения нормируются осуждением или одобрением со стороны общества.
1.2 Гендерная социализация молодежи в современной социокультуре
В современном обществе обнаруживается ряд противоречий, характеризующих процессы гендерной социализации молодежи. Можно зафиксировать прежде всего разнообразную направленность действия основных агентов гендерной социализации и идентификации в подростковый период – семьи (ориентирующей подростков на выполнение традиционных маскулинных и феминных социальных ролей) и государства («ломающего» гендерные стереотипы, утверждающего своей политикой в воспитательной, социокультурной, бытовой и т.д. сферах утопическую идею полного физиологического и социального равенства между мужчиной и женщиной).
Наиболее устойчивым элементом среди современных институтов социализации является семья. Однако и здесь происходят существенные изменения, влияющие на гендерную идентификацию молодого поколения. Разрушение гендерных стереотипов, размытость резкой дихотомии мужское/женское ведет к разрушению традиционной межпоколенческой трансмиссии и делегитимизации традиционных стереотипов гендерного поведения. Важную роль здесь играет традиционно исследуемые в социологии основные агенты и институты социализации – такие, как система образования, СМИ, рынок труда и др. Отсюда гендерные стереотипы, возникающие у молодежи в родительской семье, на основе которой создается образ будущей идеальной семьи с соответствующим распределением гендерных ролей, оказывается подвержен серьезным изменениям в результате воздействия как внешних обстоятельств, так и динамики глубинных ценностных ориентаций.
Весьма сильными факторами
в процессах гендерной
Формирование гендерной идентичности является одной из главных моментов в развитии личности. Многие исследователи отмечают, что именно у молодежи гендерная идентификация является главной и определяющей установкой в развитии индивида. Здесь мы имеем дело с двуединым процессом, поскольку взрослеющему человеку общество «предъявляет» определенный набор социальных нормативов, социально обусловленных ролей поведения. При этом они осваиваются и усваиваются не только благодаря воздействию базовых агентов социализации (таких, как семья, средства массовой информации, институт образования), но и через общение со сверстниками. В данном случае мы исходим из того, что социальная идентичность является более широким понятием, включающим в себя и гендерную идентичность, играющую важнейшую роль в становлении и рефлексии личности. Социальные значения, осваиваемые через субъективное понимание гендерной идентичности, изменяются, трансформируются и для самой личности, и для других членов данной социальной группы в общении, в непосредственном взаимодействии. Гендер в данном случае является отражением не только той социальной роли, которую выполняет индивид данной группы, является не только индикатором половой идентификации, но и выступает важнейшим моментом, конструирующим представление личности о самой себе.
Обновленная модель гендерной идентичности возникает на основе высокой сензитивности молодых людей, в результате чего происходит более высокая оценка ценностей, «закрепленных» за противоположным полом.
Социальная сущность гендера проявляется, в частности, и в том, что признаки маскулинности или феминности могут не совпадать или частично совпадать с чисто биологической принадлежностью молодежи. Для них важно в данном случае, прежде всего, выполняемые социальные роли, а не биологические признаки. У молодых людей в самом общем виде можно выделить несколько типов – феминный, маскулинный, андрогинный, недифференцированный, каждый из которых характеризуется определенной пропорцией «мужского» и «женского». Последний тип отличает то, что он содержит весьма низкие показатели, характеризующие первые два типа.
Процесс формирования гендера определяется сферами, механизмами, агентами гендерной социализации.
По мнению В.Н.
Фомина, социализация осуществляется
в трех основных сферах
а) в сфере
деятельности она происходит
в форме расширения видов и
форм социальной активности, осваиваемых
человеком, а также путем
б) в сфере
общения происходит расширение
круга контактов, обогащение
в) в сфере
самосознания осуществляется
Все эти сферы активно формируют человека, максимально эффективно приобщая его к обществу, формируя в дополнение к программам поведения, нацеленным на себя, программы, направленные на ближайшее окружение и общество.
Таким образом, гендерная
дифференциация и процессы гендерной
социализации осуществляются под воздействием
самых различных факторов – социальных,
экономических, демографических. Изначально
здесь возникает серьезное
Информация о работе Гендерный фактор в молодежной субкультуре