Досуг российской молодежи: динамика последнего десятилетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Содержание

Введение
Глава I. Социологический анализ молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени
1.2 Функции, задачи и особенности досуга
1.3 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей
Глава II.
1.1 Досуг российской молодежи: динамика последнего десятилетия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМЕСТРОВАЯ.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Функции, задачи  и особенности досуга

 

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного  общения, удовлетворяющая потребности  студентов в контактах. Такие  формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера  для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении  с другими людьми.

В сфере досуга студенты более открыты для влияния  и воздействия на них самых  социальных институтов, что позволяет  с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Жизнедеятельность студентов  предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять  создавшееся напряжение. Именно в  рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство  утраченных сил, то есть, реализуется  рекреационная функция [36, c. 85-87]

Более того, заложенное от природы  стремление человека к получению  удовольствия также преимущественно  реализуется в сфере досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Известно, что существуют следующие принципы досуговой деятельности:

1.Принцип всеобщности  и доступности- то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2.Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях : от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3.Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4.Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового  времяпрепровождения, это крупномасштабная  социальная акция, цель которой  – разностороннее развитие личности  человека.

Человек сравнительно легко  способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном  предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности  и аспекты его внутреннего  развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных  областях практики ограничена свобода  действий и выбора. Здесь человек  далеко не всегда может реализовать  свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный  эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального  развития личности досуг приобретает  огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни досуговая  активность выполняет множество  различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно  формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные  векторы своего существования. С  одной стороны, досуговые занятия  создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми  людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем  самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек  на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами  своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его  внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек  без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует  с разными людьми. Но эта свобода  позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной  среды. Таким образом, досуг интегрирует  множество разрозненных аспектов жизни  человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

 

1.3 Досуговые предпочтения различных типов молодых людей

 

Все эти разновидности  общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.

Первый тип условно  назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых  людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях  — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) — “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни[26, c. 48-65] .

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни  молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи можно  определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих  формах общения и досуга (посещение  спортклубов, музеев, выставок, занятия  в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью  самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени  здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального  плана), что придает ему активность и организованность, тем самым  дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип —  один из наиболее богатых с точки  зрения социального участия, и это  сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне  от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция  изоляции от собственно молодежной среды  с неизбежным обеднением досуга, а  сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих  единомышленников, наставников и  т.п. Представители этого типа, как  правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или  принимают активное участие в  работе каких-либо политических объединений. Однако отметим, что религиозное  или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности  менее 5% респондентов.

Шестой тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ”  — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным”  типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Молодежь в большей  степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное  отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов  общения по отдельным регионам связаны  как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В  динамично развивающихся районах  страны шансов и возможностей для  обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

 

 

Заключение

 

В настоящее время все  большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех  изменений, которыми характеризуется  эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о  возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его  влияния на процесс социализации молодого поколения.

Повышенный интерес к  социологическому исследованию досуга определяется также изменениями  содержания и структуры досуга под  воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления  новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Основные выводы по теме исследования[ 25, c. 112- 114]:

1. Досуг выступает в  качестве структурного элемента  свободного времени, его содержание  наполнено деятельностью, позволяющей  не только преодолевать стрессы  и усталость, но и развивать  духовные и физические качества  исходя из потребностей личности. В то же время досуг является  относительно самостоятельной сферой  жизнедеятельности молодежи. Основной  признак, отличающий время досуга  от свободного времени - это  возможность выбора видов деятельности  исходя из своих интересов  и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться  временем досуга по своему  собственному усмотрению в соответствии  со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется  вариативностью структурно-функциональных  характеристик, различная совокупность  которых образует типы досуговой  деятельности. Наиболее значимыми  типами досуга можно назвать  развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного  положения молодежи преломляются  в ее досуге, который по сравнению  с досугом других возрастных  групп отличается разнообразием  и преобладанием активных и  развлекательных форм. Ослабление  влияния на становление молодежи  традиционных институтов социализации  в условиях реформ обусловило  возрастание роли досуга для  молодежи и, как следствие,  увеличение влияния его составляющих  на процесс становления личности  молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг - лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации  досуговой сферы жизнедеятельности  российской молодежи обусловлен  как переменами в социокультурной  жизни страны, так и технологическими  и культурными изменениями, произошедшими  в условиях глобализации. Возникли  качественно новые виды досуга, характерными чертами которых  являются развлекательная, культурно-потребительская,  рекреационная направленность их  содержания. Основные виды досуга  стали другими не столько по  форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

5. Роль досуга как фактора  формирования особой молодежной  субкультуры возрастает вследствие  снижения роли традиционных институтов  социализации и отсутствия скоординированной  государственной политики в области  молодежного досуга. Формирование  субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией  и автономизацией социальных  институтов, так и вовлечением  личности в различные социальные  группы. Результаты социологических  исследований молодежных групп  показывают, что совместная деятельность  воспринимается членами этих  групп, прежде всего, как досуговая.  Вследствие чего можно говорить  о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

Информация о работе Досуг российской молодежи: динамика последнего десятилетия