Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:16, реферат
Государственная образовательная политика - это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она формируется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством законов, указов, постановлений правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
-формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
-разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
-реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
-введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
-разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
-развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
-развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
-совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
-обеспечение контроля качества образования;
-развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
-совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;
-разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
-выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
-разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
-совершенствование системы непрерывного образования;
-организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
-организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
-организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
-развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
-развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;
-участие в формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств.
Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:
-обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;
-безусловное исполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений Программы;
-функционирование системы образования в соответствии с законодательством об образовании и государственными нормативами в указанной области;
-возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;
-введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
-формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных средств;
-учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
-создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
-повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;
-функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и общественной аккредитации;
-повышение объективности итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
-реализация прав граждан на изучение русскою языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций;
-обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;
-укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной, научной и методической литературы и учебных пособии, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных учреждений;
-введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организаций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов;
-создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;
-государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;
-реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;
*совершенствование
* осуществление в системе
-осуществление образовательно-
-привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
-целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях всех уровней профессионального образования;
-функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образовательных и научных учреждений системы образования;
-реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании;
-расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации;
-регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Анализ образовательной политики показывает, что сейчас сужаются возможности для реализации главной стратегической цели государственной политики - обеспечения конституционных прав граждан на получение образования. Обусловлено это увеличением сектора платного высшего образования и отставанием материально-экономических возможностей обучающихся и их семей от стоимости платных услуг. Иначе говоря, без активного вмешательства федеральных властей этой стратегической цели, связанной с соблюдением конституционных прав граждан, достичь невозможно.