Домашняя контрольная работа по обществознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

ходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно также и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность освободиться от воздействий непосредственно воспринимаемой среды и произвольно регулировать свое поведение. На основе отвлеченного мышления у человека формируется высший идеальный духовный мир, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеалы и мировоззрения.
И животные, и человек способны передавать свой опыт последующим поколениям.

Содержание

Черты сходства человека и животного………………2
Сферы жизни общества……………………………….2
Социальная сфера………………………………….3
2.2. Экономическая сфера……………………………...3
2.3 Политическая сфера………………………………4
2.4. Духовная сфера……………………………………4
3. Централизованная экономическая система…………..5
4. Типы и признаки политического режима…………….7
5. Мировая религия «Буддизм»………………………….9
6. Раскройте понятия……………………………………..10
6.1. Человек……………………………………………..10
6.2. Сознание……………………………………………10
6.3. Личность……………………………………………11
6.4. Философия…………………………………………11
6.5. Бытие……………………………………………….11
7. Источники………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

общество.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

  Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

  Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

  Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

                                       3. Централизованная экономическая система

  Суть данной системы  – в государственном монополизме,  то есть в том, что всесильное  государство (через свой мощный  бюрократический аппарат) абсолютно  господствует в экономике. Госчиновники  из центра командуют всеми  хозяйственными ресурсами и единовластно  решают, что, как, для кого и  сколько производить, а главное  – как распределить произведенное.  Поэтому такую основанную на  принуждении систему часто называют  командной, приказной, распределительной  экономикой.

 

Основные черты

Господство государственной собственности

Диктатура государственного плана  в экономике

Административные методы управления экономикой

Финансовая диктатура государства

 

Основные плюсы

 

Более стабильная экономика

Больше уверенности людей в  будущем

Меньше неравенства в обществе

Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

Нет проблемы трудоустройства

Удобный для многих государственный  патернализм

Основные минусы

Неудовлетворительная работа госсобственности

Нет стимулов к усердному труду

Безынициативность и безответственность работников

Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Диктат производителей над потребителями

Низкий уровень жизни людей


 

  Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

  Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

  При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

  В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

  Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее  «расписано» и гарантируется  государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение  производителей практически не  зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции  потребителей. Более того, инициатива  даже наказуема: «самодеятельность»  и «неучтенное» новаторство (пусть  даже весьма эффективные) могут  выбить предприятие из плановой  колеи, ухудшить его финансовое  положение и привести к замене  директора.

                                                                                                  6

  Минусы тотальной централизации  можно проследить на примере  бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная  работа госсобственности. Она плохо  использовалась, растаскивалась; техника  десятилетиями не обновлялась,  ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

  Все тут естественно,  ибо «человеческая природа ленива (русская природа в особенности)»,  напоминает Пушкин. Значит, людей  должен подстегивать интерес.  «Ничейность» же собственности убивает стимулы к усердному труду и рачительному ведению хозяйства. Вот почему командную экономику сопровождают застойность, всеобщие дефициты, диктат производителей и бесправие потребителей. А закономерный социальный итог всего – нищета народа на фоне роскоши и паразитизма власть имущих.

  В то же время  государственно-монополистические  системы имеют свои плюсы. Они  при условии умелого, несвоекорыстного  и не антинародного руководства  могут быть более устойчивыми  и дают людям большую уверенность  в завтрашнем дне; обеспечивают  более равномерное распределение  в обществе жизненный благ  и необходимый их минимум каждому.  Плановое управление всеми трудовыми  ресурсами позволяет избегать  открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается  за счет искусственного сдерживания  роста производительности труда:  там, где мог бы работать  один, работают два человека и  более).

  Свойственный этим  системам государственный патернализм  (всеохватывающая опека народа  со стороны государства) особенно  удобен для несамостоятельной  и пассивной части общества. Они  предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное  существование без особых забот,  полагая, что именно государство  должно «накормить народ».

  Вот почему подобные  системы живучи: у них много  поклонников. И все же одной  «распорядительностью» никого накормить  нельзя. Вначале надо произвести  то, чем можно распорядиться. Поэтому  все заряженные на эффективное  производство современные экономики  работают не на административно-командных,  а на рыночных принципах.

                                                    4.Типы и признаки политического режима        

 

          Тип политического   

                    режима

 

                                                        Признаки режима

 

            Тоталитарный 

 

1) Верховенство государства, носящее  тотальный характер. Государство  не просто вмешивается в экономическую,  политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую  жизнь общества, оно стремится  полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни; 
   2) Сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов; 
   3) Монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата; 
   4) Господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути; 
   5) Централизованная система контроля и управления экономикой; 
   6) Полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют; 
   7) Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни

 

государств с иными политическими  режимами; 
   8) Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий; 
   9) Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, таки духовное насилие; 
   10) Подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

         

           Авторитарный 

   1)Сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху; 
   2) Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности; 
   3) В обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму; 
   4) Политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти; 
   5) Государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь; 
   6) Обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной; 
   7) Осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе; 
   8) Власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся; 
   9) При положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства; 
   10) режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены. 

