Девиантное поведение в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:48, реферат

Краткое описание

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Содержание

1. Введение 3
2. Теоретическая часть 4
3. Практическая часть 15
4. Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

соц.docx

— 31.72 Кб (Скачать файл)

 

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с конформистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

    1.  Журнал «Социологические исследования» 9-2006г.)С.В. Климова «Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы»
    2. Журнал «Социологические исследования» 1-2006г. Е.М. Щербакова «Нарконашествие в России»
    3. Журнал «Социологические исследования» 2-2013г. Над опасным "социальным придоньем" (о девиантной субкультуре подростков) Автор: Б. С. ПАВЛОВ

В ходе проведенного исследования стало ясно, что высокий уровень девиаитного поведения современной молодежи - итог неграмотных преобразований большинства сфер жизни общества. Недостаток внимания к данной проблеме и сегодня продолжает усугублять данное положение, равно как и свертывание социальных программ и появления огромной армии безработных. В результате резкого снижения уровня жизни возникает неспособность родителей, обремененных своими заботами, реагировать на проблемы своих детей. Таким образом, дети из неблагополучных семей в прямом и переносном смысле оказались выброшены на улицу. И вот в процессе становления их как личностей, предоставленные сами себе, они впитали в себя все отрицательные явления современного мира, а агентами их социализации стали не семья и государство в лице учреждений, в которых проявляется патерналистическая забота о молодежи, а СМИ со своей подчас деструктивной информацией, а также преступные группировки. Распространение проституции, порнографических и иных не цензурированных материалов сильно повысило уровень социальной дезорганизации, а смерть и насилие стали некой естественной нормой в период постоянных военных действий в Чечне.

 

Именно в неформальных объединениях них эта молодежь нашла некую социально-психологическую отдушину, а единственным способом сублимации своей внутренней пустоты стали наиболее дерзкие формы и способы преступного поведения.

В правовом просвещении и пропаганде особо велика роль школы и средств массовой информации. К сожалению, даже в московских школах нет учителей с высшим юридическим образованием, которые могли бы вести правовые дисциплины. Поэтому для повышения качества преподавания правовых дисциплин в школах существенную помощь могут оказать студенты, аспиранты, преподаватели юридических вузов и факультетов, практические работники правоохранительных органов. В нашей стране в силу как объективных, так и субъективных факторов наблюдается дальнейшее снижение воспитательной роли семьи, ближайшего окружения, учебных заведений практически всех типов. Основная масса подрастающего поколения читает все меньше и меньше. В связи с этим возрастает роль средств массовой информации в правовом просвещении и правовой пропаганде несовершеннолетних.

Необходимо учитывать, что влияние СМИ во многом определяется степенью соответствующей подготовленности контингента. Если подросток нравственно не сформирован, является потенциальным девиантом, то примитивизм, насилие, сексуальная распущенность, негативное отношение к религии, культивирование «красивой», но не реальной для большинства людей жизни на экранах телевизоров, являются причиной дальнейшей деградации подростка и отнюдь не способствуют росту правосознания.

В условиях резкого падения нравственности народа, общей и правовой культуры, прежде всего среди молодежи, такое состояние современных СМИ уже становится опасным и грозит более тяжелыми последствиями для настоящего и будущего страны и общества.

В связи с этим предлагаются следующие организационные меры по правовому воспитанию несовершеннолетних: включение в учебные программы образовательных учреждений обязательного курса по основам права; образование Центра правового воспитания, одной из обязанностей которого стал бы мониторинг правосознания несовершеннолетних; координация деятельности всех субъектов правового воспитания подрастающего поколения.

Воспитательная работа с «трудными» подростками не должна ограничиваться непосредственным общением с ними работников системы органов внутренних дел — ведущим фактором роботы по профилактике противоправного поведения подростков должно стать взаимодействие со школой и работа с их ближайшим окружением. При работе с несовершеннолетними необходимо учитывать тот факт, что становлению социально-позитивного правосознания способствует оптимизация ценностных ориентации в сфере образования и трудовой деятельности.

Главной задачей в становлении современной молодежи должна стать не попытка навязывания определенных ценностей, а стремление заинтересовать подростков, дать возможность поверить в красоту и многогранность правовой жизни, стереть стереотипы о праведности и гуманности преступников, навязываемые СМИ, дать им возможность реализовать себя тем или иным законным способом.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Римашевская Н. М. Бедность и маргинализация населения // Социол. исслед. 2004. N 4. С. 33 – 43
  2. Титаренко Л.Г. Социология общественного мнения: курс лекций / Л.Г. Титаренко. – М.: БГУ, 2011.
  3. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУ, 1996.
  4. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: РГИУ, 2000.
  5. 12. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008
  6. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / О.И. Шкаратан. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. http://www.isras.ru/ - сайт Института социологии Российской академии наук

Информация о работе Девиантное поведение в современном российском обществе