Глобальные проблемы цивилизаии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 00:12, реферат

Краткое описание

Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами. Груз глобальных проблем — это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. Назовем и охарактеризуем наиболее острые глобальные проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Глобальные проблемы — это результат прошлой и настоящей истории человеческого рода. Они выражают противоречивый дух истории и являют собой наиболее острые противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами. Груз глобальных проблем — это высокая цена человечества за прогресс в своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Комплекс глобальных проблем характеризует их как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Все они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм. Назовем и охарактеризуем наиболее острые глобальные проблемы.

Среди глобальных проблем особо выделяется опасность глобальной экологической катастрофы, поставившей человечество перед необходимостью выработать программу выживания. Это обусловлено тем, что решение экологической проблемы в определенном смысле является необходимым условием решения всех других. Человечество в своем стремлении ко все большему комфорту жизни без учета имеющихся природных возможностей подошло к такой черте, когда природа «напомнила» человеку, что он является ее частью. Человек, хоть он и sapiens, разумно самоорганизоваться не сумел. Он нарушил целый ряд биологических законов: запрет на внутривидовое истребление, запрет на ограничение численности вида, нарушил межвидовой баланс, снял ограничения в воздействиях на абиотическую среду, трансформировал потребность от необходимости к полезности, от полезности к желанию, от желания к прихоти, престижу и т. д., то есть перевел потребность из объективной категории в субъективную.

 

Содержание понятия «глобальные проблемы».

Глобализация дает несомненные плоды в плане улучшения жизни, открывая широкие перспективы для развития экономики и других сфер, но темпы ее распространения неравномерны, а плоды — неодинаковы для всех. Поэтому она может быть источником конфликтов огромных масштабов. Утрата значения национальной идентичности может иметь последствия в виде таких сценариев, как перенос контроля над управлением страной с уровня национального государства на уровень международных организаций и союзов со слабо прогнозируемыми последствиями, возникновение национальных конфликтов внутри государств, восстание стран третьего мира против индустриально развитых держав. Важно иметь в виду и то, что все большая открытость глобального рынка дает возможность широкого доступа к технологиям производства и исходным материалам оружия массового уничтожения

Сложность и противоречивость современных интеграционных процессов обусловливает крайне неоднозначную оценку глобализации, ее роли и последствий. Для многих исследователей глобализация выступает как способ унификации главнейших мировых социально-экономических, общественно-политических и социокультурных процессов, происходящих в однополюсном мире, приводящий к новой форме тоталитаризма. Поэтому глобализация и играет важную роль в политике «открытых дверей» США, направленной на завоевание рынков других стран, причем это завоевание в форме экономической колонизации осуществляется двумя путями — вначале средствами экономического Я политического проникновения и, если это не удается, массированными подрывными акциями и военными средствами. Поэтому за бунтом против глобализации часто скрывается бунт против господствующей роли США.   

Любопытна оценка глобализации со стороны представителей христианских церковных организаций как явления Антихриста, означающего конец политического сообщества. Столкновение христианской и антихристианской глобализации считается главным источником разрушения человеческого общества и главным содержанием современной эпохи.

Основной посыл сторонников глобализации заключается-в утверждении, что три основных процесса, определяющие ее ход (отход от государственного регулирования в пользу рыночного механизма, преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономик и развитие новых информационных технологий), позволят достигнуть процветания. Действительный же ход глобализации свидетельствует о том, что отход от государственного регулирования в более или менее завершенной форме осуществляется лишь в постиндустриальных странах, имеющих для этого необходимые условия. Что же касается преодоления национальных границ, то оно весьма сомнительно, если учесть все более нарастающий разрыв между странами развитыми и развивающимися. Развитие же новых информационных технологий под силу лишь развитым странам, что подтверждает их абсолютное доминирование в глобализированном мире. Иначе говоря, картина реальной глобализации не столь благостна, как она изображается ее безоговорочными сторонниками. Современный процесс новой структурной дифференциации мира представляет собой не столько взаимодействие цивилизаций, сколько воздействие одних на другие, совершаемое с помощью экономических, финансовых, военных, рыночных механизмов и технотронных средств. В классическом обществе цивилизационая идентичность в пространстве и времени, обеспечивавшая реальное единство общества и преемственность поколений, поддерживалась культурной традицией. Именно эта культурная традиция стоит на пути подобной глобализации.

Глобализированный мир не мог не породить глобальных проблем, которые стремительно вторглись в жизнь современного общества, поставив человечество в ситуацию, с которой оно ранее не встречалось: возникла реальная возможность апокалипсического исхода человеческой истории. Глобальные проблемы потребовали переосмысления тех ценностей, которые были положены основание цивилизации и многих проблем, касающихся взаимодействия философии и науки, философского учения о человеке общественном прогрессе, методологии анализа социальных проблем и т. д. Но прежде всего встает вопрос о формулировке сущности глобальных проблем, выявлении их типов и роли в жизни общества.

Существуют три смысла термина «глобальный».

Во-первых, повсеместный, то есть характерный для всей планеты. Это значение характеризует принцип пространственно-планетарного измерения.