 

        Демократический

1) Демократия основывается на полноте власти народа во всех сферах жизни общества. Хотя этот признак, как и другие, не столь легко определяем, тем не менее, народовластие выражается через прямую, непосредственную демократию и представительную демократию. В большинстве современных демократий народовластие находит свое выражение через свободные выборы представителей народа.

2) Для демократии характерно, что волеизъявление народа происходит в результате регулярно проводимых, честных, соревновательных, свободных выборов. Это означает, что любая партия, группа должна иметь равные шансы по отношению к другим, иметь одинаковые возможности конкурировать друг с другом в борьбе за власть.

3) Для демократии должна быть обязательной сменяемость правительства, чтобы правительство страны формировалось в результате выборов. Одного только регулярного проведения выборов еще не достаточно для характеристики демократии. Во многих странах Латинской Америки, Африки правительство и президент отстраняются от власти посредством военного переворота, а не на основе выборов. Поэтому для демократии характерна смена правительства не по желанию совершившего переворот генерала, а в результате свободных выборов.

4) Демократия предусматривает допущение на политическую сцену в борьбе за власть оппозиции, различных политических течений, идеологий. Разные партии, политические группы выдвигают свои программы, отстаивают свои идеологические установки.

5) Демократия прямо связана с конституционализмом, главенством закона в обществе. Демократия и правовое государство – неразрывно связанные понятия.

6) Демократическим считается и  такой признак, как защита прав граждани прав меньшинств. Защита прав меньшинства, отсутствие дискриминационных мер по отношению к нему, гарантия индивидуальных прав и свобод – таковы атрибуты демократии.

7) При демократии имеет место рассредоточение власти, разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя этот признак и не столь очевиден, поскольку разделение властей может и не при демократии, все же рассредоточение власти может быть показателем демократии.

8) Выделяется еще несколько не  основополагающих принципов демократии, например открытость, гласность, рациональность.


 

                                                                     5.Мирова религия «Буддизм»

  Буддизм— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

  Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

  После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

                                                                                                             9

  Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

  В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

                                                             6. Раскройте понятия    

                                                                       6.1. Человек    

  Человеком является представитель вида Homo sapiens. Как сказал Д. Дидро: человек – это наивысшая ценность, поэтому изучение человека является наиболее интересным. Человек – это единственный создатель культурных достижений на земле, основанных на нейробиологических механизмах человеческого тела. Развитие техногенной цивилизации позволяет развивать и человеческую культуру представителя Homo sapiens, т.к. человек связан с окружающей природной средой, связями с общественностью, космосом и т.д. Являясь продуктом биологической эволюции, человек способен воспроизводить эволюцию всей Вселенной в информационном аспекте. Социально-деятельное универсальное развитие позволяет человеку сохранять тесную взаимосвязь между социальными, физическими, биологическими и космическими явлениями и факторами.

Человек, в  первую очередь, является пластичным существом, которое несет в себе следы  биогенетической, социокультурной  и космофизической эволюции. В  ходе развития истории человечества во все времена наиболее запутанным является загадка человеческой природы. В связи с этим было проведено  множество исследований и выдвинуто  множество концепций познания человеческой сущности. Однако единого точного  мнения найдено не было, поскольку  люди различаются не только внешне, но и своими внутренними качествами. Возможным является только выделение  человеческой расы, объединяя некоторых  представителей. Социальные и естественные науки предпринимают попытки  понять человеческое поведение и  сущность человека. Данная проблема наиболее актуальная в современном мире.

 

  Человек-высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др.

                                                                       6.2. Сознание                                   

  Сознание - это высшая, свойственная лишь  человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому себе, который  представляет собой единство  психических процессов, активно  участвующих в осмыслении человеком  объективного мира и своего  собственного бытия и определяется  не непосредственно его телесной  организацией (как у животных), а  приобретаемыми только через  общение с другими людьми навыками  предметных действий. Сознание состоит  из чувственных образов предметов,  являющихся ощущением или представлением  и поэтому обладающих значением  и смыслом, знания как совокупности  ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате  высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом,  сознание является особой формой  взаимодействия человека с действительностью  и управления ею.

                                                                                    10

                                                                       6.3. Личность

  Личность — тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.  
 

Информация о работе Домашняя контрольная работа по обществознанию