Гражданское общество и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

Исходной идеей гражданского общества является преобразова¬ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)
  1. Гражданское общество и государство

Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.

Формулирование понятия  гражданского общества предполагает выявление  его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.

Признаками правового государства являются:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона, т.е.:

а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.

б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) Правовой закон распространяется не только на общество, но и на само породившее его государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) Правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета каких-либо подзаконных нормативных актов, носящих ведомственный характер и обслуживающих не общенародные, не общегосударственные, а групповые интересы. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.

Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.

Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.

Еще одна специфическая особенность  жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Если демократия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское общество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.

В органичном единстве с самоуправленческими  началами находится и такая специфическая особенность жизни гражданского общества, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отношений над вертикальными, иерархическими.

Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни  гражданского общества по праву следует  отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского «плюралмс» — множественный). Структура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообразных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистический характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организованного общества, какконсенсус (лат. согласие, единодушие).

Таким образом, гражданское  общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.

  1. Политические партии и движения

1. Политическая  партия – это

  • организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.
  • политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

2. Отличия политической  партии как политического института:

  • специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти))
  • носитель определенной идеологии;
  • наличие программы действий;
  • характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);
  • определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации. 

3. Типологии политических  партий

  • по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;
  • по отношению к закону – легальные и нелегальные;
  • по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;
  • по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;
  • по территории – федеральные, региональные и локальные;
  • по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;
  • по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;
  • по способу деятельности – реформистские, революционные.

4. Функции партии

Внешние функции партии:

Внутренние  функции 

1)                 борьба за завоевание политической власти,

2)                 реализация партийной программы;

3)                 выражение интересов отдельных социальных групп и слоев;

4)                 обеспечение связи граждан с государственными структурами;

5)                 замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;

6)                 отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба;

7)                 участие с их помощью в политическом управлении;

8)                 подготовку и участие в избирательной кампании;

9)                 осуществление политической социализации граждан.

1)      набор новых членов партии,

2)      пополнение партийной кассы,

3)      оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др. 


5. Партийная система  – совокупность партий, участвующих  в формировании законодательных  и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные  и многопартийные.

6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения  – добровольные формирования, возникающие  в результате свободного и  сознательного стремления граждан  объединиться на основе общности  своих интересов. Они стремятся  не к достижению власти, а к  влиянию на власть. Направления:

  • за сохранение и развитие демократии и прав человека;
  • антивоенные, антиядерные;
  • за землю и социальные права крестьян;
  • за новый экономический порядок (антиглобализм);
  • неприсоединения;
  • экологические;
  • против расовой и национальной дискриминации;
  • женские, молодежные, студенческие.

 

  1. Массовое сознание и массовые действия

Массовое сознание" наряду с групповым и общественным сознанием - тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого  рода социальных общностей - масс. В  содержательном отношении "массовое сознание" - это совокупность доступных  массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь  общества. "Массовое сознание" по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика). 

  "Массовое сознание" возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания. Структура "массового сознания" складывается из общественного мнения (совокупность оценок), ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, " общественного настроения". Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

 

 

   Массовые действия как форма конфликта 

  Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организованные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия- кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются  заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты. 

Информация о работе Гражданское общество и государство