Девиация и социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих "загородного клуба" в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем.

Вложенные файлы: 1 файл

девиация.docx

— 224.95 Кб (Скачать файл)

ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕВИАНТОМ

Переход от оценки поступка как девиантного к "наклеиванию" ярлыка девианта на человека обычно осуществляется в результате своего рода обработки  информации о его поведении. Как  правило, эту "обработку" выполняет  какое-либо учреждение. В психиатрических  больницах диагнозы людям, страдающим умственными расстройствами, ставят с помощью некоторой диагностики, а суды выносят приговоры лицам, совершившим преступление. В обоих  случаях наблюдается один и тот  же результат: на человека "наклеивают ярлык" /222/ девианта, если он болен  или ему предъявлено обвинение. В этих случаях следует учитывать  также слабую связь между официальным  определением индивидуума как девианта и реальным совершением девиантных поступков. Это проявляется особенно наглядно, когда людям навешиваются ярлыки психически больных. Поразительные  результаты были получены в результате исследования, проведенного Л. Л. Розенхэном (1973). Он решил проследить, что же происходит, когда нормального человека помещают в психиатрическую лечебницу. Розенхэн и семь других псевдопациентов  легли в разные психиатрические  больницы с жалобами, что их "преследуют какие-то голоса". После того как  они были помещены в клиники (под  фальшивыми фамилиями), у них сразу  же прекратились симптомы "ненормальности". Они стали убеждать медперсонал  в том, что они нормальны. Большинству  псевдопациентов был поставлен  диагноз шизофрения. Они находились в больницах около 19 дней, и ни один из врачей не догадался об обмане. Его заподозрили лишь некоторые  другие пациенты.

В течение первых трех дней пребывания в больнице 35 пациентов (всего в ней насчитывалось 118 пациентов) высказали свои подозрения, а некоторые были твердо убеждены в своей правоте. "Вы не психически больной человек. Вы журналист или  профессор. (Псевдопациенты тратили  много времени на запись своих  наблюдений.) Вы контролируете деятельность врачей". Хотя псевдопациент настойчиво внушал другим больным, что он мучился  до поступления в больницу, а теперь чувствует себя отлично, некоторые  продолжали считать его абсолютно  нормальным вплоть до выписки.

Но поскольку их признали шизофрениками, псевдопациенты никак  не могли избавиться от этого ярлыка. (Вполне возможно, что некоторые  из медицинского персонала понимали, что их обманули, но, стараясь не ударить  в грязь лицом, не решались признать ошибочность первоначально поставленного  диагноза.)

На втором этапе эксперимента сотрудникам больницы (психиатрам, медицинским сестрам и т.д.) сообщили, что в течение ближайших трех месяцев в больницу могут поступить  псевдобольные. Всем сотрудникам было поручено тщательно обследовать  каждого больного, помещенного в  палату, и выявлять случаи обмана. Из 193 пациентов, поступивших для лечения  психических заболеваний, 41 человек  был признан нормальным по крайней  мере одним врачом. Но в действительности на этот раз среди пациентов не было ни одного псевдобольного. Как  заключает Розенхэн, "любая процедура /223/ установления диагноза, которая  приводит к массовым ошибкам подобного  рода, недопустима в медицине" (с.252).

Часто процесс признания  человека девиантом продолжается довольно длительное время. Например, малолетние преступники могут быть выявлены в школе, затем ими занимается полиция, после этого против них возбуждаются дела в судах для несовершеннолетних, и, наконец, их направляют в исправительные колонии (Шур, 1971). Однако иногда этот процесс отличается меньшей формальностью. Для нас стало привычным стереотипом понятие о неком "безумном гении". Мысль о том, что творчество и психическая неустойчивость каким-то образом связаны между собой, возникла под влиянием романтической литературы XIX в., в которой прославлялось своенравное поведение, и "безумный гений" считался скорее положительным, чем отрицательным героем. Сами "безумные гении" часто использовали такое отношение к себе, создавая свой романтический образ (Беккер, 1978).

В настоящее время средства массовой информации играют основную роль в формировании критериев оценки девиантного поведения. Когда Патриция Херст была похищена в 1974 г., пресса была единственным источником информации в течение многих месяцев, предшествовавших ее обнаружению и аресту по обвинению в ограблении банка. Многие американцы были уверены в ее виновности задолго до того, как она предстала перед судом; в какой-то мере общественное мнение о ней сложилось под влиянием средств массовой информации, представивших ее как "избалованного ребенка из богатой семьи", и этот образ вызвал раздражение большинства населения.

СТИГМАТИЗАЦИЯ

Стигмой называется какой-либо порок, свойственный человеку или группе; люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям  со стороны окружающих. Если человек  считается девиантом, он в какой-то мере может быть наказан. Наказание  может быть сравнительно мягким - порой  люди просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может  быть и суровым: помещение в психиатрическую  больницу или тюрьму. Другие виды стигмы относятся к людям с физическими  дефектами. Например, слепые и калеки не подвергаются обычным видам наказания, но с ними обращаются не так, как  с нормальными людьми. Девочка, лишенная одной ноги, вспоминает, что люди всегда бросались к ней на помощь, когда /224/ она падала, катаясь на роликовом коньке: "Они относились ко мне не так, как к обычным  людям, падающим во время катания  на роликовых коньках. Они были уверены  в том, что я падаю только потому, что я беспомощная калека" (Гоффман, 1963, с. 16). Эта тенденция проявляется  в том, что люди недооценивают  или переоценивают возможности  человека, отмеченного стигмой. Например, считается, что преступники читают только детективные романы в дешевой  обложке. Если же они читают книги  Симоны де Бовуар или Лоренса Дурреля, их считают необычными (Гоффман, 1963). Кроме того, следует отметить, что  так называемые нормальные люди не церемонятся с личностью "клейменых".

СЛЕДСТВИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ

Когда человека признают девиантом  и обращаются с ним соответствующим  образом, как он реагирует на это? Считает ли себя приговоренный к  смертной казни в большей степени  девиантом, чем тот, на кого навешен  ярлык гомосексуалиста? Ответ на этот вопрос определяется тем, в какой  мере человек согласен с мнением  окружающих. Шур (1971) назвал процесс "вживания" в образ девианта ролевым поглощением. Согласно его точке зрения, ролевое  поглощение является конечным этапом процесса развития девиантного поведения. Степень этого поглощения обусловлена  главным образом отношением других людей к человеку, который считается  девиантом.

Филлипс (1963) исследовал, как  люди реагируют, когда узнают, что  кто-то обратился за помощью к  психиатру. Несколько сот взрослых людей получили карточки с описанием  поведения пяти человек: параноидного шизофреника; обычного шизофреника; встревоженного и удрученного человека; пациента, которого мучили страхи, человека с нормальной психикой. Наряду с этим сообщалась информация о том, в какой помощи нуждался каждый из них,- лечении в психиатрической больнице, консультации психиатра, беседе со священником и т.п. Филлипс обнаружил, что люди предпочитали иметь дело с теми, кто не нуждался в психиатрической помощи, независимо от характера и степени заболевания человека. Здоровый человек, который лечился в психиатрической больнице, воспринимался более отрицательно, чем душевнобольной, который вообще не стремился к получению медицинской помощи.

Это исследование привлекает особое внимание к проблемам, с которыми, вероятно, сталкиваются люди, отмеченные клеймом девианта. Отношение к  ним работодателей, членов /225/ семьи  и друзей влияет на особенности ролевого поглощения. Однако иногда люди упорно отказываются считать себя девиантами или пытаются "нейтрализовать" наклеенный на них ярлык. При этом они признаются в совершении девиантного  поступка, а затем каким-то образом  оправдывают его (Матца, 1964). Например, молодой человек, обвиненный в краже  дамской сумочки, мог бы сказать  в свое оправдание: "Да, я украл  ее. Но ведь все воруют. Мне просто не повезло, и меня поймали". Он поддерживает норму, запрещающую воровство, но стремится "нейтрализовать" свой поступок путем  его деперсонализации. Согласие человека с девиантной идентичностью основывается на многих факторах - среди которых  наиболее важно, насколько часто, как  долго и с какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также его способность оказывать  сопротивление процессу ролевого поглощения (Шур, 1971).

КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ФОРМЫ ДЕВИАЦИИ

Как считает Дэвид Матца (1964), в большинстве случаев, когда девиациянаблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют "нарушение правил". При этом "субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но "переворачивает их с ног на голову". Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствующей культуры" (Коэн, 1955, р.28). Наиболее ярким проявлением этой тенденции является поведение преступных банд, а также "бунтовщиков" (согласно концепции Мертона). Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать "стилем работы" группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы. Достаточно представить себе работу авиадиспетчеров, чтобы понять, что такой вид девиации может парализовать деятельность всей организации.

Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большее влияние в обществе, чем ее /226/ представители, действующие в одиночку. В связи с этим власти сталкиваются с новыми сложными проблемами. Во-первых, это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы. Поведение, которое считалось девиантным, может оцениваться теперь как "несколько отличающееся" или "слегка отклоняющееся" по мере того, как оно становится социально признанным.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Тот факт, что 99 процентов  опрошенных (в исследовании, о котором  мы уже упоминали) признались, что  хотя бы раз в жизни нарушили закон, свидетельствует о значительной напряженности, вызванной конфликтом между желаниями людей и давлением  на них со стороны общества, принуждающего  соблюдать социальныенормы. Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные стандарты, по большей части они конформны. Более того, все желают соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно, вы помните, что основная цель социализации - способствовать стремлению человека к конформности. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми стандартами без всякого принуждения. Однако, посколькусоциализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

Парсонс (1951) проанализировал  три метода социального контроля.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться вобщество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. /227/

Наконец, благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде "анонимных алкоголиков" осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.

Существуют формальные и  неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших  группах. Формальный контроль ассоциируется  с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.

НЕФОРМАЛЬНЫЙ  КОНТРОЛЬ

Иногда санкции применяются неформально. Например, когда люди, находящиеся в тесном контакте с нарушителем, выражают ему свое неодобрение. Рассмотрим следующую ситуацию.

Сьюзан, студентка первого  курса колледжа, проводит субботу  в Бостоне. Когда вечером она  приезжает на вокзал, чтобы отправиться  обратно в колледж, оказывается, поезд уже ушел. В Бостоне Сьюзан знает только Сэма, приятеля ее соседки  по общежитию. Она звонит Сэму, который  приглашает ее переночевать у него. Сьюзан едет к нему домой, оттуда звонит подруге и сообщает, что не приедет  ночевать, при этом она указывает  фамилию и адрес Сэма. Сьюзан и  Сэм некоторое время беседуют, а потом она ложится спать на кушетку. Утром по пути в колледж она думает о том, как Кэти, ее соседка по комнате, отнесется к тому, что произошло, но она уверена, что, услышав о случившемся, Кэти все правильно поймет. Но когда Сьюзан звонит ей и просит встретить ее на вокзале, оказывается, что та очень занята и не может этого сделать. Сьюзан приезжает в колледж на такси. Она входит в комнату и здоровается с подругой, но та проходит мимо, не обращая на нее внимания. Сьюзан не имеет возможности объяснить Кэти всю ситуацию, потому что подруга избегает ее. За обедом Сьюзан садится за свое обычное место, но окружающие продолжают беседовать, проявляя к ней полное безразличие.

Информация о работе Девиация и социальный контроль