Во-вторых, масштабный, значительный по своему качественному проявлению. Данное значение ассоциируется с содержательным принципом, поскольку определяется не пространственно- территориальным измерением, а содержанием, что обусловлено единством человеческого рода, единством земной цивилизации, нераздельностью исторических судеб человечества и их нераздельностью с судьбами планеты. В рамках данного значения термина «глобальный» подчеркивается ряд признаков — таких, как признак имманентности историческому бытию глобальных проблем, сопутствующих человечеству на протяжении его истории (речь идет о материальном производстве, строительстве жилищ и поселений, борьбе со стихийными силами природы, эпидемиями и ряде других проблем); признак дивергенции и новообразований (каждая историческая эпоха привносит и добавляет к уже имеющимся новые глобальные проблемы и по-своему развертывает их в пространстве и времени) — в этом смысле глобальные проблемы характеризуются в качестве закономерного результата развития человечества как целостной системы; признак остроты (актуальности), характеризующий глобальные проблемы со стороны их опасности для всего человечества

В-третьих, общий (всеобъемлющий). В данном случае речь идет о принципе всеобщности, реализующемся во взаимодействии принципа пространственно-планетарного измерения глобальных проблем и содержательного принципа, а также о социоприродной сущности глобальных проблем. Иными словами, речь идет о своеобразном комплексе как общественных, так и естественных по своему происхождению и течению процессов, который требует от человечества весьма осмотрительного поведения (особенно при постановке целей и выборе средств их реализации). Здесь подчеркивается, что соцпоприродная сущность глобальных проблем выступает важным отличительным признаком последних.

Таким образом, под глобальностью понимается, исходя из сказанного, «единый сплав пространственно-географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирно-исторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости». Поэтому глобальные проблемы и требуют для своего исследования и разрешения мульти- и междисциплинарного синтеза естественно-, общественно- и научно-технического знания и четко налаженного международного сотрудничества в разработке и осуществлении комплексных целевых программ. Иначе говоря, к глобальным проблемам относят совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейшее существование и развитие общества. По способу своего происхождения такие проблемы могут носить и региональный характер, но по способу решения они имеют планетарный характер.

Противоречия исторического процесса сделали современное общество предельно сложным и запутанным, резко усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ П.Кууси написал так: "Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада... Семена разрушения произрастают в нас самих". Прогресс общества породил глобальные проблемы современной цивилизации, как концентрированное выражение противоречивости и драматизма человеческой истории.

Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели прежде всего в 70 — 80-е гг., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере.

Говоря о происхождении глобальных проблем, надо заметить, что они возникли из различных источников на волне всемирных процессов — формирования единого хозяйственного организма человечества, широкомасштабного освоения природных ресурсов, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов. Во-первых, ряд из них порождены конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами ("золотой миллиард" человечества) и странами так называемого "третьего мира" (бывшие колонии). Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса. (Это относится прежде всего к современной экологической проблеме). В-третьих, отдельные проблемы порождены характером современного исторического времени, особенностями XX столетия. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые опасные болезни и т.д.

 

Основные глобальные проблемы современности.

Существует несколько типологий глобальных проблем. Одна из них выделяет три следующих группы: 1) проблема угрозы термоядерной войны и примыкающий к ней комплекс вопросов разоружения, запрещения испытаний новейших систем оружия и средств воздействия на среду в военных целях; 2) экологическая проблема (загрязнение среды обитания, истощение естественных ресурсов, стабильность планетарной и региональных экосистем); 3) возрастающее отставание в экономическом и культурном отношении бывших колониальных и зависимых стран.

Другая типология выделяет две группы проблем: 1) проблемы, связанные с перестройкой международных отношений; 2) проблемы оптимизации взаимодействия общества и природы.

Существует и более дробная типология глобальных проблем, предусматривающая выделение трех больших групп. Первая связана с перестройкой международных отношений (суперглобальные проблемы). Она включает следующие глобальные проблемы предотвращение ядерной войны, выравнивание уровней социально-экономического развития стран планеты, установление Нового международного экономического порядка на принципах равноправия и взаимной выгоды, гуманизация развития научно-технического прогресса. Вторая группа касается оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества и природы (общепланетарные ресурсные проблемы) и включает следующие проблемы: предотвращения стихийных бедствий (в том числе антропогенного характера), рационального использовали природно-сырьевых ресурсов (например, земель, вод, лесов), географическую, продовольственную, оптимального хозяйственного освоения необжитых территорий, энергетическую, экологическую, освоения богатств Мирового океана, освоения и использования космоса в мирных целях. Третья группа включает проблемы демократизации отношений общества и личности (общечеловеческие глобальные проблемы или субглобальные со-циокультурные, гуманитарные проблемы с существенным биосоциальным компонентом), ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, обеспечения всех людей элементарными необходимыми средствами существования, здравоохранения, предотвращения негативных последствий урбанизации, ликвидации неграмотности, развития транспорта, планирования и регулирования роста уровня жизни, общественного контроля за средствами массовой информации и массовой культурой, сохранения и защиты элементов национально-исторического колорита и социокультурного наследия народов, культурного обмена, гарантий прав человека на жизнь и существование в здоровой среде, биосоциального порядка (проблемы детства, молодежи, алкоголизма, наркомании и т. п.). Еще одна типология глобальных проблем включает пять групп: 1) предотвращения мировой термоядерной войны; 2) перенаселения и ресурсов жизнеобеспечения; 3) преодоления разрыва между экономически развитыми и отсталыми странами; 4) защиты природной среды; 5) защиты «духовной среды». В соответствии с данной типологией глобальные проблемы выстраиваются следующим образом:

Информация о работе Глобальные проблемы цивилизаии